Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция-тренинг «Познай себя». Часть 1.

  Материал написан на основе и в продолжении мыслей и книг Михаила Ефимовича Литвака.

Сегодняшнее занятие я хочу провести под девизом «Познай самого себя». Вы наверняка раньше слышали подробные фразы: «Познай себя», «Найди себя». К этому призывают практически все гуру, психологи, психотерапевты и философы. Говорить говорят, а как это сделать практически никто не говорит.

Сегодня я хочу, что бы этот материал в какой-то мере позволил ответить Вам на этот насущный вопрос: «Кто я?». Что Вам приходит первым в голову, когда вы задаетесь этим вопросом? Наверное – человек. Логично. А что или кто такое человек? Самое простое определение – социальное, разумное животное. Получается три составляющих, по которым можно сказать: «насколько я человек» или «какой я человек». Эти три позиции связаны и время от времени пересекаются.

Начнем с «животного». Что мы обычно связываем с животными? Правильно. Потребности или инстинкты. Я придерживаюсь иерархии, предложенной М.Е. Литваком. Первая потребность, которая появляется раньше всех, и не утолив которую мы попросту долго не проживем, это…? Правильно – пищевой инстинкт. Следующий, не утолив который, опасно жить, это оборонительный. Далее выскакивают (иногда вместе, иногда поодиночке) инстинкт лидерства и сексуальный инстинкт. Как Вы думаете, кого бы надо утолить первым, сексуальный или инстинкт лидерства? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте понаблюдаем за братьями нашими меньшими (ну или старшими). После того, как удовлетворены первые два инстинкта, есть что поесть, и есть где жить и есть какая-то оборона от врага, животные что начинают? Правильно – «хотеть» (размножаться). А дадут ли такую возможность моложавому оленю его собратья из стада? Нет. Вначале изволь победить самого сильного, и тогда уже милости просим. Получается, что первым возникает сексуальная потребность, но для ее реализации необходимо стать первым. Подумайте, на какой ступеньке в этой иерархии вы сейчас находитесь. Вот настолько Вы животное в Вашем человеке. Именно в глобальном плане. Можете ли Вы сходить в магазин и купить себе что-нибудь покушать? А завтра? А через два месяца? Если да, то в глобальном масштабе пищевой инстинкт у Вас удовлетворен. То же самое с оборонительным. Человеку нужна какая-то одежда (защита от жары и от холода) и собственная квартира, или возможность постоянно ее снимать. Инстинкт лидерства – это нужно стать мастером в каком-то деле, причем не просто мастером, а иметь свой «почерк». И только в последнюю очередь необходим «человек» для удовлетворения «сексуального инстинкта». Эти выражения взяты в кавычки специально, без них все звучало бы как-то «страшно». Человек здесь имеется в виду физически и психологически развитый, материально независимый. Вот это Человек. А «сексуальная потребность» включает все аспекты отношений между мужчиной и женщиной: секс, построение семьи, дети и т.д. А что касается просто секса, есть один забавный анекдот: Встретившись взглядами в баре, один мужчина и одна женщина в порыве страсти уединились в номере и занялись сексом, после мужчина спрашивает: «Как тебя хоть зовут?». Она в ответ: «Секс – это еще не повод для знакомства». Вот так.

Следующая составляющая – это житель социума. А что главное в обществе? Конечно умение общаться. На этом в принципе можно и закрывать этот «раздел». Подумайте, как хорошо Вы умеете общаться, контактировать с людьми? Продуктивно или непродуктивно? Умеете ли Вы управлять и быть подчиненным? Ответив на эти вопросы, Вы поймете, насколько социален Ваш человек. Хотя все-таки добавлю. Хоть раздел получился и маленький, но темы в него входящие – огромны. Навык общения – один из базовых человеческих навыков, без которого успешная и счастливая жизнь невозможна. Если Вы на предыдущие вопросы ответили «нет» и хотите быть счастливыми и успешными – учитесь, читайте литературу, обучайтесь на курсах. Эти затраты принесут Вам огромные прибыли в будущем. Один пример. Владелица рекламного агентства из города N решила поехать учиться на курсы, которые устраивает одно крупное столичное агентство. Стоимость обучения – 200 тысяч рублей. С помощью навыка психологически грамотного общения она добилась того, что денег за обучение с нее ни взяли и к тому же взяли ее под опеку, как будущего партнера. Что-то я отвлекся. Этот текст – про то что есть, чего нет, как и что действует в человеке. Подумайте еще раз над вопросами в этом разделе.

