Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отраслевая структура машиностроения




Машиностроение – это отрасль, включающая в себя множество подотраслей. По сравнению с другими отраслями промышленности машиностроение является самой сложной и дифференцированной отраслью.
Возникновение машиностроения как самостоятельной отрасли и его отраслевая дифференциация непосредственно связаны с общественным разделением труда. Разделение общественного труда проявляется в трех формах: общее, частное, единичное.
Общее разделение труда выражается в разделении общественного производства на крупные отрасли народного хозяйства: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт и др. Частное разделение труда проявляется в обособлении отдельных отраслей и производств внутри промышленности, сельского хозяйства, строительства и других отраслей материального производства. Например, в промышленности выделились металлургическая, машиностроительная, легкая, пищевая промышленность и другие отрасли. Под воздействием частного разделения труда в машиностроении постоянно создаются новые отрасли. Единичное разделение труда находит свое выражение в разделении и организации труда непосредственно на предприятиях.
Отрасль машиностроения представляет собой совокупность субъектов хозяйственной деятельности независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, разрабатывающих и (или) производящих продукцию (выполняющих работы и оказывающих услуги) определенных видов, которые имеют однорядное потребительское или функциональное назначение. При этом отрасль характеризуется однородностью производственно-технической базы, специфичностью состава кадров и условий труда.
Отрасли, в состав которых входят несколько однородных специализированных отраслей, называют комплексными отраслями. В состав специализированных отраслей включаются различные подотрасли и производства, которые характеризуются теми же признаками, что и отрасль, но являются более узкоспециализированными, выпускают более однородную продукцию по сравнению с отраслью и располагают меньшим количеством предприятий.
В настоящее время отрасли машиностроения объединены в единый машиностроительный комплекс, который включает в себя 12 крупных отраслей и около 100 специализированных отраслей, подотраслей и производств. К комплексным отраслям относятся: тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение; электрическая промышленность; химическое и нефтяное машиностроение; станкостроительная и инструментальная промышленность; приборостроение; автомобильная промышленность; транспортное и сельскохозяйственное машиностроение; строительно-дорожное и коммунальное машиностроение; машиностроение для легкой и пищевой промышленности и бытовых приборов; авиационная промышленность; судостроительная промышленность; промышленность средств связи.
Комплексные отрасли в свою очередь включают в себя ряд специализированных первичных отраслей. Например, в такую комплексную отрасль, как тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение, входят: производство турбин и котлов паровых; дизелей и дизель-генераторов; комбайнов, проходческих машин и машин шахтных погрузочных; кранов мостовых электрических, кранов на автомобильном ходу и кранов башенных; тепловозов магистральных, грузовых и пассажирских магистральных вагонов, вагонов метрополитена.
В составе автомобильной промышленности выделяются: производство троллейбусов; грузовых и легковых автомобилей; автобусов; прицепов и полуприцепов тракторных; мотоциклов и мотороллеров; велосипедов.
Отраслевая структура отражает степень общественного разделения труда, дифференциации и специализации отраслей. Она позволяет судить о пропорциях и взаимосвязях отраслей в распределении общественного труда между отраслями и производствами, об их роли в промышленном производстве. Более совершенная отраслевая структура машиностроения в определенной степени характеризует эффективность промышленного производства. Прогрессивность отраслевой структуры машиностроения
характеризуется такими количественными соотношениями отдельных отраслей и производств, при которых обеспечивается наиболее эффективное использование достижений научно-технического прогресса, форм и методов организации производства, материальных и трудовых ресурсов.
Машиностроительный комплекс в целом (за исключением, может быть, автомобилестроения) слабо структурирован. В нем существуют многие весьма сильные ассоциации, объединения, группы, часть из них создается под непосредственным влиянием Минпромнауки России. Однако в ряде подотраслей степень интеграции пока явно недостаточна. Это снижает устойчивость отрасли по отношению к ценовым колебаниям, снижает ее инновационный потенциал, не позволяет осуществлять отдельным предприятиям достаточные вложения в работы НИОКР, ограничивает возможности проведения масштабных маркетинговых исследований, рекламных кампаний, требующих серьезных финансовых затрат. Проблемы укрупнения и укрепления структурных связей особенно обостряются в связи с процессами глобализации, идущими в мире, а также в связи с предстоящим вступлением России в ВТО. Крупные транснациональные корпорации, конкурируя с российскими разрозненными производителями (как на мировом, так и на внутреннем рынках) и обладая несомненным финансовым, интеллектуальным и организационным превосходством, легко завоевывают ниши рынка, принадлежавшие ранее российским фирмам. Отвоевывать их затем оказывается всегда намного сложнее.
Структура машиностроения формируется под воздействием многих факторов, важнейшими из которых являются: научно-технический прогресс; темпы развития отраслей народного хозяйства; концентрация, специализация, кооперирование и комбинирование; рост материального благосостояния и культурного уровня народа; сырьевые ресурсы страны; место страны в системе международного разделения труда; укрепление позиций России на мировом рынке.
Основным фактором, определяющим структуру машиностроения и ее изменения, является научно-технический прогресс, уровень развития науки и техники в стране. Научно-технический прогресс находит свое выражение в создании новой и совершенствовании действующей техники и технологии; росте механизации и автоматизации производства; создании и использовании новых видов сырья, топлива, энергии и материалов; освоении новой и совершенствовании ранее выпускаемой продукции, повышении ее качества; росте квалификационного и образовательного уровня занятых в народном хозяйстве, изменении отраслевой структуры производства и т. д.
Большое влияние на изменение отраслевой структуры машиностроения оказывают темпы развития отраслей народного хозяйства, потребляющих машиностроительную продукцию. Чем выше темпы развития той или иной отрасли народного хозяйства, тем больше ее потребность в машиностроительной продукции и тем выше темпы роста отрасли машиностроения, производящей эту продукцию.
Значительное влияние на отраслевую структуру машиностроения оказывает рост материального благосостояния и культурного уровня народа. Под влиянием этих факторов образуются новые производства по изготовлению предметов культурно-бытового назначения – магнитофонов, музыкальных центров, телевизоров, видеоаппаратуры, электроприборов, стиральных машин, пылесосов, мотоциклов, легковых автомобилей и др.


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.