Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Субъекты авторского права






Авторы произведений. Субъектами авторского права являются лица, которым принадлежит субъективное авторское право в отношении произведения. Обладателями субъективного авторского права могут быть российские граждане, иностранцы, лица без гражданства, их наследники и иные правопреемники. Право на произведение для каждой категории субъектов возникает в связи с различными юриди­ческими фактами — созданием произведения, переходом авторских прав по наследству, авторскому договору и т.д.

Важнейшими субъектами авторского права являются авторы про­изведений. Авторами признаются лица, творческим трудом которых создано произведение. Творцом произведения может быть любое фи­зическое лицо независимо от возраста, гражданства и состояния дее­способности. Авторские права у создателя произведения возникают сразу, как только достигнутый творческий результат облекается в (стр.64) объективную форму, обеспечивающую его восприятие другими людьми.

Возможность граждан обладать авторскими правами входит в со­держание гражданской правоспособности, а последняя не зависит ни от возраста, ни от состояния здоровья человека. Для превращения этой абстрактной возможности в конкретное субъективное право необходим юридический факт. Роль такого факта выполняет создание произведе­ния, т. е. юридический поступок, а не сделка. Но поскольку юридиче­ские поступки могут совершаться и недееспособными лицами, конкретные субъективные авторские права возникают независимо от возраста и состояния дееспособности.

По-иному, однако, обстоит дело с осуществлением авторских прав несовершеннолетними и недееспособными. За малолетних и полно­стью недееспособных граждан авторские права осуществляют их роди­тели и опекуны. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет распоряжаются своими авторскими правами самостоятельно.

В соответствии с современным российским законодательством ав­торами произведений признаются лишь физические лица. Юридиче­ские лица могут приобретать определенные авторские права лишь в порядке правопреемства — на основании закона или договора. Но становиться авторами произведений юридические лица не могут ни при каких условиях. Отказ законодателя от конструкции авторства юридических лиц на отдельные виды произведений (сборники, кино­фильмы, периодические издания и т.д.) — одно из важнейших измене­ний, происшедших в российском авторском законодательстве. Права тех юридических лиц, которые возникли до 1993 г., либо автоматически преобразовались в смежные права (организации эфирного вещания), либо будут охраняться до истечения 50-летнего срока с момента их возникновения.

Субъектами авторского права признаются не только граждане РФ, но и иностранцы, а также лица без гражданства. Однако, если произ­ведения российских граждан охраняются независимо от места их об­народования или нахождения в иной объективной форме, то произведения иностранных авторов и лиц без гражданства охраняются при условии, что они: а) либо обнародованы на территории РФ или находятся в РФ в какой-либо объективной форме; б) либо пользуются охраной в соответствии с международными договорами РФ (п. 1 ст. 5 Закона об авторском праве).

Соавторство. Авторское право на произведение, созданное совме­стным творческим трудом двух и более лиц, принадлежит соавторам совместно, независимо от того, образует ли произведение одно нераз­рывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет также и самостоятельное значение (ст. 10 Закона об авторском праве). (стр.65) Возникновение соавторства доктрина и судебная практика связы­вают с радом условий, которые выводятся из действующего законода­тельства. Прежде всего, о соавторстве можно говорить лишь в том случае, если в результате совместных творческих усилий нескольких лиц создано единое коллективное произведение. Не вызывает сомне­ний, что такое коллективное произведение создается в тех случаях, когда произведение образует одно неразрывное целое (например, ро­ман, написанный несколькими лицами). Сложнее обстоит дело, когда каждая часть произведения имеет самостоятельное значение и может быть использована независимо от других частей этого произведения (например, стихи и музыка в песне, главы учебника, написанного коллективом авторов, и т. п.). Ясно, что коллективное произведение не может быть создано в результате простого механического соединения произведений отдельных авторов. Необходима такая взаимная увязка их внутренней формы и содержания, чтобы они воспринимались пуб­ликой как единое произведение. Иными словами, изъятие или изме­нение какой-либо части коллективного произведения должно влечь за собой соответствующее изменение других частей или невозможность использования произведения как единого целого. Например, можно безболезненно изъять из книги иллюстрации художника, но нельзя издать учебник по гражданскому праву без главы о юридических лицах или сделках.

