Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. В условиях рыночной экономики главным фактором повышения эффективности национальной экономики становятся уже не отдельные достижения науки и техники






В условиях рыночной экономики главным фактором повышения эффективности национальной экономики становятся уже не отдельные достижения науки и техники, какими бы выдающимися они не были, а высокий научный и технологический уровень всего производства. Этот уровень определяется в первую очередь состоянием машиностроения как отрасли, обеспечивающей потребности в технологическом оборудовании, которое должно обновляться непрерывно.
Машиностроение – это базовая отрасль экономики, определяющая развитие таких комплексов, как топливно-энергетический, транспортный, строительный, химический и нефтехимический и ряд других. От уровня развития машиностроения зависят важнейшие удельные показатели валового внутреннего продукта страны (материалоемкость, энергоемкость) и, как следствие, конкурентоспособность выпускаемой продукции. В экономически развитых странах доля машиностроительной продукции в общем промышленном выпуске составляет 35–50 %, в то время как в России она пока еще достигла лишь рубежа в 19 %. Современный уровень машиностроения в России, его научно-техническая и производственная базы не отвечают возрастающим требованиям экономического и социального развития страны.
Развитие машиностроения напрямую зависит от качества экономического образования менеджеров и инженерно-технических работников предприятий отрасли.
В процессе изучения дисциплины «Экономика отрасли» у студентов вырабатываются навыки устанавливать, каким образом рыночные процессы направляют деятельность производителей для удовлетворения потребительского спроса, каким образом эти процессы могут нарушаться, каким образом они регулируются или могут быть отрегулированы так, чтобы результативность экономики была достаточно высокой.
В результате изучения дисциплины «Экономика отрасли» студент должен иметь представление о структуре отрасли; знать экономику размещения предприятий отрасли и уметь использовать теорию олигополистического ценообразования; знать продукцию отрасли и влияние свойств материалов на ее технико-экономические показатели; владеть профессиональными навыками в области организационно-экономических проблем, отражающих специфику предприятия конкретной отрасли; уметь использовать полученные знания для последующего успешного освоения образовательной программы по специальности. Дисциплина «Экономика отрасли» тесно связана с другими учебными дисциплинами, такими как
«Экономическая теория», «Экономика предприятия», «Организация производства», «Статистика», а также с дисциплинами, изучающими региональную экономику.
Цель данного учебного пособия – оказание помощи студентам в организации самостоятельного изучения курса «Экономика отрасли». В нем рассмотрены важнейшие вопросы экономики отрасли машиностроения в соответствии с учебной программой по данной специальности.
Учебное пособие подготовлено преподавателями кафедры экономики и управления на предприятии Саратовского Государственного социально-экономического университета. Главы написали: к. э. н., доц. Миронов М. Г. (введение, гл. 1, 2, 3, 5, 12, 13, 16) и старший преподаватель. Загородников С. В. (гл. 4, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 14, 15).

