Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Как сделать звуковой фильм






 

Запись звука для фильма. Наша промышленность выпускает полный комплект аппаратуры, позволяю­щей в любительских условиях изготовлять звуковые филь­мы и демонстрировать их.

Звуковым фильм можно назвать лишь тогда, когда звук воспроизводится синхронно с изображением. Синхронное воспроизведение звука и изображения может быть осу­ществлено несколькими способами.

Первый и наиболее перспективный способ, — когда звук воспроизводится с магнитной фонограммы, распо­ложенной на кинопленке с изображением. Несмотря на то, что обращаемая пленка 2x8 мм с нанесенными магнит­ными дорожками, расположенными между перфорациями и краем пленки, освоена заводом, еще нет аппаратуры записи и воспроизведения 8-мм фильма с такой пленки.

Рис. 53. Схема перезаписи звука

Другим и практически пока единственным способом синхронного воспроизведения звука при демонстрирова­нии 8-мм фильма является синхронизация работы кино­проектора и магнитофона. При этом способе звуковой фильм состоит из двух пленок.

Наша промышленность выпустила два типа синхрони­зирующих приставок и тем самым вопрос о синхронизации работы кинопроектора и магнитофона решен. В литерату­ре, к которой мы отсылаем читателей, опубликовано большое число предложений по устройству синхронизаторов, которые могут быть изготовлены кинолюбителями.

Но демонстрирование звукового фильма — это вторая часть задачи, а первая часть заключается в изготовлении фонограмм. С этим наиболее сложным вопросом мы и хотим ознакомить кинолюбителей.

Для изготовления 8-мм звукового фильма неооходил магнитофон - прибор для записи и воспроизведения звука на магнитной ленте. Для озвучания пригодны любые массовые магнитофоны, например «Мелодия», «Ко­мета», «Яуза-5» и др. К магнитофону придается микро-

Все звуки, которые участвуют в звуковом оформлении фильма, можно разделить на три основных вида: речь, музыка и шумы. Это разграничение очень важно потому, что как в профессиональной, так и в любительской кинема­тографии эти виды звучаний записываются раздельно друг от друга и только на одной из последних стадии про­изводства звукового фильма соединяются воедино, обра­зуя фонограмму к фильму. Объединение раздельных записей в одну фонограмму называется процессом перезаписи звука.

Почему же первичная запись речи, музыки и шумов производится раздельно? Это требование вытекает из творческих и технических особенностей создания звуко­вого оформления кинофильма. Человек может из массы окружающих его звуков выбрать один и сконцентрировать на нем свое внимание. Микрофон же таким свойством не обладает и воспринимает одинаково все, что до него доносится.

Еще на заре появления звукового кино удалось уста­новить что для создания звукового образа в фильме из огромной массы окружающих нас звуков важно отобрать такие звучания, которые, подчиняясь кинематографи­ческим свойствам, наиболее ярко и остро подчеркнули бы идею кадра. Так, например, показывая митинг в завод­ском цехе, очевидно, желательно наиболее четко записать речь оратора, а шумы работающих машин будут мешать восприятию и разборчивости речи. Поэтому нужна, соз­дать такие условия, чтобы речь была записана отдельно от шумов, которые должны при воспроизведении только создавать обстановку работающего цеха, звучать с гораздо меньшей громкостью и ни в коем случае не мешать восприятию речи. Этого можно добиться лишь раздельной за­писью звучаний.

Приступая к озвучанию любительского фильма, нуж­но прежде всего составить звуковую экспликацию, в которой для кадров, эпизодов точно указывается зву­ковое оформление: речь, музыка, шумы и количество метров пленки на каждый из этих кадров. Пример такой экспликации для кинофильма «Прогулка по Москве-реке» приводится (для краткости ряд кадров в эксплика­ции не указан) в табл. 15.

Эта разработка, как составная часть постановочного сценария, определяет всю работу по озвучанию фильма; она является руководством для предварительной и по­следующей записи музыки, подготовки фонотечного мате-териала и записи естественных звуков, для звукового монтажа и перезаписи картины.