Вторым непременным условием возникновения соавторства явля­ется создание произведения совместным творческим трудом несколь­ких лиц. При этом под совместным характером труда понимается, конечно, не совместный процесс труда, а совместно достигнутый результат. Соавторы могут работать над произведением сообща от начала до конца; каждый из них может создать какую-либо обособлен­ную часть произведения; один может доработать результат другого и т. п. Важно не то, как, в какой форме трудились над произведением его создатели, а то, что произведение явилось результатом их совместных усилий.

Важнейшим условием соавторства является то, что вклад лиц, претендующих на соавторство, должен носить творческий характер. Не дает оснований для признания соавторства оказание автору техниче­ской помощи (подбор материалов, вычерчивание схем, графиков и т.п.), осуществление организационного руководства и т.п.

Наконец, условием признания тех или иных лиц соавторами про­изведения является наличие соглашения о возникновении соавторства. При этом под соглашением следует понимать взаимное волеизъявление авторов, направленное на совместную творческую работу над произве­дением. Оно может быть выражено в любой форме и на любой стадии (стр.66) работы над произведением. Более того, предметом соглашения может быть доработка уже законченного произведения, если возникает необ­ходимость внести в него изменения и дополнения творческого харак­тера. Важно лишь, чтобы соавторство было добровольным и не нарушало ничьих охраняемых законом авторских прав.

Соглашение о соавторстве не следует, однако, понимать как воз­можность возникновения соавторства без совместной творческой ра­боты над произведением. В силу одного только соглашения соавторство возникнуть не может.

Авторское право на коллективное произведение принадлежит всем соавторам сообща, независимо от степени творческого вклада каждого из соавторов и характера произведения. Отсюда следует важный прак­тический вывод: вопросы использования коллективного произведения решаются во всех случаях всеми соавторами сообща, на основе едино­гласия, а не по большинству голосов. Если соавторы не могут достичь в этом вопросе согласия, спор передается на разрешение суда.

Принцип совместного распоряжения произведением не препятст­вует, однако, соавторам заключить между собой соглашение, устанав­ливающее иной порядок осуществления авторских прав. Например, соавторы могут поручить осуществление авторских прав одному из авторов, могут договориться о принципах распределения авторского гонорара, о порядке обозначения имен соавторов и т.д.

Закон выделяет два вида коллективных произведений и соответст­венно два вида соавторства — нераздельное и раздельное. При нераз­дельном соавторстве произведение, созданное двумя и более соавторами, представляет собой неразрывное целое, части которого не имеют самостоятельного значения (например, романы И. Ильфа и Е. Петрова). При раздельном соавторстве коллективное произведение является единым, однако оно состоит из частей, имеющих самостоя­тельное значение, и при этом известно, кем из соавторов созданы эти части.

Практическое значение указанного деления состоит в том, что если соавторство является раздельным, каждый из соавторов сохраняет за собой право самостоятельно распоряжаться созданной им частью про­изведения.

От раздельного соавторства необходимо отличать совместное ис­пользование произведений, которые созданы независимо друг от друга и хотя и взаимосвязаны, но не настолько, чтобы составить единое произведение, например книга с иллюстрациями художника.

Нет соавторства и в тех случаях, когда в результате соединения Произведений, созданных разными авторами, появляется новый объект авторского права. Например, энциклопедия, журнал, научный сборник (стр. 67) и т.д. представляют собой новые произведения как результат творче­ской работы по подборке и систематизации материала. Однако авторы произведений, соединенных в сборнике или журнале, не признаются соавторами, так как новое творческое произведение выходит в свет в результате творческих усилий других лиц (составителей).

Наконец, не возникает соавторство в случае дозволенного исполь­зования чужого опубликованного произведения для создания нового, творчески самостоятельного произведения (например, создания сцена­рия на основе повести).

Наследники. Субъектами авторского права после смерти автора становятся наследники. Наследование авторских прав может происхо­дить как по закону, так и по завещанию. Особенности наследования авторских прав следующие.

Прежде всего, по наследству к наследникам переходят не все авторские права, а только их часть. В законе указывается, что по наследству не переходят право авторства, право на авторское имя и право на защиту репутации автора.

Однако и в отношении этих прав к наследникам переходят права на защиту названных прав от нарушений со стороны третьих лиц, если только автор не назначил для этих целей специальное лицо.

