Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность и типология социально-культурных институтов






Значительная часть социальных институтов прямо или кос­венно задействована в социально-культурной сфере. Им присуща определенная направленность их общественной практики и соци­альных отношений, характерная взаимосогласованная система целесообразно ориентированных стандартов деятельности, обще­ния и поведения. Их возникновение и группировка в систему зависят от содержания задач, решаемых каждым отдельно взятым со­циально-культурным институтом.

Среди отличающихся друг от друга содержанием деятельно­сти и функциональными качествами экономических, политиче­ских, бытовых и других социальных институтов категория соци­ально-культурных институтов обладает целым рядом специфиче­ских черт.

Попытаемся конкретизировать понятие «социально-культур­ный институт» применительно к целям и содержанию предмета социально-культурной деятельности. Прежде всего необходимо подчеркнуть широкий диапазон термина «социально-культурный институт». Он охватывает многочисленную сеть социальных ин­ститутов, обеспечивающих культурную деятельность, процессы сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей, а также включение людей в определенную, адекватную для них субкультуру.

В современной литературе существуют различные подходы к построению типологии социально-культурных институтов. Про­блема заключается в том, чтобы в зависимости от целевого назна­чения, характера и содержания их деятельности выбрать правиль­ный критерий для их классификации. В качестве такового может фигурировать функционально-целевая направленность соци­ально-культурных институтов, преобладающий характер содержа­ния их работы, их структура в системе общественных отношений.

С точки зрения функционально-целевой направленности вы­деляют два уровня понимания сущности социально-культурных институтов. Соответственно мы имеем дело с двумя их круп­ными разновидностями.

Первый уровень - нормативный. В данном случае социально-культурный институт рассматривается как нормативное явление, как исторически сложившаяся в обществе совокупность опреде­ленных культурных, морально-этических, эстетических, досуговых и других норм, обычаев, традиций, объединяющихся вокруг какой-либо основной, главной цели, ценности, потребности.

К социально-культурным институтам нормативного типа правомерно отнести, в первую очередь, институт семьи, язык, ре­лигию, просвещение, фольклор, науку, литературу, искусство и другие институты, не ограничивающиеся освоением и последующим воспроизводством культурных и социальных ценностей или включением человека в определенную субкультуру. По отноше­нию к личности и отдельным общностям они выполняют целый ряд крайне существенных функций: социализирующую (социали­зацию ребенка, подростка, взрослого человека), ориентирующую (утверждение императивных общечеловеческих ценностей через специальные кодексы и этику поведения), санкционирующую (со­циальную регуляцию поведения и защиту определенных норм и ценностей на основе юридических и административных актов, правил и предписаний), церемониально-ситуационную (регламен­тацию порядка и способов взаимного поведения, передачи и об­мена информацией, приветствий, обращений, регламентацию соб­раний, совещаний, конференций, деятельности объединений и т.д.).

Второй уровень - учрежденческий. К социально-культурным институтам учрежденческого типа относится многочисленная сеть служб, разноведомственных структур и организаций, прямо или косвенно задействованных в социально-культурной сфере и об­ладающих конкретным административным, социальным статусом и определенным общественным назначением в своей отрасли. В эту группу входят непосредственно учреждения культуры, образо­вания, искусства, досуга, спорта (социально-культурное, досуговое обслуживание населения); промышленно-хозяйственные предпри­ятия и организации (материально-техническое обеспечение соци­ально-культурной сферы административно-управленческие ор­ганы и структуры в области культуры, включая органы законода­тельной и исполнительной власти; научно-исследовательские и научно-методические учреждения отрасли.

Так, государственные и муниципальные (местные), региональные органы власти занимают одно из ведущих мест в структуре социально-культурных институтов. Они выступают как полномочные субъекты раз­работки и проведения в жизнь общегосударственной и региональной со­циально-культурной политики, эффективных программ социально-культурного развития отдельных республик, краев и областей.

В широком смысле социально-культурный институт пред­ставляет собой активно действующего субъекта нормативного или учрежденческого типа, обладающего определенными формальными или неформальными полномочиями, конкретными ресурсами и средствами (финансовыми, материаль­ными, кадровыми и т.д.) и выполняющего в обществе соот­ветствующую социально-культурную функцию.

Заметим, что любой социально-культурный институт следует рассматривать с двух сторон - внешней (статусной) и внутренней (содержательной). С внешней (статусной) точки зрения каждый такой институт характеризуется как субъект социально-культур­ной деятельности, обладающий совокупностью нормативно-пра­вовых, кадровых, финансовых, материальных ресурсов, необходи­мых для выполнения функций, предназначенных ему обществом. С внутренней (содержательной) точки зрения социально-культур­ный институт представляет собой совокупность целесообразно ориентированных стандартных образцов деятельности, общения и поведения конкретных лиц в конкретных социально-культурных ситуациях.

Например, такой социально-культурный институт норматив­ного типа, как искусство, с внешней (статусной) точки зрения может быть охарактеризован как совокупность лиц, учреждений и материальных средств, осуществляющих творческий процесс по созданию художественных ценностей. В то же время по своему внутреннему (содержательному) характеру искусство представ­ляет собой процесс творчества, обеспечивающий одну из важ­нейших социальных функций в обществе. Стандарты деятельно­сти, общения и поведения творческих деятелей, их роли и функ­ции определяются и конкретизируются в зависимости от жанра искусства.

Социально-культурные институты придают деятельности людей качественную определенность, значимость как для отдель­ной личности, так и для социальных, возрастных, профессиональ­ных, этнических, конфессиональных групп, для общества в целом. Следует иметь в виду, что любой из этих институтов не только самоценный и самодостаточный субъект, а прежде всего субъект воспитания и образования человека.

