Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Авторские договоры






Общие положения. Использование произведения автора другими лицами (пользователями) осуществляется на основании авторского договора, кроме случаев, специально указанных Законом. Договорная форма использования произведений в большей степени, чем какая-ли­бо другая, обеспечивает реализацию и охрану как личных, так и имущественных прав автора. Отвечает она и интересам пользователей, поскольку они приобретают определенные права по использованию произведений, которых не имеют другие лица, и в связи с этим могут окупить свои затраты по воспроизведению и распространению произ­ведений и получить прибыль. В конечном счете в договорном исполь­зовании произведений заинтересовано и общество в целом, поскольку такой порядок стимулирует творческую активность его членов и спо­собствует умножению духовного богатства общества.

Действующее авторское законодательство не содержит определения авторского договора, однако анализ его норм позволяет сформулиро­вать следующее определение: по авторскому договору автор передает или обязуется передать приобретателю свои права на использование произведения в пределах и на условиях, согласованных сторонами. Автор­ский договор носит гражданско-правовой характер и является самостоятельным (стр. 85) в раду других гражданско-правовых договоров. Данный вывод имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение. В частности, он означает, что на авторско-договорные отношения распространяются как общие положения гражданского права, напри­мер правила о формах и условиях действительности сделок, так и соответствующие нормы обязательственного права, касающиеся, на­пример, порядка заключения и исполнения договоров, ответственности за их нарушение и т. п.

По общему правилу, авторский договор носит консенсуальный, взаимный и возмездный характер. На протяжении многих лет в рос­сийской юридической литературе продолжается спор о природе автор­ского договора. Суть разногласий сводится к вопросу о том, уступает ли автор контрагенту свои имущественные права на произведение или лишь разрешает его использование на определенных условиях. В этой связи в литературе выдвинуты и подробно обоснованы теория уступки (передачи) и теория разрешения[77]. Действующим законодательством, в котором неоднократно подчеркивается возможность перехода права на использование произведения от автора к другим лицам, данный спор однозначно решен в пользу теории уступки прав.

Современное российское авторское право исходит из принципа свободы авторского договора, в соответствии с которым стороны сами определяют свои взаимные права и обязанности и оговаривают иные условия договора. Вместе с тем Закон предъявляет к авторским дого­ворам некоторые требования, сформулированные в виде диспозитивных и императивных правил. Первые из них вступают в действие тогда, когда в договоре не решены те или иные вопросы. В качестве примера можно привести правило о том, что действие передаваемого по договору права ограничивается территорией Российской Федерации, если в авторском договоре отсутствует условие о территории, на которую передается право.

Императивные правила либо запрещают вводить в авторские дого­воры определенные условия, либо предписывают решение отдельных вопросов при выборе сторонами конкретного варианта своих взаимо­отношений из числа возможных. Например, Закон заранее объявляет недействительным условие авторского договора, которым автор огра­ничивается в создании в будущем произведений на данную тему или в (стр.86) данной области. Примером императивной нормы предписывающего характера может служить требование обязательного установления мак­симального тиража произведения, если в авторском договоре об изда­нии или ином воспроизведении произведения вознаграждение определено в виде фиксированной суммы.

Виды авторских договоров. Выступая в качестве особого вида граж­данско-правового договора, авторский договор, в свою очередь, под­разделяется на рад разновидностей, каждая из которых имеет свои особенности.

Прежде всего авторские договоры делятся на группы в зависимости от вида произведений, по поводу которых они заключаются. Выделяются, в частности, авторские договоры на создание и использование литературных, музыкальных, аудиовизуальных, архитектурных и других произведений. Даже если указанные договоры предусматривают один и тот же способ использования произведений, вид последних оказывает определенное влияние на содержание самого договора.

В зависимости от того, является ли предметом авторского договора уже готовое произведение или произведение, которое еще только необходимо создать, различаются авторские договоры заказа и авторские договоры на готовое произведение. Авторский договор заказа подробно регламентирует требования, предъявляемые к будущему произведению, в частности устанавливает его жанр, назначение, объем и другие параметры, определяет сроки и форму представления работы заказчику, порядок устранения замечаний, предусматривает право автора на по­лучение аванса и т. п. В тех случаях, когда предметом договора является уже готовое произведение, оно обычно рассматривается и одобряется пользователем до заключения договора. Поэтому все указанные выше вопросы для данного договора значения не имеют, и основное внима­ние уделяется проблеме использования произведения.