Особое внимание нужно уделить расчету полного мет­ража озвучания, синхронных съемок, диалогов, специфи­ческих для данного фильма шумов, так как продолжи­тельность звукового материала должна точно совпадать с продолжительностью изображения данного кадра, эпи­зода, сцены.

При изготовлении звукового фильма могут использо­ваться такие методы записи, как последующее озвучание, предварительное озвучание, запись по методу наложения, перезапись и синхронная запись.

 

Таблица 15.

Звуковая экспликация фильма «Прогулка по Москве-реке»

Номер кадров Эпизод Речь Музыка Шумы Метраж Примечание
  Надписи Симфо­ничес­кая 1, 7 10 строк
2-4 Красная площадь Диктор То же  
  То же   » Четкие, че­канные ша­ги смены караула 0, 6  
  Москва-река Диктор 1) Гудок плы­вущего па­рохода   Слышится бой куран­тов
  Б салоне парохода Диалог   Шум рабо­тающего двигателя   Отдельные шумы боль­шого горо­да

 

Последующее озвучание применяется кинолюбителями наиболее широко. После обычной киносъемки изображе­ния (например, двух героев, разговаривающих между со­бой в полный голос), обработки пленки и изготовления позитива кусок пленки, на котором снята эта сцена, выре­зается и склеивается в кольцо. Кольцо заряжается в кино­проектор и демонстрируется на экране. Перед экраном устанавливают микрофон, подключенный к магнитофону. Исполнители видят изображение на экране и повторяют перед микрофоном тот диалог, который они вели при съем­ке фильма. После нескольких репетиций удается получить удачную запись, мало отличающуюся от синхронной. Подобным же образом записывают специфические шумы, которые должны возникать или исчезать синхронно с изо­бражениями: выстрел, хлопок дверью, удары и т. п.

Предварительное озвучание может быть с успехом ис­пользовано кинолюбителями при создании своих звуко­вых фильмов. Например, снятые в фильме танцы и музыка к ним могут быть хорошо увязаны между собой, если ис­пользовался метод предварительного озвучания. Заклю­чается он в том, что сначала для танцевальной сцены на магнитофоне записывается нужный музыкальный отры­вок. Затем магнитофон переключается на воспроизведение, и проигрывается музыка. В это время исполнители тан­цуют, и их снимают. Только при таком методе съемки исполнители будут танцевать в фильме в такт с музыкой. Если же сначала снимать танцоров, а затем попытаться записать музыку и воспроизвести их синхронно, то испол­нители на экране не будут танцевать в такт.

Методы наложения записей заключаются в том, что некоторые магнитофоны («Днепр-11», «Комета») позволя­ют на один и тот же отрезок магнитной ленты дважды (многократно) записать звучания. Для кинолюбителей это очень удобно. Например, показывается видовой фильм с музыкальным сопровождением, но по ходу даются комментарии. Тогда удобно записать на магнитофоне музыку с несколько пониженным (относительно нормаль­ного) уровнем громкости, а затем записать с нормальной громкостью дикторский текст.

Перезапись — процесс записи фонограммы одновре­менно от нескольких источников. Уже говорилось, что речь, музыка и шумы для фильма записываются раздель­но. В итоге такой записи получают три (или больше) пер­вичные фонограммы, записанные на отдельных магнит­ных лентах. Для того чтобы свести их воедино, т. е. по­лучить одну фонограмму со всеми тремя записями, нужно подать на вход записывающего магнитофона напряжения звуковой частоты с трех магнитофонов, работающих в ре­жиме воспроизведения (рис. 53). Однако для осуществле­ния перезаписи необходимо иметь еще микшерский пульт, а также выполнить очень важное условие — обеспечить синхронную работу всех магнитофонов. Все это затрудняет широкое применение перезаписи в любительских усло­виях. Применяется она с некоторыми ограничениями. На рис. 54 показана схема микшерского пульта. Это очень простое устройство, которое может быть изготов­лено своими силами, так как к магнитофону оно не при­лагается. Микшерский пульт позволяет регулировать уровень громкости в каждом канале и добиваться нуж­ных результатов при озвучании фильма. Например, чтобы на фоне музыки отчетливо слышалась речь, диалог или чтобы специальные шумы не заглушали речь или музыку.

