Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Индивидуальная психосоциальная работа с женщинами






Индивидуальное консультирование. Психосоциальная помощь – одно из направлений деятельности специалистов сферы социальной защиты населения – социальных работников, социальных педагогов, психологов, психотерапевтов. Она предполагает укрепление уверенности клиентов в их способности преодолеть трудную жизненную ситуацию, например, оздоровить межличностные отношения в профессиональной или семейно-бытовой сфере, а также обучение обратившихся за помощью новым стратегиям поведения в социуме.

Поводами для оказания психосоциальной помощи женщинам могут быть личностнообусловленные ситуации, вызывающие у клиентов сильные эмоциональные переживания и ощущение тупика. Их возникновение провоцируют следующие внутриличностные факторы: неадекватная самооценка, неадекватный уровень притязаний, нарушение процесса саморегуляции, комплекс неполноценности, психотравмы, деструктивная направленность личности, иррациональные установки. Деформируя женщину изнутри, они (эти психологические факторы) проявляются в ее внешнем жизненном мире чередой стрессовых ситуаций, таких, как потеря работы, друзей, поддерживающих социальных связей, близких; как приобретение вредных привычек, нездорового образа жизни, тяжелых заболеваний вплоть до инвалидности; как переживание состояний отчаяния и нежелания жить.

Психосоциальная помощь женщинам может осуществляться в виде «работы с отдельным случаем с использованием биографического подхода», как групповая психотерапия, как семейное консультирование, в виде коррекционно-реабилитационной групповой работы, а также посредством группового и индивидуального консультирования.

Психосоциальная практика предлагает использование гендерного подхода к индивидуальной проблеме клиента-женщины. Она также предусматривает оформление её «социальной истории», а потому требует сбора информации об особенностях личности женщины и её образе жизни, о её социальных ролях, ценностях и стереотипах поведения, о типе запроса и возможных вариантах помощи. Иными словами, в индивидуальной психосоциальной работе с женщинами особое значение придается индивидуальности клиента.

В целях осмысления социальной истории клиента возможно использование следующей схемы:

1. Идентификация клиента: имя, адрес, возраст, дата рождения, место проживания, религия; семейное положение: сведения о муже жене детях, близких родственниках; образование, место работы.

2. Социальная проблема:

• трудности в социальной жизни, социальных связях; лица и группы, ослабляющие социальное функционирование, корректирующие деятельность клиента; характер трудностей, различия в характере трудностей группы и клиента;

• характер современных жалоб, определение ситуационного контекста, ситуационное поведение, случайности и закономерности социального поведения клиента;

• описание проблемы клиента относительно времени и лиц, групп (дата начала конфликта, его продолжение, длительность, периодичность), причины, объяснения, обвинения сторон;

• описание поведения, отражение проблем на состоянии клиента, его ролях, статусе, а также поведение групп; описание функциональных трудностей, отклонение от нормы (неадекватное, нежелательное, неприемлемое);

• Наличие других проблем у клиента: экономических, юридических, медицинских.

Социальная история клиента может с успехом использоваться в рамках индивидуальной консультативной помощи женщинам.

Психосоциальная помощь как одно из направлений социальной работы, осуществляемая в виде консультирования, предполагает содействие «человеку нуждающемуся» в разрешении его глубинных личностных конфликтов, лежащих в основе большинства его жизненных трудностей. Причем таким образом, чтобы клиент избавился от необходимости обращаться за помощью к консультантам, научившись решать свои проблемы самостоятельно и, возможно, начал бы помогать тем, кто к этому еще не способен.

В таком случае консультирование в социальной работе рассматривается как психосоциальная помощь населению, осуществляя которую, консультант учитывает и индивидуально психологические особенности клиента, и то, каким образом они «работают» в его социальном пространстве, и направленность личности в целом, и его жизненную стратегию, и конфликты его «детской души», и особенности психических процессов – внимания, памяти, мышления и т.д. Тогда консультирование включает в себя психологический, социологический, психокорекционный и психотерапевтический аспекты. Эффект этой интеграции очевиден в тех случаях, когда есть основания говорить о повышении уровня социального функционирования клиентов и одновременно – уровня их удовлетворенности собственной жизнью.

Консультанту действительно важно дифференцировать понятия «психологическое консультирование», «психо-коррекция», «психотерапия», «психосоциальная помощь».

В зарубежной научной литературе все большее распространение получает психосоциальная трактовка социальной работы, ориентированная в своей основе на оказание индивидуально-личностной психологической и социальной помощи «человеку нуждающемуся». (При этом отдается должное и организационно-коллективным формам работы с клиентами.)

Общий принцип психосоциальной помощи населению таков: чем больше люди узнают о себе, чем больше они осознают себя, тем проще им принимать решения, тем выше их способность использовать себе во благо собственные природные и социальные ресурсы. Самопознание расширение самосознания эффективное решение о способе удовлетворения подлинной потребности на уровне индивидуальной жизни осознанные действия социальная эффективность. Такая стратегия, пожалуй, - наиболее верный признак достижения социальной зрелости, под которой понимается умение человека преодолеть тупиковую ситуацию, полагаясь только на самого себя. Этому рассудительному подходу к разрешению противоречий собственной жизни клиент и приходит научиться у консультанта.