Авторские договоры могут быть связаны с использованием еще не обнародованного произведения или произведения, которое уже доведено до всеобщего сведения. Как правило, это оказывает существенное влияние на такие условия договора, как размер авторского гонорара и форма его выплаты. Авторы не обнародованных произведений обычно полу­чают особое вознаграждение за предоставление пользователю права на первое ознакомление публики с произведением. Специфической чер­той договора, связанного с повторным использованием произведения, является право автора на внесение исправлений и изменений в создан­ное им произведение.

В зависимости от того, становится ли приобретатель авторских прав по договору единственным их обладателем или не становится, автор­ские договоры подразделяются на договоры о передаче исключительных (стр.87) прав и договоры о передаче неисключительных прав. Авторский договор о передаче исключительных прав разрешает использование произведения определенным способом и в установленных договором пределах только лицу, которому эти права передаются, и дает такому лицу право запрещать подобное использование произведения другим лицам. По авторскому договору о передаче неисключительных прав пользователю разрешается использовать произведение наравне с самим автором и другими лицами, получившими от автора разрешение на использование произведения аналогичным способом. Согласно п. 4 ст. 30 Закона об авторском праве, передаваемые по авторскому договору права счита­ются неисключительными, если в договоре прямо не установлено иное.

Наконец, большое практическое значение имеет подразделение авторских договоров в зависимости от способа использования произ­ведения. Наиболее распространенным видом авторского договора яв­ляется издательский договор. В рамках данного договора осуществляется издание и переиздание любых произведений, которые могут быть зафиксированы на бумаге, т.е. произведений литературы (научных, художественных, учебных и т.п.), драматических, сценарных, музы­кальных произведений, произведений изобразительного искусства и т.д. Издательский договор наиболее полно урегулирован действующим законодательством и исследован юридической наукой. Нередко выво­ды, которые первоначально делаются на базе применения норм об издательском договоре, а также сложившейся практики разрешения споров, впоследствии распространяются и на другие авторские дого­воры.

Постановочный договор заключается тогда, когда основным спосо­бом использования произведения является его публичное исполнение. Его предметом могут быть драматические произведения, музыка или либретто оперы, балета, оперетты, музыка к драматическому спектаклю и т.п., которые используются театрально-зрелищными организациями (театрами, филармониями, цирками, концертными организациями и т.д.) путем постановки на сцене. В настоящее время постановочный договор должен заключаться пользователями в отношении как не обнародованных, так и обнародованных произведений.

Сценарный договор — это договор, который регламентирует отноше­ния, связанные с использованием текста, по которому снимается кинофильм, телефильм, делается радио- или телепередача, проводится массово-зрелищное мероприятие и т.д. Сценарный договор близок к постановочному договору, из рамок которого он постепенно выделился в самостоятельный вид. Их основное различие заключается в том, что литературный сценарий в отличие, например, от драматического про­изведения используется не в своем неизменном виде, а служит основой (стр.88) для создания более приближенного к нуждам кинематографа, телеви­дения или радио режиссерского сценария, по которому, собственно, и ставится фильм или делается передача. В этом смысле сценарный договор предполагает, что произведение (сценарий) может быть исполь­зовано в измененном виде.

Договор о депонировании рукописи регулирует условия и порядок обнародования и последующего использования произведения, которое помещается на хранение в специальный информационный орган. Обычно путем депонирования используются научные произведения, представляющие интерес лишь для ограниченного круга специалистов, по запросам которых им предоставляются копии депонированных произведений или их отдельных частей.

Договор художественного заказа опосредует отношения, связанные с созданием произведений изобразительного искусства в целях их публичной демонстрации. Его предметом являются разнообразные произведения изобразительного искусства, которые изготавливаются авторами по заказам организаций и частных лиц и переходят в собст­венность последних. Владельцы произведений (материальных носите­лей) вправе распоряжаться ими по своему усмотрению, но при условии уважения авторских прав создателей авторских произведений.

