Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общественные движения.

Социальные группы и общности

  • Теория " социальных групп". Факторы, влияющие на формирование социальных групп.
  • Типология социальных групп
  • Толпа как социальная группа. Теория толпы, механизмы управления.
  • Виды социальных общностей. Характерные черты социальной общности.
  • Групповая динамика.
  • Изучение сплоченности малой группы (социометрический метод Дж. Морено).
  • Коммуникационные связи в группах. Определение и функции лидерства в группах.

 

Социальные институты.

  • понятие социального института и его характерные черты;
  • типология социальных институтов;
  • функции и дисфункции социальных институтов;
  • Кризис института семьи, образования как социальная проблема общества.

 

Социальные организации

  • понятие организации, механизм образования, характерные черты;
  • структура организации;
  • социальные свойства организации;
  • типология организаций
  • особенности социальных организаций в России.

 

Общественные движения.

  • Понятие общественного движения, механизм образования, характерные черты;
  • типология общественных движений
  • характеристика основных общественных движений (феминистические, пацифистские, либеральные, национальные, экологические и т.п.)

 

 

Семинар № 7. Социология конфликта. – 2 ч.

 

1. Понятие социального конфликта. Конфликты и конкурентные процессы.

2. Теоретические разработки проблемы социальных конфликтов К.Марксом и Г.Зиммелем. Конфликтная парадигма Р.Дарендорфа. Функциональная теория конфликта Л.Козера.

3. Природа конфликта. Этапы протекания конфликта. Конфликтная ситуация.

4. Типология конфликтов

5. Профилактика и разрешение конфликтов в обществе;

 

Вопросы для обсуждения и дискуссии

1. Дайте развернутое определение конфликта. Охарактеризуйте его субъектов, укажите объект, причины, повод и способы разрешения. Приведите примеры решения из своей практики.

2. Какие конфликты вы считаете наиболее актуальными в современной России?

3. Дана следующая модель: конфликт, порожденный соревнованием групп за реальные блага и выигрыш. Какие из приведенных ниже ситуаций подходят под указанную модель, а какие нет?

    • Борьба наций за территорию.
    • Баскетбольный поединок.
    • Классовая борьба.
    • Гражданская война.
    • Этнический конфликт.
    • Столкновение покупателя с продавцом.
    • Демонстрация с требованием обманутых вкладчиков вернуть им их деньги.
    • Драка двух выпивших мужчин.
    • Дуэль.

4. Что такое протестное движение? Какие формы оно принимает? Можете ли Вы привести пример из реальной жизни?

5. Почему конфликт интересов стимулирует возникновение конкуренции и ожидание угрозы, а не наоборот? Ответ тщательно аргументируйте и приведите примеры

6. Почему конфликт усиливает внутригрупповую солидарность, а не разъединяет группу еще больше?

7. Почему только угроза заставляет людей полнее осознать свою принадлежность к группе? Какую роль играет здесь взаимная зависимость членов группы?

8. Почему возникают семейные конфликты и в чем их суть? Проанализируйте конфликты в своей семье. Как они возникают и как разрешаются?

9. Что общего между следующими понятиями и чем они различаются:

    • конфликт, драка,
    • разборка, дуэль,
    • ссора, диспут,
    • война, битва?

10. К каким видам конфликтов вы отнесете шахтерские забастовки, политические перевороты, акции гражданского неповиновения, ссору из-за границы садового участка между садоводами и председателем кооператива, жалобу жильцов в ЖЭК на протечку крыши дома.

 

Семинар № 8-9. Социология семьи – 4 ч.

 

  1. Семья как социальный институт и как малая группа. Брак, семья, родство.
  2. Процесс брачного отбора (основные факторы, фильтры, этапы). Теории и концепции брачного выбора.
  3. Классификация брака и семьи.
  4. Жизненный цикл семьи.
  5. Роль матери в современных условиях.

· Материнство как категория (биологическое, социальное, суррогатное..)

· Традиционные функции и современные

· Классификация типов.

· Отказ от материнства как социальная проблема.

  1. Современное состояние роли отца.

· Отцовство как категория (биологическое, социальное, суррогатное..)

