Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Некоторые особенности формирования направленности моральных качеств






Воспитание советского спортсмена в духе коммунистической морали предусматривает формирование его мировоззрения, потребностей, интересов, а также настойчивости, целеустремленности, смелости. решительности, силы воли, самообладания, активности и других качеств.

Целенаправленное воспитание альпиниста должно осуществляться в процессе многолетней подготовки и опыта горовосхождений на всех уровнях спортивной подготовленности.

В спортивной психологии комплекс средств, методов и мероприятий, которые способствуют формированию общих и специальных психических качеств личности спортсмена той или иной спортивной деятельности, принято называть психологическими основами воспитания и тренировки.

Систему средств психолого-педагогических воздействий, направленную на выработку психической готовности к преодолению трудностей во время восхождений, а следовательно, воспитание специальных психических качеств, необходимых для успешного прохождения маршрутов, называют системой психической подготовки к соревнованиям, в частности к восхождениям. Система психолого-педагогических воздействий на спортсмена предусматривает:

— формирование направленности личности советского альпиниста:

— развитие и совершенствование волевых качеств;

— воспитание способности к саморегуляции психического состояния.

Необходимым условием правильного и эффективного формирования личности спортсмена, развития его воли и других психических

качеств является правильная организация педагогического процесса. Основную роль при этом играют спортивный коллектив, его тренер (воспитатель), который направляет работу коллектива, налаживает взаимоотношения спортсменов всего коллектива, что особенно важно в коллективе альпинистов, делающих совместные восхождения, индивидуально работает с каждым во время и вне тренировочной работы, на сборах, во время спортивных мероприятий, создает правильную мотивацию их учебно-тренировочных занятий, развивает стремление к самовоспитанию, использует для этого влияние коллектива, личное общение во время учебно-тренировочных занятий и восхождений со своими учениками, используют свой авторитет. В хорошо организованном коллективе каждый спортсмен — и начинающий, и альпинист, имеющий опыт восхождений, —вправе рассчитывать на товарищескую помощь, психологическую поддержку во время учебно-тренировочных занятий или на восхождениях. Взаимное доверие позволяет альпинистам быстрее овладеть спортивным мастерством.

Большое воспитательное значение имеет отношение к взаимной требовательности. Требовательность к точности выполнения страховки товарища, соблюдению распорядка дня и режима, Дисциплины, гигиены, в четком выполнении заданий тренера должна проявляться постоянно.

Воспитанию чувства советского патриотизма способствуют рассказы о выдающихся отечественных альпинистах, о проявлении ими мужества в экспедициях, на восхождениях, об их участии в Великой Отечественной войне, трудовых подвигах и т. п. Действенным в воспитании являются показы патриотических и тематических кинофильмов, встречи и беседы с ветеранами альпинизма и др.

Необходимо интересоваться мотивами занятий альпинизмом каждого члена коллектива. Под мотивами понимают мысли, стремления и чувства, связанные с осознанием тех или иных потребностей и побуждающие к деятельности. Такими побуждениями могут быть спортивная слава, романтика, стремление к развитию физических и волевых качеств, укрепление состояния здоровья и др.

Знание мотивов занимающихся альпинизмом дает тренеру возможность использовать эти мотивы для повышения активности спортсмена во время обучения и тренировок, для совершенствования моральных и волевых качеств, создания настройки к предстоящему восхождению, определения и развития способностей. Поэтому очень важно формировать те мотивы, которые вызывают наибольшую активность спортсмена в тренировках, максимально мобилизуют силы на определенные трудности, создают положительные эмоции, уверенность и хорошее настроение. Одновременно с этим тренер и коллектив должны воздействовать на спортсменов, которые руководствуются мотивами, имеющими узколичную направленность (болезненное самолюбие, чрезмерное честолюбие, материальные выгоды и т. п.).

Для того чтобы способствовать развитию у альпиниста положительных интересов, тренер-инструктор должен:

— постоянно вести разъяснительную работу среди спортсменов о сущности советского альпинизма, его традициях в воспитании морально-волевых качеств, раскрывать сущность эстетики альпинизма, влияние его на организм, сущность спортивного мастерства, взаимосвязь его компонентов во время больших физических и волевых напряжений, значение взаимоответственности и взаимодействий во время восхождений, о сохранении психологической совместимости в коллективе и др.;

— творчески проводить практические и теоретические занятия, ставя каждый раз разные задачи, чтобы избежать стандарта и однообразия, соблюдая педагогические принципы: сознательность, активность, постепенность, последовательность, доступность, прочность, наглядность и индивидуальность;

— добиваться самостоятельного и творческого поведения в тренировках и на восхождениях, в совершенствовании техники, тактики, развитии физических качеств;

— систематически совершенствовать способы страховки и самостраховки, технику использования современного снаряжения;

— представлять альпиниста к тому или иному восхождению по степени трудности с учетом его способностей и возможностей;

— способствовать правильному пониманию и реальной оценке альпинистом многочисленных опасностей, в условиях которых происходит спортивное восхождение;

— добиваться от спортсмена самостоятельной круглогодичной тренировки в развитии физических и волевых качеств, сохраняя режим тренировки и отдыха, ведения журнала самоконтроля, исключить употребление спиртных напитков и курение;

— интересоваться условиями жизни альпиниста, его трудовой деятельностью, учебой и др.

