Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Больше толковать – чтобы лучше понимать».






Поль Рикер

 

Каждому из нас хорошо известен эффект повторного чтения: прочитанная в детстве книга (особенно это касается безжалостно изучаемых в средней школе классиков отечественной и зарубежной литературы) практически ничего не дает ребенку, разве что учит его бегло и помногу читать. Та же книга, прочитанная в юности, уже оставляет в памяти и душе более или менее глубокий след. Но наибольшую пользу мы получаем, когда читаем ту же книгу в третий раз – уже в зрелом возрасте. Только тогда нам открывается все множество содержащихся в произведении смыслов.

Нечто подобное произойдет и с вами, уважаемый читатель, по мере чтения предлагаемого текста. В повторах, о которых идет речь, вы каждый раз будете раскрывать для себя все более неожиданные и новые смыслы прочитанного.

 

Прежде чем продолжить, сделаю еще одно вводное замечание (или, если хотите, признание): при написании этого текста я опирался на базу знаний, которая вполне может оказаться неполной и даже содержащей противоречия. Кроме того, многие высказанные в книге идеи скорее являются правдоподобными гипотезами, нежели научно обоснованными теориями[11] (впрочем, любое знание, прежде чем стать таковым, рождается в форме версии или гипотезы).

 

Заметка на полях.

«Сформулированная автором, на основе трудов крупнейших методологов человечества [12], совокупность методологических правил построения научной гипотезы рекомендует строить ее так, чтобы она (гипотеза) соответствовала следующим требованиям (посвященную этой важной теме работу автор надеется опубликовать отдельно, в этой книге, опять же, используются только полученные выводы):

1. Была основана на достоверных фактах и представлениях.

2. Была правдоподобной с точки зрения здравого смысла.

3. Была внутренне непротиворечивой.

4. Имела четкую систему, объединяющую факты в единое целое.

5. Была простой и рациональной.

6. Допускала безусловную возможность доказательства.

7. Допускала безусловную возможность опровержения.

Комментарий.

Имеется в виду проверка научной теории принципом фальсификации К. Поппера – теория является научной, если существует принципиальная возможность ее опровержения. Интересно, способен ли сам принцип фальсификации выдержать проверку принципом фальсификации?

 

8. Вела к предсказанию новых явлений.

Как известно, научное исследование любого нового и неизвестного явления должно начинаться с выдвижения рабочей гипотезы.

То есть с ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ исследователя о том, как, собственно, устроено и в чем состоит изучаемое явление.

И, как ни странно, эту важнейшую составляющую своей работы любой взрослый, важный и бородатый ученый может начать только самым что ни на есть «ненаучным» способом. Иррациональным.

Да-да! При всей своей солидности и представительности официальная наука за многие тысячи лет существования так и не научилась выдвигать рабочие гипотезы строго рациональным и солидным «научным» путем. Самое первое предположение о характере изучаемого явления ученый выдвигает «от фонаря», по наитию, по Божьему внушению, в похмельном бреду – как угодно, но только НЕ РАЦИОНАЛЬНО!

Почему? Да потому, что по-другому у людей не получается.

То есть сначала «бредовая» ИДЕЯ, и только потом ее строгое тестирование на предмет соответствия критериям научности. Если идея проверку не выдерживает, она отвергается. Если же проверка пройдена успешно, РАБОЧАЯ гипотеза превращается в НАУЧНУЮ.

Подтверждение истинности научной гипотезы переводит ее в разряд НАУЧНОЙ ТЕОРИИ.

Если вы скажете вслух об иррациональной составляющей научного поиска в обществе маститых докторов и академиков, то большинство из них с гневом подвергнет вас остракизму – удивительно, но они просто не знают этой фундаментальной истины». [13]

 

Моей специальностью по первому образованию является «инженер минус физик» – я выпускник МФТИ 1980 г., с 1985 г. – кандидат физико-математических наук, диссертацию написал и защитил в Институте радиотехники и электроники АН СССР. Меня очень интересует обсуждаемый предмет, но должен признать: я им владею не на профессиональном уровне, а в тех пределах, в которых этот предмет можно изучить, не имея задачи стать в нем глубоким профессионалом, – пользуясь не специальной, а чаще научно-популярной литературой. С другой стороны, тема, которая будет раскрыта, настолько сложна, что знания человечества в этой области носят все еще предположительный, оценочный, гуманитарный характер. Что в достаточной степени извиняет попытку непрофессионала высказать свои суждения в этой сфере знаний. Согласитесь, на поле давно ведущихся научных разработок дилетант изначально обречен на исполнение роли шута. Тогда как в области исследований, только-только поднявшейся над элементарной феноменологией, сбором первичной информации, именно множественность подходов, мозговой штурм специалистов из различных областей, перекрестное опыление идеями может придать предмету необходимый импульс развития – зачастую в направлении, мало кем заранее предполагаемом. К тому же зачастую по-настоящему трудные и ключевые проблемы никогда не решаются исключительно средствами той науки, в рамках которой они сформулированы (эту закономерность можно считать еще одним частным случаем проявления теоремы Геделя о неполноте).

 

«Человечеству предстоят великие подвиги междисциплинарных открытий, закрытие бесчисленных белых пятен, предстоит подвиг создания совершенно нового мировоззрения, объединяющего науку, искусство и этические установки в единое целое».

В. П. Эфроимсон

 

У книги, которую вы читаете, есть еще одна особенность, за которую автор хотел бы сразу принести читателю свои искренние извинения. 3333

Автор понимает, сколь негативное впечатление могут произвести на читателя длинные выдержки из многочисленных цитируемых источников. Однако их наличие объясняется тем фактом, что формат изготовленной в типографии книги, скажем прямо, давно устарел. Поскольку не позволяет тексту быть гипертекстом, как это вполне возможно в книге, выложенной в интернете. Практикующий углубленное чтение читатель вправе рассчитывать на возможность ознакомиться со всеми материалами, имеющими отношение к делу. А это возможно лишь при условии их, материалов, обильного цитирования.

Помимо указанной особенности у книги, формируемой в инете, есть и неоспоримое достоинство – дополнительную ценность ей придает способ ее создания, позволяющий практически любому жителю Земли, имеющему доступ к инету и владеющему русским языком, быть не только ее читателем, но и стать соавтором – при условии внесения весомого вклада в ее создание.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.