Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 9. Игровые технологии в системе правового образования






Общая характеристика игры как формы учебного занятия. Понятие и основные функции игры. Виды игр: дидактические, сюжетно-ролевые, деловые, иллюстративные. Их сущность, особенности, цели и задачи. Примеры игр.

Тема 10. Инновационные технологии в системе

Правового образования

Инновации в правовом обучении. Типы инноваций в правовом обучении. Сущность инновационного правового обучения. Виды инновационных технологий (примеры).

ЛИТЕРАТУРА

1. Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву. - М., 2003.

2. Попова И.Т. Некоторые аспекты формирования школьников // Основы государствами права. - 2003. - №3.

3. Морозов С. А. Методика преподавания права в школе. - М., 2002.

4. Методическое пособие по интерактивным методам преподавания. - М., 2002.

5. Румынина В.В. Тесты как форма текущего и итогового преподавания права // Основы государства и права. 1998. №6.

6. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. – М., 2000.

7. Мостяева, Л.В. https://shgpi.edu.ru/biblioteka/cgi-bin/search/search.exe? Z21ID=& I21DBN=STATI& P21DBN=STATI& S21STN=1& S21REF=10& S21FMT=fullw& C21COM=S& S21CNR=20& S21P01=0& S21P02=0& S21P03=M=& S21COLORTERMS=0& S21STR=Гражданское образование: проблемы и перспективы [Текст] / Мостяева, Л.В. // Право в шк. - 2007. - №3.- С.25-28. - С. 2007

8. Шадрин, В.М. https://shgpi.edu.ru/biblioteka/cgi-bin/search/search.exe? Z21ID=& I21DBN=STATI& P21DBN=STATI& S21STN=1& S21REF=10& S21FMT=fullw& C21COM=S& S21CNR=20& S21P01=0& S21P02=0& S21P03=M=& S21COLORTERMS=0& S21STR=Происхождение и развитие юридической науки и правового образования в России / Шадрин, В.М. // Шадрин, В.М. Становление и развитие теоретической юриспруденции в России: учеб.пособие /В.М.Шадрин. - 2006. - С.29-60. - Челябинск, 2006

9. Акчурин, Т.Ф. https://shgpi.edu.ru/biblioteka/cgi-bin/search/search.exe? Z21ID=& I21DBN=STATI& P21DBN=STATI& S21STN=1& S21REF=10& S21FMT=fullw& C21COM=S& S21CNR=20& S21P01=0& S21P02=0& S21P03=M=& S21COLORTERMS=0& S21STR=Контрольно-измерительные материалы по правоведению [Текст]: принципы построения, основные виды и образцы тестовых заданий / Акчурин, Т.Ф. // Право в шк. - 2007. - №3.- С.56-59. - С. 2007

10. Косянова, О.М. https://shgpi.edu.ru/biblioteka/cgi-bin/search/search.exe? Z21ID=& I21DBN=STATI& P21DBN=STATI& S21STN=1& S21REF=10& S21FMT=fullw& C21COM=S& S21CNR=20& S21P01=0& S21P02=0& S21P03=M=& S21COLORTERMS=0& S21STR=Коммуникативная компетентность как одна из основ качественного профессионального образования студентов правовых специальностей [Текст] / Косянова, О.М. // Наука и шк. - 2008. - №1.- С.8-12.

11. Шацкова, Т.Н. https://shgpi.edu.ru/biblioteka/cgi-bin/search/search.exe? Z21ID=& I21DBN=STATI& P21DBN=STATI& S21STN=1& S21REF=10& S21FMT=fullw& C21COM=S& S21CNR=20& S21P01=0& S21P02=0& S21P03=M=& S21COLORTERMS=0& S21STR=Использование интерактивных методов на уроках права [Текст] / Шацкова, Т.Н. // Право в шк. - 2008. - №2.- С.11. - С. 2008

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «Педагогика»

Тема1. Общие основы педагогики

Педагогика как теоретическая и прикладная наука. Место педагогики в системе наук о человеке. Объект, предмет и функции педагогики. Понятийный аппарат педагогики. Си­стема педагогических наук. Связь педагогики с другими науками.

Понятие о методологии педагогики. Основные методологические принципы педагогики, ее методы и категории.

Сущность и виды научно-педагогического исследования. Структура и этапы научно-педагогического исследования. Методологический аппарат исследования. Система методов педагогического исследования. Педагогический эксперимент. Педагогический мониторинг.

Аксиологические основания методологии педагогики. Система аксиологических принципов. Классификация педагогических ценностей и их характеристика.

Движущие силы развития личности. Факторы развития личности учащегося. Возрастная периодизация. Личность как объект и предмет воспитания. Факторы развития личности и их характеристика (наследственность, среда и воспитание). Биосоциальная природа личности. Деятельность как фактор развития человека.