Эта схема микшерского пульта рассчитана на три входа (или на три канала). В каждом канале имеется свой регуля­тор громкости. В этой схеме микшерского пульта не предусмотрен общий регулятор уровня на выходе устрой­ства; предполагается, что его с успехом заменит регулятор уровня записи магнитофона, к которому он подключается.

Рис. 54. Схема ыпкшерского пульта

Микшерский пульт является тем инструментом, кото­рый позволяет не только получить одновременную за­пись от нескольких источников, но и открывает большие возможности перед кинолюбителями, создающими зву­ковой фильм, особенно в процессе перезаписи с первич­ных фонограмм.

Особое внимание при записи звука должно быть об­ращено на работу с микрофоном. К магнитофонам обычно придается микрофон электродинамического типа с круго­вой характеристикой направленности. Он воспринимает звуки со всех направлений, поэтому качество записи речи будет зависеть от правильного расположения микрофона по отношению к источнику звука и акустических усло­вий помещения, в котором микрофон установлен.

Помещение, в котором установлен микрофон, должно быть заглушено. В домашних условиях можно постелить на пол ковер, на стены повесить драпировки и полотни­ща. Заглушать надо тоже в меру, иначе звук будет «буб­нить» и речь станет неразборчивой.

Если же в помещении не будет достаточно тихо, все шумы запишутся на ленту и будут прослушиваться при воспроизведении, создавая неприятный фон. От этих шу­мов, записанных вместе с основной программой, уже нель­зя избавиться.

При работе с ненаправленным микрофоном расстояние от микрофона до диктора составляет 0, 50 — 0, 75 м. При сокращении этого расстояния до 20 — 30 см происходит подчеркивание шипящих звуков речи и особенно звука «эс», что портит впечатление от записи речи: делает ее жесткой и звенящей. Кроме того, начинает прослушивать­ся дыхание диктора, оратора.

Запись речи на открытом воздухе отличается от записи в помещении тем, что на натуре много посторонних звуков: даже при малейшем ветре сильно шумит листва деревьев, при более сильном — микрофон «задувает»; доносятся различные посторонние звуки. Начинающим кинолюби­телям лучше не делать записей речи на натуре, так так она сильно затруднена и требует специальных навыков.

Запись музыки — солистов, ансамблей, оркестров раз­личного состава — в техническом отношении принци­пиально не отличается от записи речи. Однако при записи музыки приходится иметь дело с многими источниками звука, размещенными на значительной площади. В этом случае микрофон устанавливается так, чтобы звуки от инструментов, находящихся на различных расстояниях от микрофона, одинаково хорошо воспринимались.

Ввиду того что при звуковом оформлении любитель­ского фильма трудно использовать настоящий оркестр, нужную музыку обычно перезаписывают с граммофонных пластинок на магнитную ленту. Такой способ обеспечи­вает любительским фильмам музыкальное сопровождение высокого качества.

Шумы для записи чаще всего имитируются. Многие характерные или специфические звуки могут быть запи­саны один раз и затем использованы для перезаписи по мере надобности. К специфическим шумам относятся хлопанье дверей, скрипы полов, звон ключей, будиль­ника, бой часов, свистки, гудки и т. п. Шумы прибоя, дождя, ветра обычно имитируются так же, как удары, взрывы и т. п.