Каждый из социально-культурных институтов выполняет по преимуществу свою, наиболее характерную для него содержа­тельную функцию, направленную на удовлетворение тех соци­ально-культурных потребностей, ради которых он сформирован и существует.

Широкая сеть социально-культурных институтов обладает различ­ными формами внутренней градации. Одни из них официально учреж­дены и организационно оформлены (например, система общего образо­вания, система специального, профессионального образования, сеть клубных, библиотечных и других культурно-досуговых учреждений), имеют общественную значимость и выполняют свои функции в масшта­бах всего общества, в широком социально-культурном контексте. Другие не учреждаются специально, а складываются постепенно в процессе дли­тельной совместной социально-культурной деятельности, часто состав­ляющем целую историческую эпоху. К ним, например, относятся возни­кающие на групповом, локальном уровне многочисленные неформаль­ные объединения и досуговые общности, традиционные праздники, об­ряды, ритуалы и другие своеобразные социально-культурные стереотип­ные формы. Они добровольно избираются теми или иными социально-культурными группами: детьми, подростками, молодежью, жителями микрорайона, студентами, военными и т.д.

Социально-культурные институты классифицируются в зависимо­сти от их ролевой функции по отношению к потребителям культурных благ, ценностей и услуг в лице многотысячной детской и взрослой ауди­тории пользователей: зрителей, слушателей, читателей, а также потенци­альных заказчиков, производителей, покупателей обширной социально-культурной продукции. В этом случае среди огромного множества со­циально-культурных институтов нормативного и учрежденского типа выделяются следующие категории.

Первая группа - социально-культурные институты, преиму­щественно занимающиеся производством духовных ценностей: идеоло­гия, политика, право, государственное управление, наука, церковь, жур­налистика, образование базовое и дополнительное, искусство, язык, ли­тература, архитектура, искусство, любительское, в том числе техническое творчество, художественная самодеятельность, коллекционирование.

Вторая группа - социально-культурные институты, преиму­щественно занятые коммуникацией, трансляцией духовных ценностей, экономической, политической, культурной, социальной, научно-техниче­ской информации: пресса, радио, телевидение, издательства и книжная торговля, музеи и выставки, реклама, архивы и библиотеки, пропаганда и проповедничество, электронная почта, конференции, презентации и т.д.

Третья группа - социально-культурные институты, преиму­щественно проявляющие себя в организации различных видов неформальной творческой деятельности: семья, клубные и садово-парковые учреждения, фольклор, народное творчество, народные обычаи, обряды, массовые праздники, карнавалы, гулянья, инициативные культурозащитные общества и движения.

В теории и практике часто используются и многие другие основания для типологизации социально-культурных институтов: 1) по обслужи­ваемому контингенту населения: массовый потребитель (общедоступ­ные), отдельные социальные группы (специализированные), дети, юно­шество (детско-юношеские); 2) по формам собственности: государствен­ные, общественные, акционерные, частные); 3) по экономическому ста­тусу: бесприбыльные (некоммерческие), доходные (коммерческие или полукоммерческие); 4) по масштабам действия и охвата аудитории: ме­ждународные, национальные (федеральные), региональные, местные (локальные).

В структуру социально-культурной сферы включаются субъ­екты культуры, обеспечивающие массовую культурную деятель­ность: клубы, развлекательные учреждения, детские учреждения, СМИ, кино, видеопрокат, музеи, библиотеки, парки, учебные заве­дения и субъекты искусства: концертные залы, театры, цирк, гале­реи и выставочные залы, киностудии, народные художественные промыслы и ремесла, художественные коллективы, учебные заве­дения.

В социально-культурной сфере, таким образом, функциони­руют: искусство, профессиональное художественное творчество, образование; культурно-досуговая деятельность населения, массо­вое народное творчество, просвещение и самодеятельность; соци­альная защита и реабилитация отдельных категорий граждан сред­ствами культуры, искусства, досуга, спорта; межнациональные и межгосударственные культурные обмены и сотрудничество; про­изводственная инфраструктура по созданию и обеспечению мате­риально-технической базы отрасли.

Вполне очевидно, что каждая из этих подотраслей поддается своей дальнейшей градации и выделению более узких и конкрет­ных типов организаций и видов деятельности. Эта дифференциа­ция находит свое воплощение как на уровне принятия законода­тельных документов, так и в практике руководства отраслями (от­делов музеев, театров, библиотек, клубной деятельности, регио­нальных органов управления культурой и искусством).

Однако уровень взаимосвязей различных социально-культур­ных институтов в федеральном и региональном масштабах далеко не одинаков. Выделяют несколько наиболее характерных показа­телей этого уровня: связи прочны и постоянны: связи содержа­тельны и предметны; контакты носят эпизодический характер; партнеры почти не сотрудничают; партнеры работают вообще обособленно.

Причинами эпизодичности контактов между социально-куль­турными институтами региона являются, как правило, отсутствие ясного представления о содержании и формах совместной работы, малый опыт этого сотрудничества, отсутствие четкой программы, несогласованность планов, недостаточность внимания со стороны муниципальных органов и т.д.

В современном процессе развития и укрепления сотрудниче­ства многочисленных общностей и структур социально-культур­ной сферы можно выделить две тенденции. С одной стороны, каж­дый социально-культурный институт исходя из своего профиля и характера стремится максимально активизировать собственный потенциал, собственные творческие и коммерческие возможно­сти. С другой — для этой группы субъектов вполне естественно стремление к социальному партнерству. Усиливаются их совмест­ные, согласованные и скоординированные действия на основе об­щих, совпадающих функций социально-культурной деятельности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.