Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Инструкция по работе с учебно-методическим пособием






Данное учебно-методическое пособие служит для информирования студента о целях, задачах изучения курса «Азбука безопасности выживания человека в экстремальных ситуациях», выявления узловых моментов дисциплины, оказания методической помощи при рассмотрении учебных тем и определения глубины усвоения материала в ходе выполнения контрольной работы. Исходя из этого, студенту необходимо в ходе обучения пройти все виды установленных учебным планом занятий.

Учебная дисциплина «Азбука безопасности и выживания человека в экстремальных ситуациях» является дисциплиной по выбору цикла общематематических и естественнонаучных дисциплин, включает в себя следующие виды учебных занятий: лекции, практические занятия, самостоятельную работу с литературой, выполнение контрольной работы, сдачу зачета по теоретическому курсу.

Установочные лекции по названной дисциплине читаются в начале семестра, в котором эта дисциплина изучается по составленному учебной частью расписанию. Ввиду ограниченного объема часов в лекционном курсе рассматриваются только узловые вопросы дисциплины, даются рекомендации по использованию учебной и справочной литературы. Практические занятия направлены на закрепление изученного теоретического материала. Практические занятия проводятся или в течение учебного семестра (по согласованию с кафедрой), или согласно расписанию в период экзаменационной сессии.

В процессе работы с литературой следует иметь в виду, что на сегодняшний день существует разнообразие литературы по данной дисциплине. При разработке данного методического указания содержание разделов и тем дисциплины выбрано таким образом, что оно достаточно полно отражено в различных литературных источниках.

 

3. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ " АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ ВЫЖИВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ЭКСТРИМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ"

Тема 1. Введение в дисциплину «Азбука безопасности выживания человека в экстремальных ситуациях»

Понятие чрезвычайной ситуации (ЧС). Общие принципы выживания человека в экстремальных ситуациях, основные правила личной безопасности при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, основы безопасности и выживания человека в экстремальных ситуациях в условиях населенного пункта, основы обеспечения безопасности и выживания при террористических актах, захвате заложников и угрозе со стороны преступности.

Литература: [1, с.121-134], [2, с.20-76], [3, с.201-227], [4, с.67-260].

 

Вопросы для самопроверки

1. Что такое ЧС?

2. Каковы виды ЧС?

3. Какова классификация ЧС?

Тема 2. Радиационные и химические аварии. Причины и стадии техногенных катастроф.

Химические аварии, причины и последствия. Виды вредных ядовитых веществ, распространяющихся при авариях, действия населения и средства защиты. Радиационные аварии, источники, причины и последствия. Методы защиты от радиационных аварий, действия населения в условиях подобных аварий, применение средств защиты. Причины и стадии техногенных катастроф.

Литература: [3, с.137-151], [4, с.142-177], [5, с.46-51].

 

Вопросы для самопроверки

1. Каковы причины и последствия химических аварий?

2. Назовите источники и последствия радиационных аварий?

3. Какие средства и методы защиты применяют при данном типе аварий?

4. Назовите причины и стадии техногенных катастроф?

Тема 3. Пожары. Классификация пожаров. Причины их вызывающие.

Пожары. Причины их вызывающие. Классификация пожаров. Способы прекращения пожара. Практические рекомендации об организации действий по спасению людей и тушению пожара до прибытия подразделений пожарной охраны. Оказание первой помощи пострадавшим от пожара.

Литература: [3, с.129], [4, с.128-141], [6, с.50-61], [7, с.64-72]

 

Вопросы для самопроверки

1. Дайте определение понятию пожары, каковы причины возникновения пожаров?

2. Приведите классификацию пожаров?

3. Каковы способы прекращения пожаров?

4. Что в себя включают основные действия при пожарах?

Тема 4. Факторы риска и выживания.

Факторы риска и выживания. Виды и основные определения факторов риска и выживания, их классификация. Поведение при возникновении выше указанных факторов.

Литература: [1, с. 16-23], [2, с.17-34]

 

Вопросы для самопроверки

1. Что называется фактором риска и выживания?