· Традиционные функции и современные

· Классификация типов.

· Феномен отца-одиночки.

  1. Ребенок в структуре семьи – традиция восприятия и современное состояние.
  2. Роль бабушки и дедушки в традиционном и современном обществе.
  3. Динамика супружеских ролей. Гендерные проблемы современного общества.
  4. Развод как социальная проблема. Факторы устойчивости семьи и брака.
  5. Альтернативные формы семей в современном обществе.

 

Вопросы для обсуждения и дискуссии

  1. Чем различаются два понятия: семья как социальный институт и семья как малая группа.

2. Опишите основные этапы добрачного поведения. Попробуйте составить сценарий своего первого знакомства.

3. Каким образом распределяются обязанности родителей и детей в Вашей семье? Опишите ситуацию.

4. Кто в Вашей семье лидер - мать или отец? Дайте анализ проблемы.

5. Подумайте и ответьте, почему жить в браке и жить вместе - не одно и то же?

6. Проанализируйте социальные последствия ситуации выполнения обязанностей

· а) муж выполняет только свои, а жена - свои обязанности,

· б) муж не выполняет свои обязанности, а жена свои выполняет,

· в) муж выполняет свои обязанности, а жена нет,

· г) муж выполняет женские обязанности, а жена мужские.

7. Исследование американских психологов показало, что отцы сыновей более мужественны, чем отцы дочерей. Как вы думаете, а что происходит с матерями?

8. Докажите или опровергните следующие утверждения:

· Мотивы вступления в брак во многом определяют характер будущего супружества.

· Часто молодожены переносят на семью стереотипы своих родителей.

· В отношениях с супругом жена чаще прислушивается к советам родителей, чем муж.

· Большинство невест и женихов из сельской местности вступают в брак с партнерами из села.

· Женщины-горожанки чаще выходят замуж за выходцев из села, нежели мужчины-горожане женятся на невестах из села.

9. Что такое жизненный цикл семьи и из чего он состоит? На каком этапе находится ваша семья?

10. Каковы причины развода и его последствия для ребенка? Постарайтесь проанализировать подобную ситуацию.

11. Подумайте, а сохранился ли, пусть в пережиточной, видоизмененной форме, групповой брак сегодня? Можно ли отождествить два понятия: групповой брак и групповой секс?

Семинар № 10-11. Социология культуры – 4 ч.

 

1. Социология науки.

1. Наука как форма культуры. Понятие, содержание инфраструктуры.

2. Динамика функций науки.

3. Наука и мораль. Социальная ответственность ученого.

4. Наука и религия. Проблема взаимоотношений.

5. «Утечка умов» как социальный феномен. Проявление, причины, последствия.

Вопросы для дискуссии.

  1. Как в генезисе научных парадигм отражается эволюция общественного сознания?
  2. В чем специфика научной деятельности в социально-гуманитарной сфере?
  3. Носит ли наука политический характер?
  4. Определите, в чем разница понятий «научный работник», «ученый», «изобретатель», «работник умственного труда», «исследователь».
  5. Можно ли назвать краеведение научной деятельностью?

 

2. Социологи музея.

  1. Эволюция социальных функций музея.
  2. Современные формы музейной работы.
  3. Специфика социальных отношений

- музей и государство

- музей и церковь

- музей и бизнес

- музей и коллекционеры

 

3. Феномен интеллигенции и ее роль в развитии культуры.-

  • Сущность термина «интеллигенция»
  • Техническая и гуманитарная интеллигенция. Проблема взаимоотношений.
  • Специфика социальной роли интеллигенции в России
  • Интеллигенция и власть – проблема взаимоотношений.

 

4. Социологический анализ культуры.

  1. Массовая культура. Теоретические основы изучения. Признаки, условия возникновения, законы функционирования. Достоинства и недостатки.
  2. Субкультура. Теоретические основы изучения. Причины возникновения (шансон, гламур, армейская, молодежные субкультуры и т.п.)
  3. Контркультура. Место в современном культурном процессе.
  4. СМИ и электронная культура.
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Може бракуватися. 2.використовується без обмежень | Нотаріат в системі юстиції




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.