Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Памятка родителю






К пяти годам ребенок должен знать:

• свое имя и фамилию;

• имя, отчество и фамилию своих родителей;

• свой адрес;

• номер своего телефона;

• номера телефонов служб спасения: скорой помощи, милиции, пожарной, службы спасения МЧС;

• телефон знакомого или родственника, к которому можно обратиться в случае проблемы.

 

Поскольку телефоны служб спасения используются редко (и слава Богу!), малышу их легко забыть или перепутать. Даже взрослые путают номера скорой помощи, пожарной охраны и милиции.

В качестве приема, помогающего запомнить телефоны, используют рисуночные «напоминалки». В психологии это называется методом пиктограмм. Делается это очень просто: нужно вместе с ребенком нарисовать слева цифры номеров телефона, а напротив подсказки.

Например:

«Скорая помощь» – красный крест;

«Милиция» – пистолетик или полосатый жезл;

«Пожарные» – горящая спичка или дом;

«МЧС» – голубая каска.

Напротив своего номера телефона – портрет самого ребенка с характерными приметами, например, веснушками или рыжими волосами, а напротив друзей семьи – лицо одного из них, например, усатого дяди Коли.

Наш небольшой список должен быть поделен пополам, потому что домашний телефон и адрес, а также данные знакомых не стоит рассказывать кому попало. Их нужно обозначить как «секретную семейную информацию». И, пожалуй, ее нужно изобразить на обратной стороне листка, «лицом к стенке».

Свой адрес дети запоминают наизусть точно так же, как они запоминают имена людей, их фамилии.

Шпаргалку нужно повесить на видном месте у телефона. «Ну‑ ка, детка, какие циферки набирают, когда нужно звонить в скорую помощь?», – прикрыв «напоминалку» ладонью, спросите сынишку или дочку. Дети любят игры на проверку их смекалки и сообразительности.

Заодно они научатся составлять портреты и получат представление об особых приметах людей. Это поможет им в дальнейшем развивать свою наблюдательность не столько в сторону подозрительности, сколько для того, чтобы быть внимательными к окружающим людям.

«Мама, почему ты надела эту кофточку? Ты ее одеваешь, когда у тебя плохое настроение», – спрашивает мой сын. «А и правда, – думаю, – нейтральная белая блузка. Может, это флаг внутренней капитуляции? Опять не сдала на водительские права. Надо будет в следующий раз надеть красную или оранжевую – с мощной, оптимистической энергетикой. Вполне возможно, что и результат будет другой».

Итак, игра в особые приметы прекрасно тренирует наблюдательность. Она состоит в том, чтобы продемонстрировать ребенку один из законов восприятия: мы узнаем людей по некоторым выдающимся признакам. Например, если на листке бумаги нарисовать только бороду и шапку деда Мороза, то на вопрос «Кто это?», ребенок ответит: «Это дед Мороз». Если изобразить только бороду, то уже труднее – какой‑ то дед или дядя незнакомый, может, даже Бармалей. Веснушки, кольца на руках, банты в косичках, значок на лацкане пиджака могут обозначать людей и персонажей сказок. Все герои сказок имеют свои особые приметы. Нарисуйте дерево, а из‑ за него пусть торчит… пропеллер.

– Ну‑ ка, кто спрятался за деревом?

– Карлсон! – ответит ваш малыш.

– А чьи такие большие коричневые уши торчат из‑ за телевизора?

– Чебурашки! – вот ожидаемый ответ.

Но помимо портрета есть еще и общий контур тела, по которому, как показывают психологические эксперименты, мы распознаем людей. Грубо говоря, есть толстяки, худые и мускулистые люди. По‑ научному, пикники (изображаются кругом), астеники (изображаются палкой) и атлеты (изображаются квадратом). И эти три типа конституции тела могут совпадать с тремя известными нам мерами роста: высокие, средние и низкие. Получается девять типов: «маленький толстячок», «средний толстяк», «огромный толстый дядька»; «маленький спортсмен», «средний спортсмен», «огромный шкаф‑ а‑ не‑ человек». Про астеников: «худые и длинные» – «каланча», «дядя Степа‑ великан», «хлюпик какой‑ то» (в нашей культуре – худой человек среднего роста).

А теперь попробуйте по этой нехитрой классификации оценить членов своей семьи, соседей, случайных прохожих за окном. А потом Терминатора, папу Карло и мальчишку, с которым ваш ребенок не в ладах.

Думаю, вы, как и я в своих исследованиях, будете наблюдать одну интересную закономерность: дети быстро учатся классифицировать людей и персонажей, но переоценивают их рост и размер. Они ведь маленькие и им все кажутся большими и толстоватыми!

Чем пристрастней мы относимся к человеку, тем тяжелее нам дается объективно оценить его. Количество переоценок в ту или иную сторону может быть очень большим. А неприятные персонажи еще и плохо запоминаются. И взрослые порой могут через неделю после конфликта сказать: «Какой‑ то он неприятный, противный!», – и не вспомнить при этом ни цвета глаз, ни особенностей голоса человека, который им показался хамом. Больше всего с этой особенностью восприятия мучаются милиционеры, когда пытаются провести опознание преступника, который, возможно, приставал к вашей девочке на улице или приглашал вашего мальчишку прокатиться в машине.

Еще один вариант игры в приметы – игра в рожицы. Все знают считалочку «Точка, точка, запятая – вышла рожица кривая; палка, палка, огуречик – получился человечек!»

Рожица состоит из точек‑ глазок, палочки‑ носика, которые присутствуют практически неизменными на всех лицах. А вот бровки и ротик могут очень сильно менять лицо в зависимости от того, вздернуты они вверх, вытянуты в горизонтальную линию или разъехались в стороны. Помните знаменитые театральные маски в Древней Греции? Линия рта опущена – грустный клоун с домиком отчаянных бровей. Обратите внимание ребенка на разницу в лицах веселого и незадачливого Буратино и печального, грустного Пьеро. Линия рта и бровей – основа психологических портретов людей.

Такая игра во время обычных для ребенка занятий рисованием, прекрасно тренирует его наблюдательность, что важно не только в целях безопасности, но для того, чтобы научить дитя распознавать состояния людей, уметь их поддержать, утешить или посмеяться от души вместе с ними.

Но на этом история не заканчивается. Наши дети очень много знают, но плохо применяют свои знания на практике. Когда приходит настоящая беда, не всем им и не всегда хватает самообладания.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.