2. Как классифицируются приведенные факторы?

3. Какие виды поведения возникают в условиях факторов риска и выживания?

 

Тема 5. Правовые аспекты безопасного поведения

Правовые аспекты безопасного поведения и применения самозащиты. Необходимая оборона как правовая категория. Признаки и основания необходимой обороны. Правила поведения при административном задержании и при внезапном аресте.

Литература: [4, с.239-255], [9, с.305], [11]

 

Вопросы для самопроверки

1. Поясните юридический аспект безопасного поведения и применения самообороны.

2. Какие принципы безопасного поведения при административном правонарушении?

3. Какие принципы безопасного поведения при внезапном аресте?

 

Тема 6. Безопасность в населенном пункте

Правила поведения в толпе, с найденными или полученными предметами. Действия при пропаже взрослого или ребенка. Меры предосторожности при нападении или грабеже.

Литература: [4, с.230-238, 247-248], [9, с.122-124, 245, 248], [13, с.18-22]

 

Вопросы для самопроверки

1. Какие основные действия необходимо совершить при нахождении в толпе?

2. Какие меры необходимо предпринять при обнаружении или получении подозрительных вещей?

3. Опишите меры предпринимаемые при нападении и грабеже?

 

Тема 7. Терроризм и захват заложников

Понятие «терроризм», истоки, история развития, современные формы. Уголовный кодекс Российской Федерации Статья 205 Терроризм. Оценка степени риска, основные правила личной безопасности. Захват заложников, правила поведения при захвате.

Литература: [10, с.6-88], [4, с.256-260], [12].

 

Вопросы для самопроверки

1. Что подразумевают под понятием «терроризм»?

2. Какие виды и формы терроризма существуют?

3. Каковы основные правила личной безопасности?

4. Какими документами определена террористическая деятельность?

 

Тема 8. Психология поведения в экстремальных ситуациях

Основные принципы поведения в экстремальных ситуациях. Психологическая предрасположенность к криминальным ситуациям. Технические средства защиты.

Литература: [8, с.467-490], [4, с.262-280], [13, с.276-298].

Вопросы для самопроверки

1. Характеристика экстремальных ситуаций?

2. Как произвести оценку степени экстремальной ситуации?

3. Какие правила поведения в экстремальных ситуациях?

 

 

1. СОДЕРЖАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Учебным планом студентов заочной формы обучения факультета машиностроения и автосервиса КубГТУ предусмотрено выполнение одной контрольной работы по курсу «Азбука безопасности выживания человека в экстремальных ситуациях». Контрольная работа состоит из ответов на четыре теоретических вопроса.

Номер варианта контрольной работы определяется по последней цифре шифра зачетной книжки студента. Например, если шифр зачетной книжки 03–ЗМ–206, то студент выполняет вариант 6. Номера вопросов для каждого варианта приведены в таблице 1.

 

Таблица 1. Варианты контрольных заданий

 

Последняя цифра шифра Номера контрольных вопросов
  10, 20, 30, 40
  1, 11, 21, 31
  2, 12, 22, 32
  3, 13, 23, 33
  4, 14, 24, 34
  5, 15, 25, 35
  6, 16, 26, 36
  7, 17, 27, 37
  8, 18, 28, 38
  9, 19, 29, 39

 

Выполнять работу следует:

а) в ученической тетради объемом 12–18 листов аккуратно от руки синими чернилами. На обложке указывают наименование дисциплины, полные фамилию, имя и отчество студента, шифр специальности и зачетной книжки, фамилию преподавателя. На каждой странице оставляют поля шириной 2–3 см для пометок преподавателя. Выполнять задания необходимо в строгой последовательности с их номерами, при этом текст вопроса или условия задачи приводятся полностью.

б) на листах формата А4 по ГОСТ 2.301-68. Текст может быть выполнен рукописно или с помощью средств компьютерной техники. Рукописный текст может быть записан на одной стороне листа формата А4 с высотой прописных букв не более 10 мм. Текст следует размещать, соблюдая размеры полей: правое –15 мм; левое – 30 мм; верхнее - 15 мм; нижнее – 25 мм.