Современные концепции образования личности (Н.А. Алексеев, В.В.Сериков, И.С. Якиманская и др.). Теория личностно-ориентированного образования культурологического типа (Е.В.Бондаревская). Основные функции личностно-ориентированного образовательного процесса: гуманитарная, культуросозидающая, здоровьесберегающая, адаптивная.

Понятие о цели в образовании. Цель как системообразующий компонент образовательной деятельности. Цель и целеполагание в современной образовательной деятельности. Функции цели в образовании. Современные педагогические цели и образовательные стандарты.

Сущность, закономерности и движущие силы педагогического процесса. Структура и принципы целостного педагогического процесса. Компоненты целостного педагогического процесса и их характеристика.

Образование как общественное явление. Сущность образования. Непрерывное образование: сущность, функции и принципы. Образование как предмет педагогической деятельности. Структура и виды педагогической деятельности. Требования к личности современного учителя. Структура и основные звенья системы образования и их характеристика. Современные подходы в образовании.

Система образования в России. Принципы образовательной политики, отраженные в Законе РФ об образовании. Типы образовательных учреждений.

Школа как социальный институт образования. Альтернативные модели школьного образования. Система дополнительного образования, ее функция и характер. Формы дополнительного образования для детей и подростков.

Научные подходы к организации управления образованием. Органы управления образованием. Государственно-общественный характер управления образовательными системами. Педагогический мониторинг как системная диагностика качества образовательного процесса.

Тема 2. Теория обучения (дидактика)

Дидактика как наука об образовании (обучении и учении). Основные категории дидактики. Предмет, цель и задачи дидактики.

Обучение в образовательном процессе. Процесс обучения как процесс познания. Структура обучения и характеристика компонентов структуры. Цель как системообразующий компонент обучения. Целеполагание и таксономия целей обучения. Уровни эффективности процесса обучения. Основные технологии обучения.

Понятие дидактических о законах и закономерностях. Характеристика основных закономерностей обучения. Взаимосвязь закономерностей и принципов обучения. Понятие о принципах обучения. Характеристика основных принципов обучения. Единство и взаимообусловленность принципов обучения. Движущие силы целостного процесса обучения.

Сущность методов и приемов обучения, их взаимосвязь. Структура классификация методов обучения. Методы работы учителя и учащихся. Методы обучения по источнику получения знаний (словесные, наглядные, практические).

Понятие о средствах обучения. Классификация средств обучения. Технические средства обучения и условия их применения. Компьютер как средство обучения. Средства новых информационных технологий. Современные модели организации обучения.

Понятие «формы организации обучения». Сущность организационных форм и современные формы обучения. Классификация форм организации обучения. Место организационных форм в процессе образования и обучения. Основные организационные формы и виды обучения и их характеристика.

Урок как основная организационная форма обучения. Типы и структура современного урока. Дидактические требования к современному уроку. Нетрадиционные уроки. Организация учебной деятельности учащихся на уроке. Самостоятельная работа учащихся на уроке. Функции домашних заданий и их виды.

Педагогическое взаимодействие в процессе обучения. Дидактические концепции и теории.

Основные дидактические технологии и их характеристика. Классификация дидактических технологий.

Технология дифференцированного обучения. Внешняя и внутренняя дифференциация. Современный подход к обучению талантливых учащихся, а также учащихся с отклонениями в развитии.

Понятие содержания образования. Структура содержания образования. Требования к содержанию образования, определяемые Законом РФ «Об образовании». Организация современного образования на основе Государственного образовательного стандарта.

Нормативные документы, отражающие содержание образования.

Инновации в образовании. Инновационные образовательные процессы, модернизация образования. Реализация принципа индивидуализации на современном этапе развития образования. Открытое образовательное пространство. Проблемы качества обучения и развития дидактики. Проверка и оценка знаний учащихся. Сущность педагогической диагностики.

Сущность и виды контроля обучения как дидактического понятия. Функции контроля обучения. Методы и формы контроля в процессе обучения учащихся. Критерии оценки знаний.

Тема 3. Теория и методика воспитания

Воспитание как общественное явление, его сущность, функции и место в структуре образовательного процесса. Соотношение социализации, образования, воспитания и развития учащихся.

Воспитательный процесс. Учащийся как «субъект» и «объект» воспитания. Воспитание как фактор развития личности учащегося. Критерии воспитанности.

Понятие «закономерности воспитания». Основные закономерности воспитания и их характеристика. Взаимосвязь закономерностей и принципов воспитания.

Понятие «принцип воспитания». Характеристика основных принципов современных воспитательных систем.

Понятие и сущность форм и методов воспитания. Характеристика форм воспита­тельной работы. Внеклассная и внешкольная воспитательная работа. Классный час как форма воспитания. Классный руководитель в воспитательной системе современного образовательного учреждения.

Самовоспитание и саморазвитие личности.

