Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формирование советского государственного аппарата






 

Большевики, придя к власти, создали принципиально новую систему государственного управления. Они осуществили слом старого государственного аппарата: были упразднены Государственный совет, Сенат, министерства, земства и городские думы, ликвидирована старая система судопроизводства. Новыми органами власти и управления стали Советы рабочих, солдатских и кресть­янских депутатов и их исполнительные комитеты. Формирование советской государственной системы происходило постепенно.

II Всероссийский съезд Советов объявил себя верховным законодательным органом. Юридически в стране была оформлена дик­татура пролетариата в форме республики Советов. Однако вплоть до принятия Конституции РСФСР отсутствовала четкая регла­ментация порядка созыва и организации деятельности съезда. II Всероссийский съезд Советов, как указывалось выше, образовал постоянно действующий орган государственной власти — Всероссийский центральный исполнительный комитет и временное рабоче-крестьянское правительство — Совет народных комиссаров. Эти органы были подотчетны съезду.

Первоначально в состав ВЦИК входил 101 человек: 62 большевика, 29 левых эсеров, 6 меньшевиков-интернационалистов, 3 украинских социалиста и 1 эсер-максималист. Таким образом, в нем были представлены партии, принимавшие участие в работе II Всероссийского съезда Советов. В середине ноября 1917 г. произошло слияние ВЦИК, избранного II Всероссийским съездом Советов, с исполнительным комитетом, избранным на чрезвычайном Всероссийском крестьянском съезде. При ВЦИК были созданы отделы: агитационный, иногородний, казачий, по местному самоуправлению, экономический, по созыву Учредительного собрания и т.д. Рабочим органом ВЦИК являлся его Президиум, за­нимавшийся подготовкой материалов для заседаний ВЦИК.

В отличие от ВЦИК в состав Совнаркома, сформированного на II Всероссийском съезде Советов, вошли только представители большевистской партии. Левые эсеры, которым были предложены места в нем, отказались их занять. До января 1918 г. Совнарком считался временным правительством, но после роспуска Учредительного собрания слово «временный» из характеристики его статуса было убрано. С декабря 1917 г. для решения незначительных вопросов («вермишели») и с целью разгрузки Совнаркома стали созываться совещания заместителей наркомов, которые официально именовались Малым Совнаркомом, а неофициально — «вермишельной комиссией».

Совнарком являлся органом, подотчетным не только съезду Советов, но и ВЦИК. Однако на практике Совнарком, будучи однопартийным и оперативным органом, осуществлял не только исполнительные, но и законодательные функции. Его декреты под­лежали немедленному исполнению. Это было подтверждено специальной резолюцией ВЦИК. Вообще характерной чертой советской системы государственного управления являлось отсутствие разделения властей.

В конце ноября 1917 г. в советском правительстве произошли изменения. Левые эсеры пересмотрели свое первоначальное ре­шение и вошли в его состав. Правительственная коалиция большевиков и левых эсеров сохранялась до марта 1918 г., когда последние в знак протеста против подписания Брестского мира вышли из Совнаркома.

II Всероссийский съезд Советов положил начало формирова­нию центрального государственного аппарата — системы народных комиссариатов, или наркоматов. Название им придумал Л.Д.Троцкий. Наркоматы заменили ликвидированные министер­ства. Перед ними была поставлена задача по овладению аппаратом бывших министерств.

Важную роль продолжал играть Петроградский Военно-революционный комитет (ВРК), образованный накануне Октябрьской революции для вооруженного захвата власти. В первые дни и недели, когда только шло формирование аппарата наркоматов, он выполнял различные поручения ВЦИК и Совнаркома. Позднее его основной задачей становится борьба с контрреволюцией. ВРК, по существу, являлся чрезвычайным органом диктатуры пролета­риата. По мере становления системы наркоматов необходимость в его существовании отпала. 5 декабря 1917 г. Петроградский ВРК объявил о своем самороспуске.

Большое значение имело создание специализированных орга­нов защиты революции и советского строя — милиции, суда, ВЧК, Красной армии и флота. 28 октября 1917 г. было опубликовано постановление Наркомата внутренних дел «О рабочей милиции», положившее начало формированию отрядов рабочей милиции. Управление ею передавалось местным советам. В отдельных местностях допускалось функционирование милиции Временного пра­вительства, но при обязательном соблюдении следующих условий: признание личным составом советской власти, чистка милиции от контрреволюционных элементов, контроль за ее деятельностью со стороны комитетов большевистской партии.