Третья составляющая – Разум. О нем можно говорить много, потому что именно этим мы качественно отличаемся от животных. Чтобы определить, насколько наш исследуемый человек разумен, можно взять какие-нибудь количественные характеристики типа iq. Это будет сжато и, возможно, не отражать полной «картины». Лучше рассмотреть как можно больше аспектов, категорий, входящих в составляющую «Разум». Предлагаю начать с такой штуки как мышление. Есть несколько видов или типов мышления. Их три:

· Первый – конкретно-действенное: сунули пальцы в розетку – получили. Ага, значит, если сунуть пальцы в розетку – получишь. На столе лежит 2 яблока и 3 яблока. Сколько всего яблок на столе? Правильно – три. Хотим узнать как работают песочные часы? Сидим, смотрим и изучаем. Мы что-то берем и конкретно с этим действуем.

· Второй вид – наглядно-образный. Здесь мы уже можем оперировать реальными образами. Например можем посчитать сколько будет 3 яблока и 2 яблока. Или можем сравнить человека с растущим деревом. Или смотреть на облака и видеть там жирафов и лошадок.

· Третий вид самый тяжелый, но по-моему мнению самый приятный – это абстрактно-логический. Тут в дело вступают абстракции. Именно этот тип мышления радикально отличает человека от животного. Человек может вычислить квадратный корень из четырех, а животное нет. Человек может написать трактат или просто подумать о смысле жизни, цели и значении человека во вселенной, а животное нет. Человек может делать многоступенчатые суждения, умозаключения, использовать дедукцию, индукцию, а животное нет. Развить же этот вид мышления помогает изучение логики.

Степень владения этими тремя типами показывает, насколько хорошо Вы умеете мыслить.

Еще одна подкатегория «Разума» это «Характер». Напомню, характер – это система отношений к себе, к близким людям, к людям вообще и к труду. Четыре позиции, по которым можно поставить «плюс» или «минус». Таким образом получается формула – так называемый социоген. Характер показывает какой вы человек. Характер тесно связан с «судьбой». Счастливым и успешным может быть только тот человек, у которого во всех позициях Я, ВЫ, ОНИ и ТРУД стоят плюсы, ну или тенденция к изменению минуса на плюс. При желании Характер всегда можно поменять на полностью «плюсовой», только это потребует огромных физических и психических затрат.

Еще из аспектов можно выделить задатки. Хотя возможно это было бы и не правильно, так как задатки зависят от генного набора, изменить который не в наших силах. В этом вопросе мне нравятся идеи педагога Акбашева, который говорит, что ребенка следует не воспитывать, а выращивать, развивая задатки, которые у него есть. Например не стоит воспитывать мальчика с идеей «тебе еще рожать», так как кого-то выродить он не в состоянии чисто физически. Это если утрируя. А вот реальный пример – переучивание левшей на правшей. Причем пример этот немного страшный. Одного мужчину левшу переучили на правшу, в будущем он стал десантником. Как-то раз у него не раскрылся основной парашют, а чтобы вытащить запасной нужно дернуть кольцо, находящееся с левой стороны жилета, а он в соответствии своим задаткам искал его справа, и разбился.

В след за задатками идут способности. Способности – это такие свойства личности, которые дают возможность успешно обучаться, приобретать знания, умения и навыки выполнения определенной деятельности. При этом способности проявляются не в самих знаниях, умениях и навыках, а в скорости их приобретения. Например, один человек может выучить курс вышмата за месяц, а другой за три года, так как у первого есть способности к этому, а у второго нет. Но это не означает, что второй не сможет овладеть этим предметом. Ему придется дольше и упорнее трудиться для этого. Способности – это функция выделительная, их надо реализовывать. Как говорили древние: «Если ангела не выпустить на волю, он превратится в дьявола». Как мне кажется, большая часть рекомендаций типа «Познай себя» - это рекомендации определить свои способности и развить их. Так как профессионализм (то есть наивысшее развитие своих способностей) – это наилучший способ профилактики неврозов и других заболеваний. Может возникнуть вопрос: «А как все-таки это сделать, узнать свои способности?». Вот пара вариантов. Вспомните или спросите у родителей, кем Вы хотели стать в детстве. Или подумайте, кому Вы завидуете «белой» завистью и представляете себя на их месте: актерам, спортсменам, певцам, танцорам, мастерам по изготовлению игрушек, поварам и так далее. Все эти желания и завидывания – сигналы, маркеры того, что «Это мое!». Есть другой метод. Посмотрите чему Вы учитесь быстрее всего, значит здесь проявляются ваши способности. Схватываете ли Вы на лету различные формулы и способы их использования, или различные «па» в танцах, или же каждый следующий рисунок красивее и техничнее предыдущего – это тоже сигнал того, что «Это мое!». Развивайте, если Вам это интересно, а призвание приложится.

Ну и еще одна штука, которую, как мне кажется, необходимо знать о себе, это темперамент. Темперамент – это постоянные и устойчивые, индивидуально неповторимые природные свойства личности, определяющие динамику психической деятельности независимо от ее содержания. Какие типы темперамента Вы знаете? Правильно. Сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. Вы знаете по каким признакам мы можем отличить одного от другого? Вот по каким: сенсетивность, реактивность, активность, темп протекания реакций, эмоциональная возбудимость, пластичность и интроверсия.

