Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






И лексико-синтаксический способы словообразования.






Исследуя способы словообразования, В.В. Виноградов, помимо < нескольких типов морфологического словообразования (т.е. образования новых слов с помощью аффиксов)>, выделил ряд иных способов, с помощью которых производятся новые слова '. Выделение этих способов словообразования было важно для понимания процессов словообразования, для углубления теории словообразования. В.В. Виноградов показал, что словарный состав языка не только расширяется за счет появления новых производных слов, но есть и иные пути появления новых слов. Рассматривая эти способы словообразования, В. В. Виноградов не ставил перед собой задачи разграничивать явления синхронии и диахронии, однако он понимал глубокое своеобразие аффиксальных способов и подчеркивал их принципиальное отличие от неаффиксальных способов словообразования. Он писал: < В сущности... при анализе синтактико-морфологических, синтаксических и лексико-морфологических способов образования слов мы вкладываем в термины < словообразование> несколько иное содержание по сравнению с теми случаями, когда говорим об образовании производных слов посредством сочетания основ и аффиксов, корневых и аффиксальных морфем> 2.

На современном этапе изучения словообразования представляется принципиально важным разграничивать способы синхронного словообразования и способы словообразования, действующие в диахронии. Исходя из этой задачи, кратко охарактеризуем способы словообразования, выделенные В.В. Виноградовым и относящиеся к историческому словообразованию, т.е. к диахронии:

а) лексико-семантический, состоящий < в переосмыслении прежних слов, в формировании омонимов путем распада одного слова на два> ': успевать - 'хорошо учиться'; ср. успеваемость и успевать – форма несовершенного вида к успеть. Слова, образованные этим способом, - результат исторического развития. Многие из них в системе современного языка являются непроизводными, т. е. не связанными со словами, породившими их когда-то;

б) лексико-синтаксический- < довольно редкая лексикализация словосочетаний> {умалишённый, сумасшедший - из с ума сшедший, простофиля}, а с другой стороны, < синтаксическое преобразование глагольных предложений в слова (например, почти, по-целуй; не-тронь-меня и т. п.)> 2. Этот способ так же, как правило, действует в сфере исторического словообразования. Слова, образуемые этим способом, создаются в результате длительного исторического развития и обычно производятся индивидуальным путем, а не каким-либо типизированным образом. К синхронному словообразованию относится лишь один типизированный вид лексико-синтаксического словообразования-сращение (см. 5, 33);


35. Морфолого-синтаксический способ словообразования: субстантивация.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.