«Революционное нетерпение» масс особенно ярко проявилось при сломе прежней судебной системы. В ряде мест население, не дожидаясь директив советской власти, само приступало к ликвидации старых судов и созданию новых. Эти суды носили разные названия: народный суд, пролетарский суд, революционный суд, суд общественной власти, трибунал и т.д. 24 ноября 1917 г. Совнарком принимает Декрет о суде № 1. Он на законодательном уровне ликвидировал все дореволюционные судебные органы, созданные еще реформой 1864 г., адвокатуру, прокуратуру, институт судебных следователей. Вместо них учреждалась система советских судов: обычных — местных и уголовных судов и чрезвычайных — революционных трибуналов. Последние специализировались на преступлениях против революции.

Обострение классовой борьбы в стране заставило советское правительство 7 декабря 1917 г. создать Всероссийскую чрезвычайную комиссию по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК). Главой ВЧК был назначен Ф. Э.Дзержинский. На ВЧК возлагались пресечение и ликвидация контрреволюции и саботажа, предварительное расследование по этим делам и предание виновных суду военно-революционного трибунала. В феврале 1918 г. ВЧК получила дополнительные полномочия, включая право расстрела контрреволюционеров, шпионов, саботажников, спекулянтов на месте преступления. ВЧК располагала широкой сетью местных органов: губернских, уездных, транспортных и фронтовых ЧК.

Еще в ноябре 1917 г. был установлен контроль над Ставкой. В январе 1918 г. Совнаркомом были приняты декреты о создании рабоче-крестьянской Красной армии и флота. Старая армия подлежала демобилизации, взамен создавалась новая. Первоначально ее формирование осуществлялось на основе принципа добровольности, при этом «эксплуататорские элементы» в Красную армию не допускались.

Созыв и роспуск Учредительного собрания. II Всероссийский съезд Советов постановил провести выборы в Учредительное собрание в сроки, установленные еще Временным правительством. Выборы состоялись 12 ноября 1917 г. Это были первые в истории нашей страны выборы, проведенные по демократическим правилам: всеобщие, прямые, тайные, по партийным спискам. В выборах участвовали и женщины. Конечно, трудности военного времени и революционные потрясения сказались на ходе голосования. Имели место и организационные накладки. Так, партия эсеров выступала единым списком, хотя к моменту проведения выборов раскололась на две партии — правых и левых эсеров, с разным отношением к Октябрьской революции и со­ветской власти.

Вопреки ожиданиям большевиков, выборы дали большинство эсерам и их союзникам, набравшим более половины голосов (конкретные цифры, приводимые исследователями, не совпадают). За большевиков проголосовало около четверти избирателей.

Поскольку для большевиков Учредительное собрание не являлось правовым императивом, то, оказавшись в нем в меньшинстве, они взяли курс на разгон «учредилки». Накануне созыва Учредительного собрания 3 января 1918 г. ВЦИКпринял постановление «О признании контрреволюционным действием всех попыток присвоить себе функции государственной власти», которое фактически заранее квалифицировало как контрреволюцию выполнение собранием его учредительных функций. Справедливости ради, надо отметить, что эсеро-меньшевистское большинство Учредительного собрания, в свою очередь, рассматривало его как арену для антибольшевистской борьбы.

Учредительное собрание открылось 5 января 1918 г. в Петрограде в Таврическом дворце. Его председателем был избран В.М.Чернов. Оно отказалось утвердить декреты советской власти и приступило к обсуждению повестки дня, предложенной правыми эсерами. В знак протеста, сначала большевики, а затем левые эсеры покинули собрание. Оставшиеся депутаты работали весь день и всю ночь. Под утро командир охраны матрос А.Г.Железняков, заявив, что «караул устал», предложил В.М.Чернову прекратить работу Учредительного собрания. 6 января 1918 г. оно официально было распущено декретом ВЦИК, а состоявшаяся в этот же день немногочисленная демонстрация в его поддержку разогнана силой. По мнению ряда историков, роспуск Учредительного собрания обострил политическую обстановку и сделал неизбежной гражданскую войну в стране.

Создание Советской Федерации. До 1917 г. Россия, несмотря на то что на ее территории существовали отдельные автономные образования, являлась унитарным государством. Идеологической основой российского унитаризма был тезис о «единой и неделимой России». Он не только разделялся правящими кругами, но и содержался в программах общероссийских либеральных партий. Принцип федерализма не сразу был принят и большевиками, хотя их программа предусматривала право наций на самоопределение. Усиление центробежных тенденций в политическом развитии страны после Февральской революции заставило В. И.Ленина и его сторонников пересмотреть свое отношение к федерализму. Придя к власти, они выбрали в соответствии с преобла­давшим в начале XX в. пониманием этого принципа идею национальной федерации в качестве формы государственного устройства. Одновременно было подтверждено равенство и суверенность всех народов России, их право на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельных государств («Декларация прав народов России» от 2 ноября 1917 г.). 4 декабря 1917 г. Совнарком, признав автономию Украинской народной республики, провозглашенную Центральной радой, и подтвердив ее право на отделение от России, изъявил желание вступить с ней в федеративные или иные отношения. 18 декабря 1917 г. ВЦИК и Совнарком издали декрет о признании государственной независимости Финляндии.