Методы воспитания в структуре образовательного процесса. Функции методов воспитания. Классификации методов воспитания. Единство цели, содержания и методов воспитания. Характеристика основных средств воспитания.

Понятие «содержания воспитания». Формирование научного мировоззрения учащихся, как основа базовой культуры личности и содержания воспитания.

Основные виды воспитания: умственное, физическое, трудовое, нравственное, экологическое, эстетическое. Их сущность, цель, задачи, содержание, методы, средства и формы.

Теория детского коллектива А.С.Макаренко и ее характеристика. Современные теории ученического коллектива. Типы, структура и функции ученического коллектива. Определение уровня воспитанности ученического коллектива.

Понятие «национальное воспитание». Сущность, цель, задачи, содержание, методы, средства и формы национального (этнического) воспитания учащихся. Разработка русского национального воспитания.

Понятие поликультурного образования и воспитания. Сущность, цель, задачи, со­держание, методы, средства и формы поликультурного воспитания.

Понятие воспитания культуры межнационального общения. Сущность и технологии формирования культуры межнационального общения.

Характеристика системы воспитательной работы в образовательных учреждениях. Функционирование подсистем школьного воспитания и взаимосвязь между ними.

Система воспитания В.А.Сухомлинского. Современные теории и концепции воспитания и их характеристика. Современные технологии воспитания.

Тема 4. Современные педагогические технологии

Технологический подход в обучении. Понятие о технологии обучения. Многознач­ность термина «педагогические технологии». История формирования технологического подхода в дидактике. Соотношение технологии и модели, вида обучения методической системы.

Педагогическая ситуация, педагогическая задача и ее характер. Виды педагогических задач. Диагностирование, проектирование и планирование педагогического процесса. Технология организации развивающей деятельности учебно-познавательной, ценностно­ориентационной, технической и т.д. Технология педагогического воздействия на учащихся. Технология учета и анализа результатов функционирования педагогического процесса. Критерии эффективности педагогической технологии.

Обусловленность технологии характером педагогических задач. Основные черты технологии обучения. Распространение подхода на сферу воспитания. Специфика планирования работы учителя и классного руководителя. Личность и технология в сфере образования.

Современные технологии обучения. Классификация педагогических технологий по Г.В. Селевко. Классификация технологий обучения, по виду решаемых педагогических задач, по характеру педагогического взаимодействия. Две группы технологий: традиционные и инновационные. Технологии, ориентированные на знание, и технологии, ориентированные на развитие учащегося. Репродуктивные, продуктивные, алгоритмические тех­нологии. Технологии отдельных этапов педагогического процесса: регулирования, коррекции, контроля. Ориентация обучения на развитие личности учащегося.

Развивающее обучения В.В. Давыдова, степень его технологичности. Обучение как исследование. Обучение как расширение опыта, как деятельность. Метод проектов. Коммуникативные технологии. Обучение как общение, дискуссия. Игровые технологии, использующие эмоциональный потенциал обучения. Суггестивные технологии. Технологии, основанные на самостоятельности учащихся: модульное обучение, коллективное само­обучение. Информационные технологии.

Проектирование технологического цикла обучения.

Сопоставление «рассеянного» (традиционного) обучения и технологически организованного обучения. Диагностично поставленные цели обучения. Вариативность и воспроизводимость обучающих операций. Обратная связь. Эталоны усвоения. Тесты как метод проверки знаний, достижения запланированных целей. Технология полного усвоения. Ограничения (недостатки) технологически организованного обучения. Возможности их преодоления.

Тема5. История образования и педагогики

Становление истории образования и педагогики как науки. Объект, предмет, цели, задачи; источники и методы историко-педагогических исследований.

Зарождение образования в древних цивилизациях. Образование в античном Средиземноморье.

Развитие образования и педагогической мысли в Византии. Образование в средневековом исламском мире, средневековой Индии и Китае. Развитие педагогической мысли в эпоху Средневековья. Средневековые университеты.

Формирование национальных систем школьного образования. Становление системы обязательного начального образования и развитие среднего образования. Разработка концепций развивающего и воспитывающего обучения (И.Г.Песталоцци, И.Ф.Гербарт).

Школьные реформы 1860-х годов. Педагогические идеи Н.И.Пирогова и К.Д.Ушинского. Концепция русской национальной школы. Теория педагогического процесса П.Ф.Каптерева.

Реформаторская педагогика и ее течения. Разработка теорий свободного воспитания. Прагматическая педагогика Дж.Дьюи.

Развитие образования в России в 20-40-е годы XX века. Педагогическая концепция А.С.Макаренко.

Реформы образования во 2-ой пол. XX века. Реформа образования в 1990-е годы и ее продолжение в начале XXI. Концепция русского национального воспитания.