Договор об использовании в промышленности произведений декоратив­но-прикладного искусства имеет своей задачей урегулирование вопро­сов, возникающих в связи с тиражированием в промышленности оригинальных произведений декоративно-прикладного искусства. Он заключается лишь с внештатными художниками предприятий, произ­ведения которых принимаются к использованию. Авторы получают вознаграждение как за сам факт создания произведения, принятого к использованию, так и за последующее тиражирование в зависимости от объема использования.

Договор о публичном исполнении (публичном показе, сообщении для всеобщего сведения путем передачи в эфир или по кабелю) разрешает использование литературных, музыкальных, драматических и иных произведений путем их исполнения, показа или передачи для всеоб­щего сведения в эфир или по кабелю как непосредственно, так и с помощью различных технических средств. Подобные договоры в форме выдаваемых пользователям лицензий заключаются чаще всего органи­зациями, управляющими имущественными правами авторов на кол­лективной основе. Закон требует, чтобы условия таких лицензий были одинаковыми для всех пользователей одной категории. Кроме того, указанные организации не вправе отказать в выдаче лицензии пользо­вателю без достаточных на то оснований.

Названными видами авторских договоров не исчерпывается все их (стр.89) многообразие, которое определяется способами использования произ­ведений. Каждый вид авторского договора имеет свои особенности, обусловленные как спецификой произведения, являющегося его пред­метом, так и способами его использования.

Элементы авторского договора. Субъектами авторского договора являются автор или его правопреемник, с одной стороны, и пользова­тель произведения, с другой. Совершеннолетние дееспособные авторы заключают авторские договоры самостоятельно либо действуют через поверенных и агентов. За малолетних (недееспособных) авторов автор­ские договоры подписывают их родители (опекуны). Несовершенно­летние авторы в возрасте от 14 до 18 лет осуществляют свои авторские права (в том числе заключают авторские договоры) самостоятельно, без контроля родителей и попечителей.

Авторские договоры по поводу использования коллективных про­изведений заключаются со всеми соавторами. При этом все они могут принимать участие в согласовании условий и подписании договора либо это может быть поручено ими одному из соавторов. При подго­товке сборника соответствующие договоры должны заключаться не только с составителем, но и с авторами всех охраняемых законом произведений, включаемых в сборник.

После смерти автора договор об использовании произведения за­ключается с его наследниками по закону или завещанию, обладающими гражданской дееспособностью. Если наследников несколько, для за­ключения авторского договора необходимо их общее согласие. Возник­ший спор между наследниками разрешается в судебном порядке по иску любого из них.

Другой стороной авторского права выступает пользователь произ­ведения, т.е. специализированная организация, основной функцией которой является осуществление издательской, театрально-зрелищной, выставочной или иной аналогичной деятельности. В роли пользователя может выступать и индивидуальный предприниматель, имеющий право заниматься воспроизведением и распространением произведений как самостоятельным видом предпринимательства.

Иногда договорные отношения по поводу творческих произведений устанавливаются между авторами этих произведений и лицами, кото­рые приобретают права на эти произведения не для последующего их использования в коммерческих целях, а для удовлетворения собствен­ных нужд (заказ на художественное оформление интерьера, создание памятника, написание портрета и т. п.). Указанные договоры ни в коей мере не противоречат действующему законодательству, однако носят не авторский, а подрядный характер, хотя сам творческий результат, безусловно, охраняется нормами авторского права. (стр.90) Права, приобретенные по авторскому договору, пользователь может переуступать другим лицам лишь в случае, если это прямо предусмот­рено договором (п. 4 ст. 31 Закона об авторском праве).

Предметом авторского договора являются имущественные права, которые создатель произведения переуступает пользователю (ст. 30 Закона об авторском праве). Поскольку, однако, по авторскому дого­вору передаются права на использование конкретного произведения, в теории авторского права в качестве предмета договора нередко рас­сматривается и само произведение, которое в точном смысле выступает, конечно, не предметом, а объектом авторского договора. Как бы то ни было, при заключении авторского договора должны быть конкретно согласованы и вопрос о видах и характере передаваемых по договору прав, и вопрос о том произведении, в отношении которого действуют эти права.