При оформлении текста, заголовков, иллюстраций, таблиц, и приложений следует руководствоваться с требованиями ГОСТ Р 1.5-2002, ГОСТ 2.105-95, используя стандартную терминологию, а при ее отсутствии принятую в технической литературе.

Применяемые наименования величин в выполненном задании должны соответствовать требованиям ГОСТ 8.417-2003 и ОК 015-94.

Листы контрольной работы нумеруют арабскими цифрами. Номер листа проставляют на нижнем поле листа справа. На титульном листе номер листа не проставляют.

Оформление иллюстраций в форме графиков и диаграмм выполняют Р 50-77-88.

Требования к структуре и содержанию разделов контрольной работы:

- Содержание - располагаютпосле титульного листа и записываютстрочными буквами с первой прописной, в которое включают наименования всех разделов;

- Нормативные ссылки (обязательность выполнения раздела должна быть оговорена в задании на контрольную работу), в которых приводятся ссылки на использованные при выполнении контрольной работы ГОСТы, СНиПы и др.;

- Введение, в котором кратко излагаются цель контрольной работы;

- Основная часть. Текст контрольной работы. Ссылки на использованную литературу приводятся в виде цифр в квадратных скобках в тексте ответа.

- Список использованных источников, в которых приводятся сведения об использованных источниках, упомянутых в тексте контрольной работы в порядке их упоминания по ГОСТ 7.1-2003.

Пример

Семенов, В. В. Философия: итог тысячелетий. Философская психология [Текст] / В. В. Семенов, Рос. акад. наук, Пущин. науч. центр, Ин-т биофизики клетки, Акад. проблем сохранения жизни. – Пущино: ПНЦ РАН, 2000. – 64, [3] с.; 22 см. – Рез.: англ. – Библиогр.: с. 60-65. – 200 экз. – ISBN 5-201-14433-0.

Щепакин, М. Б. Реклама. Дипломное проектирование [Текст]: учеб. пособие для вузов по специальности «Реклама» / М. Б. Щепакин, Г. М. Мишулин; М-во образования Рос. Федерации ГОУ ВПО, Кубан. гос. технол. ун-т. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – Краснодар: Изд-во КубГТУ, 2004. – 145 с.; 23 см. – Библиогр.: с. 24-33. – 500 экз. – isbn 5-8333-0136-Х.

 

В конце работы указывают дату окончания работы и ставят личную подпись.

 

5. Вопросы ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

1.Чрезвычайные ситуации и их классификация.

2.Факторы риска.

3.Факторы выживания.

4.Классификация факторов риска и выживания.

5.Какие виды поведения возникают в условиях факторов риска и выживания.

6.Пожар.

7.Как пожары подразделяются по масштабу и сложности тушения.

8.Как пожары подразделяются по объектам горения.

9.Как подразделяются лесные пожары.

10.Способы тушения пожаров.

11. Действия работников при пожаре.

12. Аварийные взрывы и их источники.

13. Химические аварии и их источники.

14. Радиационные аварии и их источники.

15.Правила поведения человека на митинге.

16.Какие основные действия необходимо совершить при нахождении в толпе.

17. Виды пространственных зон.

18. Действия при задержании правоохранительными органами.

19.Какие принципы безопасного поведения при внезапном аресте.

20.Какие принципы безопасного поведения при административном правонарушении.

21. Действия при обнаружении взрывного предмета.

22.Защита жилища от разбоя и ограбления.

23.Ваши действия если Вас преследует человек с целью насилия.

24.Опишите меры предпринимаемые при нападении и грабеже.

25. Ваши действия если пропал взрослый человек или ребенок.

26. Терроризм.

27.Какие виды и формы терроризма существуют.

28.Уголовный кодекс РФ. Статья 205. Терроризм.

29. Закон «О противодействии терроризму».

30.Уголовный кодекс РФ. Статья 206. Захват заложника.

31.Оценка степени риска.

32.Основные правила личной безопасности.