Синхронная запись звука производится одновременно с киносъемкой, она обеспечивает полное совпадение зву­ка с артикуляцией и мимикой актеров, вплоть до круп­ных планов, и в этом отношении она является самой со­вершенной. Но, несмотря на достоинства, применение синхронной записи в любительских условиях затруднено ввиду следующих причин:

1) к съемочной площадке предъявляются высокие тре­бования: необходима абсолютная тишина, бесшумная работа киносъемочной камеры, осветительных приборов, передвижение членов съемочной группы;

2) запись звука на магнитную ленту шириной 6, 25 мм на несинхронных магнитофонах — а таковы все массо­вые магнитофоны — не позволяет получить временное соответствие записанных и воспроизводимых фонограмм. Несинхронное продвижение узкой ленты обусловлено проскальзыванием ленты, непостоянством скорости дви­жения на разных аппаратах и др.;

3) узкая магнитная лента затрудняет расшифровку магнитных фонограмм.

Несмотря на указанные трудности, большая часть зву­кового кинофильма должна сниматься и записываться синхронно с соблюдением такой последовательности: «Приготовились» — по этой команде дается свет, испол­нители занимают исходное положение, перед киносъе­мочным аппаратом устанавливается хлопушка. «Мотор» — включается звукозаписывающий аппарат и дается отзыв: «Есть мотор»; одновременно включается киносъемочная камера. «Начали» — хлопает хлопушка, и начинается действие сцены вплоть до команды режиссера: «Стоп».

Рис. 53. Хлопушка

На хлопушке (рис. 55) мелом надписывается номер кад­ра по сценарию, номер дубля, ставится буква «С» — син­хронная съемка. Удар хлопушки отчетливо виден на кино­пленке, а характерный резкий звук весьма точно и легко обнаруживается на магнитной фонограмме при воспроиз­ведении.

Этот момент и служит исходным для монтажа синх­ронных пленок и фонограмм. На магнитной ленте чернилами наносится полоска — синхронная метка — и ря­дом надпись, соответствующая надписи на хлопушке.

Монтаж магнитных фонограмм и синхронизация их с изображением требует весьма тщательной расшифровки и разметки (визуализации магнитных фонограмм). Без специальной разметки начала и конца фраз и даже отдель­ных слов практически весьма затруднительно монтировать магнитные фонограммы синхронно с изображением. Смон­тированные в части и соответствующим образом оформлен­ные ракордами, синхронными метками и надписями, пер­вичные магнитные фонограм­мы считаются подготовленны­ми для перезаписи совместно с позитивом изображения.

При работе над любитель­ским звуковым фильмом часто возникает необходимость по­лучения синхронизации зву­ка и изображения для отдель­ных коротких сцен, но в домашних условиях или в условиях любительской сту­дии это затрудняется расхождениями в скоростях работы магнитофона и киносъемочной камеры. Синхронную запись звука легко было бы осуществить, если бы скорости про­движения ленты в магнитофоне, кинопроекторе и кино­съемочной камере были равны и постоянны. На практике же они не только не равны, но и не постоянны. Поэтому надо выяснить степень расхождения скоростей и опреде­лить пределы времени, в которых эти расхождения не ска­зываются практически на синхронизации, т. е. узнать, в течение какого промежутка времени нарушение синхро­низации не будет заметно для зрителей.

Метод решения такой задачи состоит в следующем. Прежде всего следует совершенно точно определить ско­рость продвижения пленки в кинопроекторе, когда он работает совместно с магнитофоном и синхронизирующей приставкой. Для этого в кинопроектор заряжается опре­деленный отрезок проявленного фильма, на котором через равное число кадров (например, 80) один кадр делается совершенно прозрачным (соскабливается эмульсия). За­тем фильм проецируют на экран, замеряют по секундоме­ру время, затраченное на проекцию отрезка фильма, од-

повременно подсчитывая число бликов на экране за время демонстрирования отрезка фильма. Для получения точных результатов кинопроекцию следует производить не ме­нее 3 мин.

Частота кинопроекции fпр может быть подсчитана по следующей формуле:

 

fпр = (р — 1)*п/t пр кадр/сек,

 

где р — число бликов, замеченных на экране за время измерения; п — число кадров между отметками на филь­ме; t — время, затраченное на измерение.

Если, например, использовался отрезок фильма, раз­меченный через каждые 80 кадров, и он дал 37 бликов за время 186 сек, то частота кинопроекции составит:

 

fпр =(р-1)*n/tпр=(37 — 1)*80/186=15, 5 кадр /сек.