Все права на использование произведения, прямо не переданные по авторскому договору, считаются не переданными (п. 2 ст. 31 Закона об авторском праве). Кроме того, предметом авторского договора не могут быть права на использование произведения, неизвестные на момент заключения договора. В последнем случае имеются в виду права, связанные с новыми, пока еще неизвестными способами ис­пользования произведения, но которые могут появиться в дальнейшем.

Срок в авторском договоре имеет несколько значений. Прежде всего стороны свободны в определении срока, на который передаются права на использование произведения. В принципе, пользователь может приобрести авторские права на произведение на весь срок его охраны, хотя бы данный срок и не мог быть конкретно определен на момент заключения договора. Не исключается также заключение авторских договоров с неопределенным сроком. Это прямо следует из п. 1 ст. 31 Закона об авторском праве, где установлено, что при отсутствии в авторском договоре условия о сроке, на который передается право, Договор может быть расторгнут автором по истечении пяти лет с даты его заключения. В данном случае автор лишь должен письменно уведомить пользователя о своем желании расторгнуть договор за шесть Месяцев до этого.

Наряду с общим сроком действия в авторском договоре обычно Указываются сроки выполнения сторонами принятых обязательств. Так, в авторском договоре заказа фиксируется срок, в течение которого автор принимает на себя обязанность создать и передать пользователю Сказанное ему произведение. Целесообразно определение в договоре и конкретного срока рассмотрения пользователем представленного ему произведения. Если пользователь принял на себя обязанность по ис­пользованию произведения, в авторском договоре должен быть указан (стр.91) конкретный срок ее выполнения. Как правило, этот срок является более коротким по сравнению с общим сроком действия авторского договора и исчисляется с момента одобрения произведения пользователем.

Цена авторского договора представляет собой то авторское вознаг­раждение, которое пользователь должен уплатить автору за приобре­тенные по договору права на использование произведения. Закон ориентирует на то, чтобы вознаграждение определялось в виде процента от дохода за соответствующий способ использования произведения. Если это невозможно в связи с характером произведения или особен­ностями его использования, вознаграждение может быть определено в виде фиксированной в договоре суммы или иным образом (п. 3 ст. 31 Закона об авторском праве). На практике, однако, по ряду причин преобладает применение фиксированных ставок (например, цена за один авторский лист), увязанных с объемом использования произве­дения.

Цена авторского договора определяется по свободному усмотрению сторон. Данное правило не знает исключений и действует даже тогда, когда Правительством РФ установлены минимальные ставки авторско­го вознаграждения за отдельные виды использования произведений[78]. Указанные минимальные ставки применяются лишь тогда, когда иное не определено в договоре между автором и пользователем.

В соответствии со ст. 32 Закона об авторском праве авторские договоры должны заключаться в простой письменной форме. Чаще всего договор заключается путем составления сторонами единого до­кумента. Обычно издательства, театры, студии и иные организации, использующие произведения, имеют разработанные с учетом требова­ний закона стандартные бланки договоров, которые заполняются и подписываются сторонами.

Письменная форма не обязательна, однако, для договоров об ис­пользовании произведений в периодической печати. О заключении договора может свидетельствовать извещение автора редакцией о при­нятии рукописи к опубликованию либо сам факт опубликования про­изведения.

При продаже экземпляров программ для ЭВМ и баз данных и предоставлении массовым пользователям доступа к ним допускается применение особого порядка заключения договоров, установленного Законом РФ «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных». В частности, ст. 14 указанного Закона предусматривает возможность изложения (стр. 92) типовых условий договора на передаваемых экземплярах про­грамм для ЭВМ и баз данных.

Что касается договоров об уступке (передаче) прав на программу для ЭВМ или базу данных, то они, помимо письменного оформления, могут, а в некоторых случаях должны быть зарегистрированы в Рос­сийском агентстве по правовой охране программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем. Согласно п. 5 ст. 13 Закона РФ «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» обязательной регистрации в указанном Агентстве подлежат договоры о полной ус­тупке всех имущественных прав на зарегистрированную в Агентстве программу для ЭВМ или базу данных. Договоры о передаче имущест­венных прав на зарегистрированную или незарегистрированную ком­пьютерную программу или базу данных могут быть зарегистрированы в Агентстве по соглашению сторон.

