Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Человек Большого Пути

 

Николай Константинович Рерих представляет исключительную фигуру.

Жизнь и творчество этого русского, национального художника, его познание стран Востока, его глубокая связь с Индией, его богатые событиями путешествия по Европе, Америке, Азии, его высокая миссия служить защите культурного наследия человечества, его необозримые знания, неутомимая энергия невольно заставляют вспомнить великих мастеров прошлых эпох.

«Николай Рерих - один из благороднейших сынов России, поскольку он изумительно синтетичен. Поражаешься его многогранности - художник, поэт, публицист, археолог, директор художественной школы. Сущность его непреодолимого обаяния лежит в цельности его сложной личности, в ритмическом единстве его разнообразных творческих мотивов, в синтетической гармонии, которая пронизывает мир, создаваемый его кистью» - так говорил профессор Калифорнийского университета, доктор Каун.

Можно еще добавить, что Рерих - замечательный писатель и философ, знаток истории, обладатель дара прозрения, который даёт ему возможность проникать в седую древность, в жизнь наших предков, далёких славянских племён, в древнейшие картины быта народов, населяющих страны Востока. Где бы его ни видели - в Индии, Монголии, всюду он вызывал особое уважение, пользовался доверием и даже любовью народов, которые не очень доверчивы к чужестранным гостям.

Джавахарлал Неру (политический деятель в Индии нач. 20 в.), который дружил с Рерихом и хорошо знал его творчество, сказал о нём замечательные слова: «Когда я думаю о Николае Рерихе, я поражаюсь размаху и богатству его деятельности и творческого гения. Великий художник, великий ученый и писатель, археолог и путешественник, он касался и освещал так много аспектов человеческих устремлений... Картины его напоминают нам многое из нашей истории, нашего мышления, нашего культурного и духовного наследства, многое не только о прошлом Индии, но и о чём-то постоянном и вечном; и мы чувствуем, что мы в долгу у Николая Рериха, выявившего этот дух в своих великолепных полотнах».

Рерихом написаны тысячи картин, которые являются украшением музеев на всех материках. Свои археологические раскопки он начал с юности, когда ему было только восемнадцать лет. Из него вырос учёный, который много сделал для науки, занимаясь древней русской археологией и позже раскопками в азиатских просторах».

Множество книг и статей о его картинах и обо всём остальном существует в мире на разных языках.. Произведения его показывают «неукротимые поиски радости в раскрытых красках мира, поиски дружбы народов, старых связей, которые надо восстановить, потому что они нужны и для совершенствования людей, и для защиты всего, что общими силами сделано на земле людьми, которые хотят своего дальнейшего совершенствования, ищут дорогу в лучшее будущее для себя и детей своих...»

Он пишет о спутнице своей жизни – другине и вдохновительнице Елене Ивановне, которая является правнучкой великого полководца - Кутузова: «На коне вместе с нами Елена Ивановна проехала всю Азию, замерзала и голодала в Тибете, но всегда первая подавала пример бодрости всему каравану».

«Вера в силу знания всегда жила в сознании Рериха. Как верны его мысли о народе, когда он записывает: «Велика радость - давать народу широкое мировоззрение, освобождать от суеверий и предрассудков и показать, насколько истинное знание есть суть прогресса».

«Он записывает о том, что главное в жизни родной земли: Не устанем твердить об обороне всех сокровищ народных. Пусть в обновленной кузнице мужественно куётся меч обороны и плуг труда». Он стоит за признание русского искусства и верит в то, что русское искусство родилось не вчера. «…от глубокой древности русский народ уже может гордиться своими художниками, настоящими мастерами, которые с великим искусством изукрашали стены храмов и палат».

Некоторым казалось, что в творчестве Рериха есть что-то от мистицизма. Он гневно отвергал это, говоря: «Для невежд, вероятно, любое научное открытие есть мистицизм и сверхъестественность. Он верил, что наука всесильна, что она откроет любые тайны, объяснит любые чудеса. Из всех сказок лучшей, по его мнению, была сама жизнь. В 1946 году он пишет: «Обратимся к великому кличу народа русского: учиться, учиться, учиться». «Народ русский привык побеждать. Герои высоко подняли Знамя Победы. Никто не отнимет его. А за ним развеваются Знамя Мира, Знамя Культуры, и герои труда в подвиге укрепят стяг всенародный. Экое славное русское слово: «Подвиг». В нём и движение, и творчество, и преуспеяние. Именно русскому народу довлеет подвиг».

И в своём живописном искусстве он прям и суров. Он стоит за реализм. Почему? «Истинный реализм отображает сущность вещей. Для подлинного творчества реализм есть исходное восхождение...»

«Упаси от абстрактных закоулков... Видали жилища, увешанные абстракциями. Жуткие предвестники. Довольно! Человечество ищет подвига, борется, страдает. Сердце требует песнь о прекрасном... Сердце творит в труде, в искании высшего качества... Художники могут поднять знамя героического реализма».

Он - неустанный труженик. Он требует от мастера ежедневного труда творческой мысли. «В делании, в творении, в работе мысли вы и останетесь молодыми, и Вас хватит на всё полезное». Трудности, перенесённые во время больших путешествий, закалили художника, придали его картинам новое звучание, а горы явились в них, по его признанию, одушевлёнными великанами, где человек постигает всё величие земли, наполняет поэтической сущностью окружающий мир.

Рерих родился в Петербурге. В юности жил около Гатчины, в имении, носившем название почти индийского звучания - Извара. Говорят, что во времена Екатерины там неподалёку жил какой-то индийский раджа.