 

Найденная таким образом скорость кинопроекции будет иметь важное значение для последующего рассмот­рения синхронной записи звука.

Далее должна быть точно определена средняя скорость работы киносъемочной камеры. Для этого можно и здесь пойти тем же путем, т. е. зарядить камеру черно-белой пленкой с просветленными кадрами (отметками). Если есть такие отметки, то, измерив время работы камеры по секундомеру, можно определить скорость. Следует иметь в виду, что в камерах с пружинным приводом время из­мерений не должно быть слишком растянутым, так как скорость транспортирования пленки в таком киносъе­мочном аппарате зависит от напряжения пружины. Если взять отрезок фильма с определенным числом кадров (например, 80), то сомножитель (р — 1) в формуле следует исключить.

Если определены частота кинопроекции fпр и частота киносъемки fк, то легко определить период времени, в те­чение которого возможна синхронная работа киносъемоч­ной камеры и кинопроекционного аппарата.

Рис. 56. График к расчету синхронизации

Само собой разумеется, что магнитофон, используемый при совместной работе с кинопроектором (т. е. для воспро­изведения звука), должен быть тем же самым и для записи.

Нетрудно заметить, что при различных частотах съем­ки и кинопроекции в какой-то момент времени будет иметь место синхронная работа двух не связанных между еобой аппаратов.

Отклонение от синхронизации или относительную ошибку дt за время сцены можно определить по формуле:

Из формулы видно, что при равенстве частоты кино­проекции и частоты киносъемки временная ошибка Af равна нулю и, следовательно, осуществляется синхрон­ная работа двух аппа­ратов. Если же частота кинопроекции больше, чем частота киносъем­ки, то изображение об­гоняет звук (Д£ — по­ложительна). Если же больше частота кино­съемки, то звук обгоняет изображение (Д£ — от­рицательна).

Очень просто эту за­висимость можно пока­зать графически (рис. 56), если по горизонтальной оси от­ложить продолжительность синхронно снимаемой сцены t, а по вертикальной оси — ошибку в синхронизации Д£. Рассмотрим в качестве примера такой случай, когда fпр = 16, 1 кадр/сек, f к = 15, 8 кадр/сек и t = 20 сек. По формуле найдем отклонение от синхронизации:

Теперь можно нанести на график точку А с координа­тами: t = 20 сек и Лг = 0, 37 сек. Проведем прямую через начало координат О А.

Рассмотрим сразу же и другой случай, когда fпр = =15, 9 кадр/сек; f к = 16, 1 кадр/сек и t = 20 сек.

Определим

 

дt= (15.9 — 16.1)*20/15.9= — 0.25 сек.

 

Построим точку В и проведем прямую 0В.

Опытным путем установлено, что расхождение между звуком и изображением не должно превышать 0, 2 сек, так как иначе оно становится заметным зрителям. Это означает, что в случае А это требование удовлетворяется лишь для сцены, длительность которой не превышает 10, 5 сек, а в случае В — 16 сек. Так определяются воз­можные временные пределы получения синхронных кус­ков сцен, эпизодов. Время это невелико, но оно бывает достаточно для озвучания коротких сцен, снятых круп­ным планом, когда отчетливо видно лицо говорящего актера и необходима точная синхронизация речи и изоб­ражения.

Рис. 57. Синхронизатор СЭЛ-1 к кинопроектору «Дуч-2»

Мы рассмотрели лишь некоторые доступные кинолю­бителям методы записи первичных фонограмм.

Рис. 58. Принципиальная схема работы синхронизатора СЭЛ-1 и кинопроектора «Луч-2»

Связь магнитофона и кинопроектора. Любительский звуковой фильм на 8-мм кинопленке изготовляется (в по­давляющем большинстве случаев) на двух пленках: изображение («изо») и звук на магнитной ленте. Это наиболее доступный и распространенный в кинолюби­тельской практике метод озвучания фильма. Показ филь­ма на двух пленках требует синхронной работы кино­проектора и магнитофона, осуществляемой с помощью синхронизирующих приставок.