Содержание авторского договора. Его образуют права и обязанности автора и пользователя произведения, которые корреспондируют друг другу. Поскольку Закон об авторском праве содержание авторского права практически не регламентирует, данный вопрос решается в основном по усмотрению самих сторон. Положение осложняется тем, что различные виды авторских договоров имеют несовпадающее содер­жание. Так, права и обязанности сторон по авторскому договору заказа существенно отличаются от прав и обязанностей сторон по договору о передаче для использования готового произведения, содержание дого­вора об использовании произведения в неизменном виде не совпадает с содержанием договора, предполагающего переработку произведения в другой вид или жанр, и т. п. Поэтому вопрос о содержании авторского договора будет рассмотрен лишь в самом общем виде с учетом сложив­шейся практики.

Основные обязанности автора, как правило, сводятся к следующе­му. Прежде всего автор должен создать и передать пользователю про­изведение, которое соответствует условиям заключенного договора. Так, литературное произведение должно отвечать установленному в догово­ре заказа виду литературы, жанру, назначению, иметь согласованный с издательством объем и т.д.

Автор обязан лично выполнить заказанную ему работу. Привлечение к работе над произведением других лиц, изменение состава соавторов Могут производиться только с согласия заказчика, что обычно оформ­ляется составлением нового или изменением прежнего договора. Для выполнения работ технического характера, например сбора материала, подстрочного перевода и т.п., автор может за свой счет привлекать любых лиц, не спрашивая согласия заказчика.

Автор должен представить заказанное ему произведение в определен­ий договором срок. По смыслу закона и в соответствии со сложившейся (стр.93) практикой автор может представить произведение досрочно, если только в договоре не предусмотрено иное. Произведение должно быть передано заказчику в готовом для использования виде, в частности в комплекте всех оговоренных договором элементов. Соглашением сторон может предус­матриваться передача произведения по частям. Наконец, передаваемое произведение должно быть надлежащим образом оформлено, представ­лено в предусмотренном договором числе экземпляров и сдано компетен­тному представителю заказчика. Для предотвращения возможных споров сдачу-приемку произведения следует оформлять соответствующим пись­менным документом, например особой распиской.

Следующей обязанностью автора является доработка произведения по требованию заказчика. Решение о необходимости доработки произ­ведения принимается заказчиком по результатам рассмотрения произ­ведения, когда оно в целом отвечает условиям договора, но требуется внесение в него исправлений, изменений, уточнений или дополнений. Например, пользователь может настаивать на сокращении объема произведения до установленного договором размера, устранении по­второв или явно ошибочных положений и т. п.

Обязанностью автора является его участие в подготовке произведе­ния к использованию. Содержание данной обязанности зависит от вида произведения и способа его использования. Так, согласно издательско­му договору автор обязан по требованию издательства без особого вознаграждения читать (просматривать) корректуру произведения в согласованные сторонами сроки, с учетом графиков движения книж­ных изданий в производстве.

Наконец, в течение всего срока действия авторского договора о передаче исключительных прав автор не вправе без согласия другой стороны передавать третьим лицам указанное в договоре произведение или часть его для использования тем же способом и в установленных договором пределах. Данная обязанность возникает для автора в момент заключения договора и действует в течение всего срока договора.

Пользователь произведения обычно принимает на себя следующие обязанности. В первую очередь он должен принять и рассмотреть представленное автором произведение. Принятие произведения означает проверку качества его оформления и комплектности, которая осуще­ствляется в порядке, установленном конкретным договором. Принятое произведение должно быть рассмотрено пользователем по существу в установленный договором срок. В течение этого срока пользователь должен письменно известить автора либо об одобрении произведения, либо о его отклонении по основаниям, предусмотренным договором, либо о необходимости внести в произведение поправки с точным указанием существа требуемых исправлений в пределах условий дого­вора. (стр.94)

Приобретая по договору права на использование произведения, пользователь обязан обеспечить соблюдение всех личных неимуществен­ных прав автора. В авторских договорах обычно указывается, что пользователь не может без согласия автора вносить в произведение никакие изменения, в частности сокращать его объем, снабжать про­изведение предисловиями, послесловиями, комментариями и т. п. Од­нако при заключении договора автор может дать согласие на изменение своего произведения. Например, автор может заранее согласиться с тем, что его работа будет иллюстрироваться художником, снабжена предисловием и т.п. В этом случае согласие автора не может быть отозвано в одностороннем порядке.