Одним из важных факторов психологической подготовки является собеседование группы с выпускающим на восхождение. Выпускающий интересуется отношениями в группе между каждым участником в отдельности, есть ли схоженность в группе, на каком уровне в группе были совместные тренировки или восхождения и др. Выпускающий знакомится со знаниями маршрута участниками, правильностью изображения кроков маршрута, материальным обеспечением группы, наличием необходимого снаряжения, где и в каких случаях оно может быть использовано, какая будет применена техника и тактика на наиболее сложных местах маршрута, режим и регламент движения.

При помощи опроса и данных предварительных оценок и характеристик выпускающий получает представление об альпинисте, его подготовке и возможностях. Выпускающий, как опытный альпинист, возможно ходивший по этому маршруту, дает ряд советов по технико-тактическим вопросам в преодолении отдельных, наиболее трудных участков, дает участникам задачи на решение сложных ситуаций, которые могут встретиться на данном маршруте. Весь этот комплекс вопросов, связанных не только с техникой и тактикой преодоления маршрута, применением снаряжения, но и с характеристикой личности, его знаниями, опытом и способностями в альпинизме, склонностью к постоянной совместимости в группе, оказывает положительное влияние на коллектив, заставляет участников готовиться к встрече с выпускающим. Поэтому весь процесс выпуска является сильным фактором психологической подготовки непосредственно к спортивному мероприятию.

От опыта, знаний и требовательности выпускающего зависит и качество психологической настройки группы. То, что было не учтено, недооценено участниками во время подготовки — в этой беседе находит свое отражение. Заблаговременное знакомство спортсмена со всеми условиями восхождения вселяет в пего уверенность.

Фактором психологического воспитания в этом плане являются также разборы восхождений. Во время разборов отмечаются не только положительные стороны в деятельности группы и каждого ее члена, но и недостатки в технике, тактике, организации и проведении всего мероприятия. Главным направлением в разборе является критическая оценка проведения мероприятия, в частности критическая оценка поведения товарищей и самокритичность. Здесь откровенно выясняются отношения друг к другу, обсуждается поведение каждого участника во время преодоления особенно сложных и опасных участков пути, дается коллективная оценка способностей каждого, его технико-тактической, физической и теоретической подготовленности, проявления им психологических качеств — воли, активности, дисциплинированности, решительности, коллективизма и др. После подобных разборов наиболее четко выясняются схоженность группы, отношения в ней и психологические качества каждого в отдельности.

Беседа группы с выпускающим и разбор проведенных учебно-тренировочных и спортивных мероприятий являются одним из основных методов психологического воздействия.

Действенным средством психологической подготовки к восхождению является разминка и врабатываемость.

Известно, что перед стартом у каждого спортсмена наступает предстартовое состояние. Этот психологический фактор сопровождается рядом эмоций как положительных, так и отрицательных. У одних спортсменов превалируют положительные эмоции, у других — отрицательные. Такое состояние наступает и у альпинистов перед выходом на маршрут, хотя внешне оно может и не проявляться в силу занятости спортсмена подготовкой к выходу. К положительным эмоциям можно отнести — хорошее настроение, бодрое состояние, уверенность, надежду, оптимизм. К отрицательным — плохое настроение, подавленность, недоверие к товарищу, пассивность в действиях, неуверенность, раздражительность.

Для создания положительных эмоций и снятия отрицательных проводят физическую разминку, которая служит средством “врабатываемости”. Научными исследованиями и практикой доказано, что “врабатываемость” перед какой-либо деятельностью дает положительный эффект не только со стороны физической подготовки, по и психологической стороны.

Известно, что качество и количество работы в самом ее начале ниже, чем спустя некоторое время. Это наблюдается как при физической, так и при умственной работе, в быту, на производстве, при спортивной деятельности и пр. В связи с этим часто говорят: “надо втянуться в работу”, “размяться”, “разогреться”, “вработаться”, “приспособиться”, “наладиться” и т. п.

Период времени, необходимый для того, чтобы “вработаться”, зависит от характера работы и индивидуальных особенностей человека.

Поэтому альпинистам после ночлега на бивуаке, перед выходом на маршрут, на рассвете, при низкой температуре, часто после неудобного положения и беспокойного сна необходимо разогреть организм упражнениями на растягивание мышц, координацию движения и др.

Разминка перед выходом на маршрут служит врабатываемостью, не только готовит мышцы к выполнению сложной работы, но и снимает некоторую психическую напряженность, собирает и мобилизует весь организм, создает хорошее деловое настроение, придает бодрость.

Психологические качества альпиниста воспитываются, главным образом, во время спортивной деятельности и чем больше у него практики горовосхождений, опыта борьбы с трудностями, технико-тактического мастерства, волевых качеств, тем выше его психологическая подготовка.

Воспитание личности через спорт, в частности через альпинизм — сложный и многогранный процесс, который может быть оптимально решен только совместными усилиями коллектива, тренера и самого альпиниста на базе общности цели, постоянного контакта и товарищеской помощи.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.