Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вязь. Тайнопись.






Тайнопись. В рукописях XII—XV вв. встречается так называемое «тайное письмо»— криптография. Криптография была понятна толь­ко посвященным. Сначала по разным причинам она использова­лась для зашифровки имени автора. Со временем тайнописью стали пользоваться по политическим, дипломатическим и иным соображе­ниям.

Русская тайнопись XII—XV вв. знала несколько систем: 1) систе­му «чуждых письмен», суть которой сводилась к замене букв кирилловского алфавита буквами других алфавитов, например глаголическими, латинскими, греческими; 2) систему измененных знаков кирилловского алфавита, при которой некоторые детали букв не дописывались или, напротив, путем добавления новых деталей буквы изменялись до неузнаваемости; 3) систему замены одних букв кирилловского алфавита другими буквами этого же алфавита, или так называемую литорею, которая подразделялась на «простую» и «мудрую». В «простой» литорее использовались без изменения все гласные, твердый и мягкий знаки, а из согласных букв — зело и фита. Остальные 20 согласных писались в два ряда, по десять в каждом, в порядке алфавита. Верхний ряд соглас­ных букв писался слева направо, нижний — справа налево:

Для зашифровки текста согласные верхнего ряда писались вместо согласных нижнего ряда; 4) счетная (цифровая) система тайнописи основывалась на использовании цифрового значения букв кирилловского алфавита. Эта система подразделялась на три разряда: а) цифровой разряд, в котором цифра разлагалась на слагаемые. В сумме они давали число, обозначающее зашифрованную букву. б) описатель­ный разряд, при котором значение букв-цифр передавалось словами. в) значковый разряд. В этой системе некоторые буквы-цифры зашифровывались условными значками. Например, кирилловские буквы из разряда единиц заменялись соответствующим числом точек. Буквы из разряда десятков заменялись соответствующим числом вертикальных черточек, сотни заменялись кружками.

В этой системе знаки необходимо переводить в числа, а числа в их буквенные обозначения. Например, три точки соответствовали цифре 3 и букве «Г», четыре вертикальные черточки — цифре 40 и следовательно, букве «М», три кружка — цифре 300 и, следова­тельно, ее буквенному обозначению — «Т»; г) наиболее простой и поэтому реже употребляемой была система обратного письма, заключающаяся в написании букв в словах в обратном порядке.

Изучение тайнописи необходимо для дешифровки документов и правильного прочтения текстов. Кроме того, изучение тайнописи помогает понять закономерности и особенности развития системы письма Русского государства и устанавливать авторство.

Вязь. Начиная с конца XIV в. для украшения рукописей рус­ские книжники стали использовать особое декоративное письмо — вязь. В рукописях вязью украшались заголовки, начальные строки глав, разделов, расположенные под художественным украшением – заставкой. Вязь характеризовалась двумя приемами: сокращением деталей букв и буквенными и межбуквенными украшениями. Если для большого заголовка места было мало, писцы прибегали к сок­ращениям букв и слов. Если пространство для письма было значительным, то пустоты между буквами заполнялись украшениями в виде веточек, крестиков, листиков, усиков, хоботков и т. д. Вязь вы­полнялась красной и черной красками, а в более позднее время— золотой краской (твореным золотом).

В XV в. вязь приобретает широкое распространение, особенно в Новгороде, Пскове, Твери и Москве. Древнейший датированный образец старинной русской вязи имеется в «Стихираре», написан­ном в 1380 г. в книгописной мастерской Троице-Сергиева монасты­ря

Основные приемы вязи: 1) совпадение сходных частей букв; 2) подчинение одной буквы другой, при котором одна из букв уменьшается и вписывается — «прячется» между деталями большей по размерам буквы; 3) сокращение частей буквы в целях их сближения; 4) соподчинение двух букв, при котором две смежные буквы уменьшаются и становятся одна на другой.

Наблюдения над вязью, так же как и другие палеографические признаки, служат для датировки, установления подлинности источ­ника. Для этих целей используют показатель вязи, т. е. соотноше­ние высоты буквы к ее ширине. Показатель, равный двум, свиде­тельствует о соотношении высоты к ширине как двух к одному. Эти показатели соответствовали раннему периоду использования вязи. Вязь с показателем три и четыре была распространена в XV в.

Краткие выводы. В XIII—XIV вв. необходимо учитывать совпадение позднего устава, пергамена, тератологии. В XV в. типом книжного письма остается поздний устав, а также используется полуустав. Им соответствует, особенно полууставу, бумага. Книги украша­ются тератологическим, балканским, отчасти нововизантийским ор­наментом. В деловом письме пергамен постепенно вытесняется бу­магой. В деловом же письме быстрее происходит замена позднего устава полууставом, а затем скорописью. Как качественно новый палеографический признак следует назвать вязь, наличие которой свидетельствует о том, что документ написан не ранее конца XIV а






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.