В качестве особой обязанности пользователя должна быть выделена его обязанность привлечь автора к работе по подготовке произведения к использованию. Выше отмечалось, что автор должен по требованию пользователя содействовать выпуску произведения в свет. Одновремен­но это обычно является и правом автора. Поэтому, если пользователь не привлекает автора к данной работе, автор может сам настоять на этом. Так, в издательском договоре на литературное произведение обычно не только указывается, что автор обязуется по требованию издательства читать корректуру, но и подчеркивается, что издательство обязуется по требованию автора предоставить ему возможность читать корректуру. Осуществляя данное право, автор контролирует соблюде­ние контрагентом его права на защиту репутации.

Закон об авторском праве не возлагает на приобретателей авторских прав обязанность по реальному использованию произведения, что едва ли может рассматриваться в качестве достоинства данного Закона. Поэ­тому, если автор заинтересован в том, чтобы его произведение было доведено до сведения публики, он должен сам позаботиться о включе­нии в авторский договор условия, обязывающего пользователя исполь­зовать произведение оговоренными в договоре способами и в определенном объеме. Целесообразным, безусловно, является и указа­ние в договоре конкретного срока, в течение которого пользователем должна быть выполнена эта обязанность.

Поскольку авторский договор носит возмездный характер, на поль­зователе лежит обязанность по выплате автору вознаграждения за использование произведения. Размер, форма, сроки и порядок выплаты авторского вознаграждения определяются самими сторонами. Наряду с выплатой согласованного гонорара пользователь может принимать на себя обязанность по компенсации автору дополнительных расходов, связанных, например, с его командированием в другую местность для сбора материала, участием в работе съемочной группы и т. п.

Наряду с рассмотренными обязанностями в авторских договорах Могут предусматриваться и некоторые другие обязанности как авторов, (стр.95) так и пользователей (участие автора в работе по подготовке произведе­ния к переизданию, предоставление автору определенного числа бес­платных экземпляров произведения и т.д.).

Ответственность по авторскому договору. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по авторскому дого­вору стороны несут ответственность, которая, будучи гражданско-правовой по своей сути, обладает специфическими особенностями. Во-первых, спектр возможных мер принуждения сторон к исполне­нию лежащих на них обязанностей здесь значительно уже, чем в других гражданско-правовых обязательствах. Основные обязанности сторон авторского договора не могут быть исполнены под принуж­дением. Нельзя принудительно заставить автора создать и предста­вить пользователю произведение, равно как невозможно принудить пользователя к использованию произведения. Поэтому принуждение в данной сфере обычно ограничивается расторжением авторского договора, возвращением сторон в первоначальное положение, взы­сканием убытков и некоторыми другими мерами.

Во-вторых, далеко не все меры, которые применяются к наруши­телям договорных обязательств и которые на практике именуются мерами ответственности, являются ответственностью в ее точном юри­дическом смысле. В самом деле, принудительное взыскание обуслов­ленного договором гонорара, возврат аванса в связи с непредставлением произведения, одностороннее расторжение договора в связи с допущенным нарушением и т. д. — все эти меры не возлагают на нарушителя каких-либо дополнительных обременении и потому в точном смысле ответственностью считаться не могут.

В-третьих, важной особенностью ответственности за нарушение авторского договора является то, что ответственность автора, с одной стороны, и ответственность пользователя — с другой, не совпадают между собой ни по основаниям, ни по объему. В частности, ответст­венность автора основывается на общем принципе ответственности за вину и в авторских договорах заказа ограничивается обязанностью возместить реальный ущерб, причиненный заказчику. Иные убытки, возникшие у заказчика, в частности упущенная выгода, возмещению не подлежат. Что же касается пользователей, то они в большинстве случаев отвечают независимо от своей вины в неисполнении обязан­ностей по договору (п. 3 ст. 401 ГК), причем отвечают перед авторами в полном объеме.