Глава 1
Отрасль машиностроения и ее структура

1.1. Машиностроение – ведущая отрасль промышленности в России

Народное хозяйство страны включает в себя различные отрасли, каждая их которых вносит свой вклад в развитие страны. Однако ведущей отраслью промышленности страны является машиностроение. Развитие этой отрасли отражает уровень научно-технического потенциала и обороноспособности России. Машиностроение определяет перспективы индустрии в мире в целом. Почти во всех странах машиностроение занимает ведущее место. В развитых странах на долю этой отрасли приходится более 1/3 общего объема промышленной продукции: в Японии – 60 %, в Германии – 48 %, в Швеции – 42 %, в США – 40 %, во Франции – 38 %, в Великобритании – 36 %.
В России машиностроительный комплекс производит лишь около 21 % промышленной продукции. Машиностроительный комплекс (МК), включающий в себя, соответственно, машиностроение и металлообработку, ремонтное производство, а также малую металлургию, является материальной базой технического перевооружения. От его состояния в решающей степени зависят производительность общественного труда, научно-технический прогресс, материальное благосостояние народа. Значение этой отрасли очевидно: предприятия этой отрасли очень тесно связаны между собой и с производственными мощностями всех других отраслей хозяйства.
Роль машиностроения в экономике любой страны трудно переоценить. Эту отрасль создает все то, что называется «мускульной силой» производства, и от того, насколько машиностроение способно делом откликаться на новшества, зависит состояние практически всех отраслей и экономики в целом.
Машиностроение призвано выполнять следующие задачи:
1) обеспечение всех отраслей народного хозяйства высокоэффективными машинами и оборудованием;
2) резкое повышение технического уровня, качества и конкурентоспособности продукции на внешнем рынке и достижение в этой области передовых научно-технических позиций в мире;
3) быстрый переход на производство новых поколений машин и механизмов, способных обеспечить многократный рост производительности труда и внедрение прогрессивных технологий, в первую очередь энерго– и ресурсосберегающих;
4) подъем уровня механизации и автоматизации всех стадий производственной разработки образцов до массового выпуска готовых изделий.
Развитие машиностроения в переходный период показывает, что большинство поставленных задач не было выполнено. Как и в других отраслях, в МК в 1990–2002 гг. произошел значительный спад производства большинства видов станков, электромашин, электродвигателей, автомобилей, автобусов, сельскохозяйственной техники, оборудования для легкой и пищевой промышленности, медтехники, запчастей к машиностроительной продукции. По оценкам Госкомстата России сокращение физических объемов машиностроительной продукции в 2002 г, по сравнению с 1990 г., составило 43 %.
При этом снижение выпуска оборонной техники составило около 81 %. Производство некоторых видов машиностроительной продукции вообще прекращено (передвижные компрессорные станции для освоения нефтяных и газовых скважин, льноуборочные комбайны, другие виды сельскохозяйственной техники). Поэтому налицо снижение удельного веса наукоемких отраслей (электротехника, станкостроение и приборостроение) в общем объеме выпуска машиностроения, например, в 2002 г. до 14, 6 % против 25, 1 % в 1990 г.
Ведущими отраслями комплекса являются общее машиностроение, электротехника и радиоэлектроника, транспортное машиностроение, а также производство ЭВМ и конторского оборудования. На современном этапе наибольшим динамизмом отличаются наукоемкие подотрасли машиностроительного комплекса: производство ЭВМ, телекоммуникационного оборудования, ракетно-космической техники, промышленных роботов и средств автоматизации.
Современный уровень машиностроения, ее научно-техническая и производственная база не отвечают возрастающим требованиям экономического и социального развития страны. Такое положение дел в машиностроении стало сдерживающим фактором в ускорении обновления активной части основных фондов, повышении производительности труда во всех отраслях народного хозяйства. Непомерно высокой осталась доля ручного туда, разрослась сфера ремонта. Поэтому для сбалансированности развития отраслей машиностроительного комплекса и народного хозяйства в целом необходима программа модернизации отечественного машиностроения, которая предусматривала бы значительные мероприятия по совершенствованию управления этой важнейшей сферой экономики, коренной перестройке ее структуры.
Десятилетиями складывающаяся организационная структура управления машиностроительным комплексом во многом соответствовала командно-административным методам, превалирующим долгие годы в советской экономике. Структура управления тогда требовала своеобразных методов руководства, и это не могло не сказаться на том, что огромный производственный и научно-технический потенциал отраслей машиностроения использовался недостаточно эффективно. До недавнего времени отдельные структуры управления практически являлись преградой быстрейшему внедрению современных достижений науки и техники.
В МК входит также большая группа отраслевых и академических научно-исследовательских институтов, занимающихся проблемами обоснования экономического и технико-технологического развития машиностроительного комплекса. Научно-технический потенциал МК дает возможность успешно решать сложные проблемы науки и производства.
Основными причинами падения научно-технического уровня машиностроения являются:
1) снижение от государственной поддержки передового производства в рамках соответствующих программ, снятие государственных дотаций;
2) сокращение госзаказов на эти виды оборудования.
Все это говорит о чрезвычайно низком научно-техническом уровне нашего машиностроения. Однако этот сектор определяет уровень научно-технического развития всех других отраслей производства. Технологическая инфляция – такая же опасная спираль, такая же засасывающая воронка, как и инфляция денежная. На машинах и оборудовании низкого научно-технического уровня может быть создана, как правило, и продукция соответствующего, низкого уровня качества. А неэффективное использование всех видов ресурсов, которое неизбежно на технически отсталом, устаревшем оборудовании, обусловливает низкую эффективность производства, что в конечном счете усугубляет общий кризис экономики.
Основными направлениями технологической модернизации предприятий машиностроительного комплекса на ближайшее время будут:
1) развитие новых технологий, в первую очередь энерго– и ресурсосберегающих, способствующих повышению конкурентоспособности машин и оборудования;
2) приведение структуры производства в соответствие с требованиями рынков;
3) формирование крупных структурообразующих объединений, холдингов и корпораций, имеющих повышенную финансовую устойчивость и способных к саморазвитию;
4) увеличение темпов обновления и ввода новых основных фондов на устойчиво работающих предприятиях;
5) создание федеральных научных центров высоких технологий, объединяющих вокруг себя научные, производственные и финансовые организации для образования самоподдерживающихся и саморазвивающихся корпоративных систем.
Не менее важно наладить постоянно действующий механизм обновления продукции, повышения ее потребительских свойств, вовлечения в производство разработок НИОКР. Именно с этой целью было создано Министерство промышленности, науки и технологий, призванное на основе научных достижений и новых технологий вырабатывать промышленную политику и реализовывать ее в рамках предоставленных полномочий.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.