Начнем с сенсетивности. Она характеризует наименьшую силу внешнего воздействия, которая необходима для возникновения той или иной психологической реакции, и скорость ее развития. Например, что бы человек почувствовал боль, одного достаточно ущипнуть, а другого надо шарахнуть молотком по пальцам. В более узком смысле «сенсетивный» человек это тонко чувствующий чужое настроение, умеющий считаться с ним, понимающий, когда не стоит лезть в душу к человеку, знающий, как его утешить и поддержать. Высокая сенсетивность означает низкий порог или силу воздействия, низкая – высокий. То есть человеку с высокой сенсетивностью достаточно увидеть микроэмоцию грусти на лице другого человека, чтобы понять, что тому грустно. А человеку с низкой – необходимо чтобы другой человек кричал в мегафон и прямо в ухо «МНЕ ГРУСТНО» и только потом первый поймет. Что что-то тут не то. Высокая сенсетивность при отсутствии невротичности делает человека спокойным. От природы самые сенсетивные меланхолики. Им напротив – флегматики.

Следующее свойство – реактивность. Оно отражает степень непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействия. Представьте, что Вы идете по улице после дождя. Мимо проезжает машина и поливает Вас из лужи. Ваша реакция? Как правило холерик начнет ругать водителя, сангвиник засмеется, флегматик спокойно отчистит одежду и пойдет дальше, а меланхолик разрыдается.

Далее активность. Она характеризует выраженность энергетического потенциала личности, с которым человек добивается цели и преодолевает препятствия. Другими словами, активность – это основное качество темперамента, которое способствует достижению цели. Наиболее высока активность у флегматика, правда в силу низкой реактивности «включается» он несколько медленнее. Сангвиники тоже достаточно активны, впрочем как и холерики, но однообразная деятельность для них губительна, в отличии от флегматиков, для которых перерыв – это еще 10 лет на раскачку. Сангвиникам лучше выбрать такой род деятельности, где надо часто переключаться. Наиболее низкая активность у меланхолика, ему больше по душе «кабинетные» условия работы.

Еще одна категория – темп протекания реакций. Она определяет скорость протекания психических процессов и легко измеряется количеством ассоциаций (мыслей) в единицу времени. Он повышен у холериков, сангвиников, а также у хорошо отдохнувших меланхоликов. У флегматиков он снижен, другими словами они «долго» соображают.

Есть еще эмоциональная возбудимость. Она отражает порог минимального воздействия, необходимого для возникновения эмоциональной реакции, а так же быстроту ее развития. Например, чтобы человек впал в тоску, одному необходимо потерять 500 рублей, а другому еще кошелек со всеми картами, машину, квартиру и яхту. Сангвиники, холерики и меланхолики носители повышенной эмоциональной возбудимости, а флегматики – пониженной. Это ни хорошо, ни плохо, что важно особо подчеркнуть.

Пластичность и ригидность. Пластичность отражает легкость и гибкость приспособления человека к внешним воздействиям. Наиболее высокая пластичность у сангвиников. Ригидность – противоположное качество. Оно отражает инертность приспособительного поведения. Флегматики, Меланхолики и Холерики отличаются ригидностью. Другими словами, как только мы поменяем условия, сангвиник быстро найдет способ приспособиться. Другим же, понадобится больше времени, чтобы адаптироваться к новым обстоятельствам, так как будут действовать по инерции.

И последнее в списке, но не по значению – это интроверсия и экстраверсия. Экстраверсия указывает на высокую степень зависимости реакций и поведения человека от внешних впечатлений. Интроверсия наоборот отражает значительную связь поведения человека с внутренними представлениями. Если короче, то экстраверты чаще ориентируются на внешние впечатления, а интроверты – на внутренние представления. Например, если интроверта попросят купить черные туфли 42 размера, то он обойдет все магазины и купит черные туфли 42 размера или принесет деньги обратно. А если его спросят были ли там коричневые туфли этого размера, или черные туфли на размер больше, он скорее всего скажет что не знает, так как он искал черные туфли 42 размера. Экстраверт с таким же заданием деньги назад не вернет, так как если не найдет то, что искал, купит что-либо другое, возможно более нужное или его «разведут» на какой-то бесполезный товар, так как экстраверты более подвержены внушению.

Все эти свойства – особенности. Они ни плохие, ни хорошие. Тем более мы не бываем сангвиниками, холериками, меланхоликами или флегматиками в чистом виде. В нас от каждого есть по чуть-чуть, но кого-то все-таки больше. При желании темперамент можно скорректировать.

На этом закончу представления Разума, да и Человека вообще. Еще следует повторить, что все эти «три кита» человека – животное, социум и разум постоянно пересекаются. Например, задатки – это чисто «животная» характеристика, но их нужно «образумить» в процессе социализации.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Монтаж и подключение системы | Цель проекта




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.