В отличие от прав на произведения самих авторов, которые носят пожизненный характер, авторские права наследников ограничены ус­тановленным законом сроком. Авторские права наследников действуют в течение 50 лет после смерти автора, считая с 1 января года, следую­щего за годом смерти (ст. 27 Закона об авторском праве).

Из этого общего правила есть рад исключений: а) если произведе­ние создано в соавторстве, то 50-летний срок исчисляется после смерти последнего из соавторов; б) если произведение впервые выпущено в свет после смерти автора, то авторское право действует в течение 50 лет после выпуска его в свет; в) если автор был репрессирован и реабилитирован посмертно, то произведение охраняется 50 лет после реабилитации; г) если автор воевал или работал во время Великой Отечественной войны, то срок охраны увеличивается на четыре года и т.д.

Важной особенностью наследования авторских прав является то, что авторские права переходят к наследникам в бездолевом порядке, как единое целое, не подлежащее ни выделу, ни разделу. Это означает, что распоряжаться перешедшими по наследству авторскими правами наследники должны совместно и по взаимному согласию, а в случае спора — по решению суда.

Иные правопреемники. Помимо наследников авторские права могут переходить к иным правопреемникам. В их роли выступают издательства, (стр.68) театры, киностудии и другие организации, занимающиеся использова­нием произведений. Они приобретают авторские права на основании заключенных с авторами и наследниками авторских договоров.

Становясь обладателями авторских прав, эти организации исполь­зуют произведения и распоряжаются ими теми способами, которые предусмотрены конкретными авторскими договорами, и в установлен­ных ими пределах.

Организации, управляющие имущественными правами авторов на коллективной основе. К числу субъектов авторского права относятся также организации, управляющие имущественными правами авторов на коллективной основе. Такого рода организации могут создаваться непосредственно обладателями авторских и смежных прав в целях обеспечения этих прав в случаях, когда их практическое осуществление в индивидуальном порядке затруднено (публичное исполнение, в том числе по радио и телевидению, воспроизведение путем записи, репро­дуцирование и др.).

Коллективное управление авторскими правами — новое для рос­сийского авторского права юридическое явление. Ранее действовавшее законодательство не предполагало создание подобных организаций. Функции по регистрации публично исполняемых произведений, сбору и выплате гонорара за их использование выполнялись Всесоюзным агентством по авторским правам (ВААП), а в последующем — Россий­ским агентством интеллектуальной собственности (РАИС).

Указом Президента РФ «О государственной политике в области охраны авторских и смежных прав» от 7 октября 1993 г.[76] РАИС было упразднено и одобрено создание авторами, имевшими договоры с РАИС, Российского авторского общества (РАО). РАО стало правопре­емником РАИС в отношении имущества и финансовых средств, а также (с согласия сторон) — по всем ранее заключенным договорам. Это было вполне оправданным шагом.

Разумеется, наряду с РАО могут быть созданы и другие организации, управляющие имущественными правами авторов на коллективной ос­нове. Допускается создание либо отдельных организаций по различным правам и различным категориям обладателей прав, либо организаций, управляющих разными правами в интересах разных категорий облада­телей прав, либо одной организации, одновременно управляющей авторскими и смежными правами (п. 2 ст. 44 Закона об авторском праве).

Зарубежный опыт показывает, что обычно в стране действует несколько достаточно крупных организаций такого рода, сфера деятельности (стр. 69) которых разграничивается либо предметно, либо территори­ально.

Организации, управляющие имущественными правами на коллек­тивной основе, действуют в пределах полученных от авторов полномо­чий на основе устава. Они не вправе заниматься коммерческой деятельностью и самостоятельно осуществлять использование произ­ведений. Сами они обладателями авторских прав не становятся, а являются лишь представителями авторов и действуют в их интересах.

Среди функций организаций, управляющих имущественными правами авторов на коллективной основе, можно выделить три основные:

а) предоставление пользователям произведений лицензий на ис­пользование объектов авторского права (отказ не допускается, всем пользователям одной категории разрешения предоставляются на рав­ных началах);

б) сбор вознаграждения за использование произведений и объектов смежных прав;

в) распределение собранного вознаграждения между авторами и обладателями смежных прав (за вычетом расходов на покрытие своих затрат и образование специальных фондов, создаваемых этими орга­низациями с согласия и в интересах обладателей авторских и смежных прав).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.