В-четвертых, действующее авторское законодательство не содержит специальных норм об ответственности сторон авторского договора, за исключением того, что им установлен предельный размер ответствен­ности автора по авторскому договору заказа. Это означает, что стороны (стр.96) могут предусматривать в договоре любые основания и формы ответст­венности, не противоречащие гражданскому законодательству.

Как правило, ответственность автора наступает за следующие на­рушения договорных обязательств:

— просрочку в представлении произведения пользователю;

— выполнение заказанной работы не в соответствии с условиями договора или недобросовестно;

— отказ от внесения в произведение исправлений, предложенных пользователем в порядке и в пределах, установленных договором;

— нарушение обязанности лично создать произведение;

— передачу прав на использование произведения или его части третьим лицам без согласования с пользователем.

В свою очередь, пользователь обычно отвечает за нарушение обя­занностей по:

— использованию произведения, если такая обязанность предус­мотрена договором;

— обеспечению сохранности материального носителя, в котором воплощено произведение (например, уничтожение или порча картины, скульптуры, произведения декоративно-прикладного искусства и т. п.);

— соблюдению личных неимущественных прав автора, в частности обеспечению целостности и неприкосновенности произведения;

— выплате автору причитающегося по договору вознаграждения;

— воздержанию от передачи прав по использованию произведения третьим лицам, если авторский договор этого прямо не допускал.

Авторским договором может предусматриваться ответственность за нарушение сторонами и иных принятых по договору обязательств.

Прекращение авторского договора. Основания, условия и последст­вия прекращения авторского договора регламентированы как общими положениями гражданского законодательства (гл. 26 ГК), так и неко­торыми специальными нормами авторского права.

Большинство авторских договоров прекращается в результате ис­течения срока их действия. Обычно за этот период стороны исполняют свои обязанности по договору, что в соответствии со ст. 408 ГК выступает самостоятельным основанием прекращения договорных обя­зательств. Но истечение срока договора прекращает его действие и Тогда, когда произведение фактически не использовано заказчиком, независимо оттого, какими причинами это вызвано. Конечно, стороны своим дополнительным соглашением могут продлить срок действия Договора, но если автор против этого возражает, договор прекращается.

Авторский договор может предусматривать возможность досрочного прекращения его действия в связи с отказом пользователя от дальней­шего использования произведения. Например, издательство, опубли­ковавшее произведение, может быть не заинтересовано в его (стр.97) переиздании, хотя бы согласно договору могло делать это неограничен­ное число раз в пределах срока его действия. Письменный отказ издательства от переиздания равнозначен прекращению договора и дает автору право распорядиться произведением по своему усмотрению.

Авторский договор может быть прекращен также по взаимному соглашению сторон, в том числе соглашением о замене одного обязатель­ства другим (изменение предмета договора, способов использования произведения и т.д.).

Основанием прекращения авторского договора может быть смерть автора или ликвидация юридического лица, выступавшего в качестве пользователя. Смерть автора прекращает существующее обязательство постольку, поскольку исполнение, т. е. создание и доработка произве­дения, не может быть осуществлено без личного участия самого автора. Если же произведение уже практически готово для использования, для прекращения договора нет достаточных оснований.

В случаях, предусмотренных договором, он может быть прекращен по одностороннему заявлению той или другой стороны в связи с существенным нарушением контрагентом условий договора.

Порядок прекращения авторского договора в связи с рассмотрен­ными и некоторыми иными основаниями специально авторским зако­нодательством не урегулирован. Иногда, например при истечении срока действия договора, это происходит автоматически; в других случаях оформляется особым соглашением сторон; в третьих — дела­ется на основе заявления одной из сторон. В случае, если какая-либо из сторон не согласна с расторжением договора или тем основанием, по которому оно производится, спор передается на рассмотрение суда.

Общим последствием прекращения действия авторского договора является отпадение прав и обязанностей сторон.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.