Реформы образования в Западной Европе и США в 1 -ю пол. XX века. Проблемы качества и демократизации зарубежной школы во 2-ой пол. XX века. Современные концепции поликультурного и экологического образования.

Совершенствование национальных систем образования в условиях глобализации. Формирование единого образовательного пространства мировой цивилизации (реализацияобразовательных целей США, транснациональных компаний и международных организаций).

Становление теории и практики постмодернистской педагогики.

 

Учебно-методическое обеспечение

Основная литература

1. Галагузова Ю.Н. Социальная педагогика. - М., 2001.

2. Джуринский А.Н. История педагогики. - М., 2011.

3. Загвязинский В.И. Теория обучения и воспитания: учебник для бакалавров. - М., 2012.

4. Краевский В.В. Основы обучения: дидактика и методика. - М., 2007.

5. Крившенко Л.П. Педагогика: Учебник. - М.: Проспект, 2009.

6. Латышина Д. И. История педагогики. - М.: Гардарики, 2005.

7. Мижериков В.А. Введение в педагогическую деятельность. - М., 2002.

8. Никандров Н.Д. История педагогики. - М., 2007.

9. Пидкасистый П.И. Педагогика: учебное пособие для бакалавров. 3-е изд. - М.: Юристъ, 2012.

10. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений: В 2 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008.

11. Сластенин В.А. Педагогика: Учебник. - М.: Академия, 2011. - 608 с.

 

Рекомендуемая дополнительная литература

1. Анисимов В.В. Общие основы педагогики. - М., 2007.

2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. - СПб., 2009.

3. Борытко Н.М. Введение в педагогическую деятельность. - Волгоград, 2006.

4. Буланова-Топоркова М.В. Педагогические технологии. - М., 2006.

5. Буслов Е.В., Кудрявцев Ю.А., Сырых В.М., Шкатулла В.И. Правовое регулирование образовательной деятельности. -М., 2010.

6. Быков А.К. Психолого-педагогический практикум. - М., 2006.

7. Введение в педагогическую деятельность / Роботнова А.С., Леонтьева Т.В., Шапошникова И.Г. и др. - М., 2000.

8. Гриценко Л.И. Теория и методика воспитания: личностно-социальный подход. - М., 2008.

9. Давыдов В.В. Теория развивающего образования. - М., 2007.

10. Даутова О.Б. Современные педагогические технологии в профильном обучении. - СПб., 2006.

11. Джуринский А.Н. Зарубежная школа: Современное состояние и тенденции развития. - М., 2009.

12. Загвязинский В.И. Методология и методика социально-педагогического исследова­ния. -М., 2005.

13. Закон РФ «Об образовании». - М., 2012.

14. Краевский В.В. Основы обучения: дидактика и методика. - М., 2007.

15. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. - М., 2006.

16. Лапина О.А. Введение в педагогическую деятельность. - М., 2007.

17. Лиферов А.П. Интеграция мирового образования - реальность третьего тысячелетия. - М., 2007.

18. Лихачёв Б.Т. Педагогика. Курс лекций. - М., 2010.

19. Мудрик А.В. Социальная педагогика. - М, 2009.

20. Национальная доктрина образования в РФ // Народное образование. - 2000. - №2

21. Нейматов Я.М. Образование в XXI в.: тенденции и прогнозы. - М., 2012.

22. Основы педагогического мастерства / Под ред. И.А.Зязюна. - М., 2007.

23. Подымова Л.С. Психолого-педагогический практикум. — М., 2006.

24. Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач. - М., 2008.

25. Степашко J1.A. Философия и история образования. - М., 2009.

26. Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе. - М., 2007.

27. Федорова М.Ю. Нормативно-правовое обеспечение образования. - М., 2008.

28. Шакирова Н.М. Нормативно-правовое обеспечение образования. - Псков, 2007.

29. Шамова Т.П. Управление образовательными системами. - М., 2007.

30. Ягофаров Д.А. Нормативно-правовое обеспечение образования. - М., 2008.

Ссылки на источники во всемирной сети:

1. Библиотека Гумер - https://www.gumer.info/

2. Гуманитарная электронная библиотека -https://www.lib.ua-ru.net/katalog/41.html

3. Интернет библиотека электронных книг Elibrus - https://elibrus.lgb.ru/psi.shtml

4. Каталог образовательных интернет-ресурсов - https://www.edu.ru/index. php? page_id=6

5. Библиотека портала-https://www.edu.ru/index.php? page_id=: 242

6. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU - https://elibrary.ru/defaultx.asp

7. Научная онлайн-библиотека Порталус - https://www.portalus.ru/

8. Служба Twirps.com- https://www.twirpx.com/about/

9. Федеральный портал Российское образование - https://www.edu.ru/ index.php? page_id=242

Электронная библиотека учебников. Учебники по педагогике - https://studentam. net/ content/category/1/2/5/






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.