Тяготение к Индии началось издалека. В его записях-листах давно отмечено: " Всё, что касается Индии, от орудий быта, строительства до корней речи - всё это было так близко нашим истокам. Во всём чувствовалось единство начального пути".

" Если простота выражения, ясность желания будут соответствовать неизмеримости величия Космоса, то это путь истинный. И этот Космос не тот недосягаемый Космос, перед которым морщат лоб профессора, но тот великий и простой, входящий во всю нашу жизнь, творящий горы, зажигающий миры-звёзды на всех неисчислимых планах».

Краски его картин теперь зажигаются особенно ярко, горный пейзаж наполняется фигурами легенд, силуэтами давно живших борцов за свободу и раскрепощение людей. Он всесилен показывая всё живое: людей и зверей, облака и облачные дива, потоки света и ожидание чуда. Недаром он в путешествиях, в одиночестве ледников наблюдает игру туч и закаты, огненным плащом одевающие льды, видел одинокого всадника и сверкание дружин, проходящих на неведомые битвы.

Он искал нового человека. Он видел, что надо об Индии, о народах Востока говорить со всем знанием того, что уже принесено человечеству народами Азии, отыскать их тайны, погребённые под грудами ложных знаний о них, привнесенных западными учеными, не искавшими правды. А между тем, воскресение этой правды дало бы мировой науке восстановление исторического существования народов Азии в новых научных открытиях, важных для истории всего человечества.

И Рерих работал над темой славяно-индийской дружбы, как над одной из самых главных тем истории мировой культуры.

И прав был Рабиндранат Тагор, прекрасно понимавший, какому делу служит Рерих, и писавший ему в своём последнем письме: «Проблема мира (а это писалось в 1937 году, когда в Европе уже неиствовал фашизм) сегодня является наиболее серьёзной заботой человечества, и наши усилия кажутся такими незначительными и тщетными перед натиском нового варварства, которое бушует на Западе с всё возрастающей яростью».

«Русский воин зычно на весь мир кликнул: «Огонь - на меня!» Принял герой все стрелы в свой щит, в своё сердце! И спас Родину. Какая славная былина: «Огонь на меня».

Заботясь о восстановлении старых культур и о сохранении в дружеской семье народов общечеловеческого культурного наследства, будучи свидетелем того, как в огне войны, к примеру первой мировой, исчезали культурные ценности, Рерих задался целью создать движение в защиту векового наследства. Он рассуждал: «Не удивительно ли, по- русски слово «мир» единозвучно и для мирности и для вселенной. Единозвучны эти понятия и не по бедности языка. Язык - богатый. Единозвучны они по существу. Вселенная и мирное творчество нераздельны».

Медленно, но верно двигалось по всему миру развитие этой рериховской идеи.

Пакт Рериха обсуждался еще в тридцатых годах в Лиге Наций. В мире было создано много обществ, поддерживающий Пакт Мира. В 1935 году он был подписан двадцатью одной страной Американского континента. Тогдашний президент Ф.Рузвельт, подписывая Пакт Мира, сказал: «Мы стремимся к тому, чтобы его всемирное признание сделалось насущным принципом для сохранения современной цивилизации. Этот договор имеет более глубокое значение, чем текст самого документа».

Проходили годы, когда свирепствовала «холодная война» и Рерих прилагал все силы для того, чтобы девиз «Мир через Культуру» был ясен для всех. «Каждый может видеть, что война нервов, война психическая может разлагать человека сильнее войны телесной».

И только " в 1954 году на международной дипломатической конференции в Гааге была подписана конвенция о защите культурных ценностей в случае войны (и в мирное время). Благодаря участию Советского Союза предложение Рериха было принято. Исполнились слова Николая Константиновича, сказанные ещё в 1944 году: «Не умерло Знамя Мира. Оно свернулось, пока зверствует война. Но придёт час, когда люди вновь сознательно обратятся к заботе об охране культурных ценностей... Идеи живут! Развернётся Знамя Мира».

Пакт Рериха стал мировым фактом. По этому Пакту государства обязаны запрещать, предупреждать и, если необходимо, пресекать любые акты грабежа или незаконного присвоения культурных ценностей, а так же любые акты вандализма в отношении этих ценностей. Эта Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта была ратифицирована более чем шестьюдесятью государствами.

Таким образом, признание Пакта Рериха и его всемирное значение вошло в биографию великого гуманиста, связав с его деятельностью на пользу мира ту всеобщую борьбу за мир, которая и сегодня подымает всё новые и новые силы людей доброй воли.

А замечательнейший герой человечества, любимый сын русского народа, первый человек, взлетевший в космос, Юрий Гагарин записал в своём бортовом журнале: «Лучи просвечивали через земную атмосферу, горизонт стал ярко-оранжевым, постепенно переходящим во все цвета радуги: к голубому, синему, фиолетовому, чёрному. Неописуемая цветовая гамма! Как на полотнах художника Николая Рериха».

Махариши, великий подвижник, как звали его в Индии, кончил свой долгий, удивительный путь. Остались его картины и книги. Остались слова, сказанные им в своём «Завете»: " Но вот что завещаю всем, всем... в мирном труде познаётся и мир всего мира. В мире идёт строительство и светлое будущее. А где постройка идёт, там всё идет. Полюбите Родину всеми силами - и она вас возлюбит. Мы любовью Родины богаты. Шире дорогу! Идёт строитель! Идет народ Русский!»

И Родина чувствует, как выдающегося сына своего, великого художника, мастера света, передового гуманиста нашего века - Николая Константиновича Рериха».

 

(по материалам Н.Тихонова " Книга Большого Пути"

из книги " Зажигайте сердца")

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Мы только начинаем | Элементы правильного ответа




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.