Задача консультанта – помочь клиенту в процессе встречи получить более сильное впечатление (потрясение – освобождение) от удивления тому способу, каким он (клиент) создает свои проблемы, и освоения нового опыта разрешения ситуации, условия для которого создает консультирующий специалист. Одной беседы, когда задействован только аудиальный канал восприятия информации, явно недостаточно. Достижение эффекта «сильного впечатления» возможно в тех случаях, когда информация по одному и тому же аспекту проблемы подается консультантом для всех трех систем восприятия клиента, у которого возникает нечто вроде объемного видения и его «трудной» ситуации, и наиболее продуктивного выхода из нее.

В таком случае процесс консультирования по отдельно взятому запросу возможно построить следующим образом:

I этап - знакомство с клиентом, выслушивание клиента.

II этап - возвращение клиенту его информации для уточнения, подтверждения, исправления (информация возвращается вербально – в основном задействован аудиальный канал восприятия клиента)

Наглядное представление ситуации клиенту с уточненным наименованием того, кто есть кто и что есть что (прояснение ситуации: что именно происходит в жизни клиента?) (В основном задействован визуальный канал восприятия клиента; используются рисуночные методы, игрушки, психоскульптурирование, бумага и прочее).

III этап - просьба, адресованная клиенту:

- Покажите действием, как эта ситуация наилучшим образом может развиваться дальше? (задействован в основном кинестетический канал + визуальный). Уточняющие вопросы консультанта + невербальные ответы клиента.

Обсуждение чувств, которые переживает клиент, и главных открытий, сделанных им по ходу взаимодействия с консультантом.

IV этап - Подведение итогов работы:

- Вспомните, пожалуйста, что Вы чувствовали в начале нашей встречи. Теперь сравните чувства, с которыми Вы сюда пришли, с теми, что Вы испытываете сейчас. Есть ли разница? В чем именно Вы улавливаете эти различия (если таковые имеются)? Чем Вы это можете объяснить? Если клиент не обнаруживает различий, причем с тенденцией к облегчению, то консультация не удалась.

Продолжительность одной консультации, согласно международной практике, составляет один час.

Стратегию взаимоотношений (цикл встреч) специалиста по психосоциальной работе с клиентом - женщиной возможно также представить по совокупности основных поводов их взаимодействия:

знакомство с клиенткой, выслушивание жалобы и уточнение запроса;

расспрос клиентки с целью изучения истории возникновения проблемы и выявления истинных её причин; выдвижение гипотезы о том, как клиентка делает свою проблему;

определение влияния, которое оказывает проблема на систему социальных связей женщины;

• определение влияния проблемы на её профессиональную деятельность;

исследование истинной цели клиентки (чего именно женщина хочет достичь своим поведением в данной ситуации);

оценка психосоциальным работником ситуации клиентки и перспектив её разрешения;

оказание психосоциальной помощи силами необходимых для её разрешения специалистов;

психологическое консультирование, психотерапевтическая помощь.

Индивидуальное консультирование – это действенный метод помощи, оказываемой одним человеком другому, в основе которого лежит определенным образом построения и целенаправленная беседа. Консультирование подразумевает от 1 до 7 встреч, в процессе которых консультант удовлетворяет конструктивные (т.е. те, которые в принципе возможно удовлетворить) запросы клиента – того, кто непосредственно явился на встречу со специалистом.

Опыт индивидуальной работы с социально дезадаптированными женщинами показывает, что процесс ресоциализации и обретения душевного равновесия идет успешнее, если специалист помогает клиентке документально восстанавливать ее подлинную биографию. При этом используется принцип хронологической последовательности и наглядности, т.е. клиентка собирает фотографии, справки, письма, открытки, рисунки и оформляет историю своей жизни.

• Консультирование в социальной работе – это также метод поиска наиболее приемлемого для клиента выхода из тупиковой ситуации.

• Цели психосоциальной помощи клиенту посредством консультирования успешнее достигаются в том случае, если специалист выстраивает логику консультирования, периодически задавая ему вопрос:

• Межличностные проблемы, в обсуждении которых принимает участие консультант, работающий в системе социальной защиты населения, многообразны и многоаспектны

• Внутриличностные проблемы коренятся в системе усвоенных на психологическом уровне представлений о своей половой роли, о структуре семьи и своем месте в ней. Жизненные проблемы клиента – следствие смещения – утраты своего естественного места в семейной системе и проигрывания несвойственных ему ролей.

Работа психолога-консультанта требует значительных энергетических затрат, развитого самосознания, владения навыками утилизации транслируемого клиентами негатива плюс специальных личностных качеств. Большинство специалистов, оказывающих населению психосоциальную помощь, относят к ним

- эмпатию, эмоциональную теплоту, искренность (способность говорить правду себе)

- честность (умение поддерживать равноценные отношения: сколько отдают, столько и получают),

- конструктивное отношение к жизни среди людей (стратегия поведения в конфликтных ситуациях – идти «к людям»),
- конкретность (буквально воспринимает лишь то, что сказал человек, а не фантазирует о том, что он подразумевает),

- чувство юмора и чувство трагичности бытия.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.