Для кинопроектора «Луч-2» выпущена синхронизи­рующая приставка СЭЛ-1, работающая по принципу электрической синхронизации.

На валу ролика синхронизирующей приставки, кото­рый огибает магнитная лента, есть специальный кол­лектор. Такой же коллектор устанавливается на валу электродвигателя кинопроектора. Оба коллектора вклю­чены в электрические цепи реле (контактные группы), контакты которых закорачивают сопротивление в цепи электродвигателя. При включении установки скорость вращения коллектора на валу электродвигателя меньше скорости вращения коллектора на синхронизирующей приставке. В цепи протекает пульсирующий ток, с по­мощью которого реле срабатывает и замыкает контакты, закорачивающие сопротивление в цепи электродвигателя кинопроектора.

По мере увеличения вращения электродвигателя про­ектора величина пульсирующего тока в обмотке реле уменьшается, и при некоторой скорости контакты реле размыкаются. После этого скорость двигателя начнет уменьшаться, что снова приводит к срабатыванию реле. Таким образом, скорость вращения двигателя проектора будет всегда колебаться около синхронной скорости.

На рис. 57 показан синхронизатор СЭЛ-1. Конструк­тивно он представляет собой цилиндр, установленный непосредственно вблизи магнитофона, лента с которого заводится на шкив синхронизатора. Шкив двухступен­чатый: одна ступень используется при скорости движения магнитной ленты 19 см/сек, другая — при скорости 9, 5 см/сек.

На рис. 58 дана принципиальная электрическая схема работы синхронизатора СЭЛ-1 и кинопроектора «Луч-2». В цепь обмотки возбуждения электродвигателя ДУ-15 (127 00, 35 а) переменного тока включены сопротивление R1

(25 вт 400 ом) и последовательно с ним сопротивление R2 типа ПЭВ-17 (7, 5 вт 150 ом). Концы сопротивления соединены со штырьками ламповой панельки. В эту па­нельку вставляется црколь, которым оканчивается шланг от синхронизатора ОЭЛ-1.

Рис. 59. Синхрониза­тор СП-451 к кино­проектору 8П-1: 1 — ролик; 2 — вырез; з — качающийся ро­лик; 4 — шкив; 5 — прижимный ролик

Кинопроекторы 8П-1 (начиная с заводского номера 6205000) рассчитаны для работы с синхронизирующей приставкой СП-451 (рис. 59). Приставка крепится на кинопроекторе. Внутри корпуса приставки размещен реостат, подвижный контакт его связан с рычагом, на другом конце которого укреплен качающийся ролик. Сопротивление реостата 70 ом. Реостат включается с помощью обычной штепсельной вилки в цепь электродви­гателя кинопроектора.

Магнитная лента от магнитофона, устанавливаемого на уровне синхронизирующей приставки вблизи кино­проектора, после прохождения тракта магнитных головок заводится в лентопротяжный тракт синхронизирующей приставки, связанной с проектором посредством гибкого вала и электрического кабеля. Лента проходит через ряд направляющих и ведущий ролик и огибает ролик качаю­щегося рычага, связанного с реостатом, включенным в цепь электродвигателя кинопроектора.

При несоблюдении скоростей хода проектора и магни­тофона магнитная лента изменяет свое натяжение в синхронизирующей приставке и заставляет перемещаться натяжной ролик, связанный с рычагом реостата. При этом изменяется величина сопротивления реостата, вклю­ченного в цепь электродвигателя проектора, и регули­руется скорость его вращения.

Приставка СП-451 работает только с магнитофоном, имеющим скорость продвижения ленты 19 см/сек.

 

* * *

 

Небольшой объем первой книги для кинолюбителей не позволил широко осветить ряд интересных вопросов, связанных с созданием любительского фильма.

Ответы на многие вопросы кинолюбители могут по­лучить в книгах серии «Библиотека кинолюбителя», выходящей в нашем издательстве.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.