Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы феминистской социальной работы






В процессе взаимодействия с клиентами, группами или социальными сетями гендерочувствительная практика использует принципы так называемой «феминистской социальной работы», которая преследует цель – активизировать ресурсы клиента, чтобы индивид мог самостоятельно организовывать свою жизнедеятельность и отвечать за собственное жизнеосуществление. Фактически данное направление социальной работы направлено на решение типичных женских проблем.

Принципы феминистской социальной работы

1. Одним из её ведущих принципов является принцип переосмысления власти. С феминистической точки зрения патриархатная концепция власти, согласно которой небольшая группа осуществляющих её людей диктует остальным свои правила поведения и контролирует их соблюдение, должна быть преобразована в теорию и практику партнёрства, со-зависимости, делегирования полномочий, широкого распределения силы, влияния, эффективности и ответственности. Это касается любых отношений – между специалистами и клиентами, между менеджерами и подчинёнными, между населением и политиками. Власть в социальной работе рассматривается как фактор, позволяющий обеспечить благоприятные условия для жизнедеятельности людей. Осознание власти и права на неё помогает клиентам осуществлять контроль над собственной жизнью и научиться самостоятельно принимать решения.

2. Другим не менее важным принципом является принцип равноценности процесса и конечного результата. Он означает, что само течение процесса достижения цели - благополучно обустроить собственную жизнь или профессионально выполнить социальную интервенцию – должно осуществляться на фоне удовлетворённости применяемыми при этом средствами и методами. А также означает понимание того, что невозможно повысить уровень удовлетворённости жизнью и социального оптимизма женщин путём устрашения, принуждения, назидания и даже методами проявления отеческой опеки и заботы (концепция патернализма, до недавних пор казавшейся подходящей для психосоциальной практики). Для этого более приемлемы способы создания специальных условий, при которых клиенты получают доступ к освоению новых вариантов жизненной практики. Это означает, что, обеспечивая клиентов социальными пособиями, следует предлагать им возможность получить дополнительное образование, присоединиться к группе себе подобных и научить отслеживать позитивные перемены в собственной и общественной жизни.

3. Принципу переопределения – позволяет изменять старые понятия и создавать новые. Он означает, что представители общественных движений за гражданские права, члены женских организаций берут на себя ответственность самостоятельно определять и выражать свои проблемы, переосмысляя значение привычных терминов и используя новые. Обладание правом на переименование собственного опыта воспринимается в свете этого принципа как акция свободного волеизъявления.

4. Холизм, или принцип целостного подхода, отрицает разобщённость и изолированность людей и общества. Его суть можно выразить формулой: всё связано со всем. Он обращает внимание на необходимость рассматривать систему связей индивидов, семей, сообществ как экосистему и осуществлять профессиональную интервенцию с пониманием того, как это вмешательство отразится на различных уровнях функционирования клиента, сообщества, к которому он принадлежит, и экосистемы в целом. Иными словами, изменение в жизнедеятельности одного клиента влечёт за собой изменения во всей системе его социальных связей.

Феминистская психосоциальная работа стремится к достижению трёх главных целей:

1) достижение у клиента осознания того влияния, которому он подвергается в силу укоренившегося в обществе андроцентризма;

2) развитие у клиента навыков самоорганизации и самоуправления;

3) создание или усиление структур, сообществ, практик, основанных на принципах эгалитарности, т.е. равенстве самоценности мужчин и женщин.

В процессе достижения этих целей используются методы:

· интеграция теории и практики;

• фасилитация выражения точки зрения женщин их собственным голосом;

• активное выслушивание женщин;

• партнёрское взаимодействие;

• поиск коллективных решений социальных проблем;

• исследование и сопровождение частных случаев из жизни женщин;

• осознание и признание взаимосвязи и взаимозависимости между представителями местных национальных и международных сообществ;

• осознание и понимание характера отношений между неоплачиваемой домашней работой женщин и рынком труда;

• осознание необходимости учитывать связи между ответственностью женщин за других и необходимостью удовлетворять собственные потребности;

• развитие у женщин способности оценивать и ценить собственный опыт, свои знания, умения и навыки;

• освоение женщинами стратегий достойного поведения;

• осознание и освоение принципов и методов создания психологической атмосферы, способствующей развитию благополучных отношений в семье, между мужчинами и женщинами, между матерью и детьми.

Теоретическая осведомлённость специалиста по психосоциальной работе с женщинами позволит ему определить собственную личностно-профессиональную позицию по отношению к путям, методам и средствам разрешения одной из главных проблем дальнейшего социального развития человечества – «женскому вопросу».

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.