33.Мероприятия по защите населения от захвата заложника.

34. Как вести себя при захвате.

35. Пока вы находитесь в руках террористов, на каких главных задачах Вы должны сосредоточиться.

36.Действия заложников при освобождении.

37. Синдром заложника.

38.Психология поведения в экстремальной ситуации.

39. Выбор тактики поведения в экстремальной ситуации.

40. Поясните юридический аспект безопасного поведения и применения самообороны.

 

6. ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

 

Практические занятия проводятся при выходе студентов на сессию и служат для закрепления ранее изученного материала и углубленного изучения отдельных вопросов дисциплины. Проводится просмотр видео по тематике с последующим собеседованием по контрольным вопросам, а также студенту выдается тема реферата и на практических занятиях обсуждается и защищается подготовленный доклад. Далее указаны пять основных направлений для практических работ по дисциплине «Азбука безопасности выживания человека в экстремальных ситуациях».

1. Чрезвычайные ситуации.

2. Техногенные катастрофы.

3. Административные правонарушения.

4. Терроризм.

5. Психологические аспекты поведения человека в чрезвычайных ситуациях.

 

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ

 

1. Основные правила поведения при пожаре в помещении.

2. Основные правила безопасного поведения в ночном городе.

3. Как вести себя в салоне самолета при аварии во время полета.

4. Основные правила поведения при вооруженном нападении с целью захвата заложников.

5. Безработица как фактор стресса.

6. Лицо современного терроризма (сведения об основных террористических группировках, движениях сепаратистов).

7. Несколько эффективных правил преодоления стрессового состояния.

8. Проведение психологического тестирования студентов группы на предмет устойчивости к стрессу.

9. Основные правила безопасного поведения при похищении.

10. Выживание в ситуациях криминогенного характера.

11. Квартира как источник опасности.

12. Экономическое выживание. Питание, квартплата, энергосбережение, городской транспорт, инфляция, психологическое напряжение).

13. Каковы основные правила личной безопасности.

14. Правила поведения в экстремальных ситуациях.

15. Принципы безопасного поведения при административном правонарушении.

16. Поведение в условиях факторов риска и выживания.

17. Тушения пожаров.

18. Действия при задержании и внезапном аресте.

19. Причины и последствия химических и радиационных аварий.

 

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Денисов В.В. Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и территорий при чрезвычайных ситуациях [Текст]: Учеб. Пособие. / В.В.Денисов, И.А.Денисова, В.В. Гутенев, О.Н. Монтвила - Москва: ИКЦ, «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2012. – 608 с.

2. Волович В.Г. Человек в экстремальных природных условиях..: ИКЦ «Академкнига», 2004.

3. Занько Н.Г. Безопасность жизнедеятельности. СПб. ЛТА 1997

4. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для вузов / Л.А. Михайлов, В.Л. Соломин, А.Л. Михайлов, А.В. Старостенко и др. – Спб.: Питер, 2013. – 302 с.

5. Основы безопасности жизнедеятельности и первой медицинской помощи. Учебное пособие. Под ред. Р.И. Айзмана. Сиб. унив. изд. Новосибирск, 2002.

6. Ксандопуло С.Ю. Методические рекомендации по пожарной безопасности для организаций санитарно-курортного и туристического комплекса Краснодарского края. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Кубанский государственный технологический университет, базовый региональный центр охраны труда. Краснодар. 2007

7. Забегаев А.В. Безопасность жизнедеятельности. Издательство ассоциации строительных вузов. Москва. 2001.

8. Баринов А.В. Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 496 с.

9. Микрюков В.Ю. Обеспечение безопасности жизнедеятельности. Москва. Вузовская книга. 2000.

10. Вишняков Я.Д. Основы противодействия терроризму. Москва. Издательский центр «Академия». 2006.

11. Административный кодекс Российской Федерации.

12. Уголовный кодекс Российской Федерации.

13. Кузнецов И.Н. Безопасность жизнедеятельности. М. Изд-во деловой и учебной литературы «Амалфей». 2002.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.