Юридически Советская федерация была оформлена в январе 1918 г. Состоявшийся тогда III Всероссийский съезд Советов принял резолюцию «О федеральных учреждениях Российской республики». На основе добровольного союза народов учреждалась Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика (РСФСР).

Вскоре на ее территории появились автономные республики и области. Весной 1918 г. в составе РСФСР возникли Туркестанская АССР, Таврическая, Донская, Терская и Кубано-Черно-морская советские республики. Велась подготовка к созданию Татаро-Башкирской республики. Однако из всех этих автономных образований уцелела лишь Туркестанская АССР, провозглашенная 30 апреля 1918 г. Позднее были образованы более прочные автономии: в октябре 1918 г. появилась Трудовая коммуна немцев Поволжья, в марте 1919 г. — Башкирская АССР, в 1920 г. — Татарская и Киргизская (Казахская) АССР, Карельская трудовая коммуна, Чувашская, Калмыцкая, Марийская и Вотякская (Удмуртская) автономные области, в 1921 г. — Горская, Дагестанская и Крымская АССР, Бурят-Монгольская (Дальнего Востока), Коми (Зырян) и Кабардино-Балкарская автономные области, в 1922 г. — Якутская АССР, Монголо-Бурятская (Сибири), Карачаево-Черкесская, Ойратская, Адыгейская (Черкесская) и Чеченская автономные области.

Перестройка российской государственности на федеративных началах, осуществленная большевиками на рубеже 10—20-х гг. XX в., позволила остановить дальнейший распад России и создать необходимые условия для восстановления единого многонационального государства.

Конституция РСФСР 1918 г. Особое место в формировании советской политической системы занял III Всероссийский съезд Советов, созванный в январе 1918 г. сразу же вслед за роспуском Учредительного собрания. На нем произошло окончательное объе­динение Советов рабочих и солдатских депутатов с Советами крестьянских депутатов в единую советскую систему. Съезд принял «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа», ставшую фактически временной конституцией Советского государства. Декларация провозгласила Россию республикой Советов, установила всевластие этих органов в центре и на местах, закрепила принцип федерализма в государственном устройстве стра­ны, подтвердила ранее принятые декреты советской власти, носившие учредительный характер: о социализации земли, национализации промышленности и банков, введении всеобщей трудовой повинности и др.

Одновременно съезд поручил ВЦИК разработать проект постоянно действующей конституции и внести его на рассмотрение очередного съезда Советов. В соответствии с этим поручением 1 апреля 1918 г. была образована конституционная комиссия. В ее состав вошли делегаты от партий, представленных на тот период во ВЦИК, а также от наркоматов. Председателем комиссии стал Я. М. Свердлов. Трехпартийный состав конституционной комиссии (большевики, левые эсеры, эсеры-максималисты) вызвал серьезную полемику при работе над текстом основного закона страны.

10 июля 1918 г. V Всероссийский съезд Советов утвердил пер­вую Конституцию РСФСР. Она состояла из шести разделов:

I. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа;

II. Общие положения Конституции РСФСР; III. Конструкция Советской власти; IV. Активное и пассивное избирательное право; V. Бюджетное право; VI. О гербе и флаге РСФСР.

Конституция провозглашала Советское государство диктатурой пролетариата, закрепляла первые экономические преобразования Советской власти: национализацию земли, ее недр, лесов, промышленности, транспорта, банков. Государственное устройство РСФСР носило федеративный характер. Высшим органом власти объявлялся Всероссийский съезд Советов. ВЦИК являлся полномочным руководящим органом в период между съездами. Он фор­мировал правительство — Совнарком, состоявший из возглавлявших отраслевые наркоматы народных комиссаров. Органами власти и управления в областях, губерниях, уездах, волостях и городах стали соответствующие съезды советов и их исполнительные комитеты (рис. 16).

Избирательная система, закрепленная Конституцией, носила ярко выраженный классовый характер. Квыборам не допускались семь категорий лиц: а) живущие на нетрудовые доходы; б) частные торговцы; в) служители культа; г) бывшие служащие полиции и жандармерии; д) члены бывшей императорской фамилии е) умалишенные и состоявшие под опекой; ж) осужденные в судебном порядке.


 

 

 

 

Рис. 16. Государственное устройство РСФСР по Конституции 1918 г.

 

 

В то же время избирательные права предоставлялись иностранцам проживавшим на территории РСФСР и принадлежавшим к рабочему классу или к не пользовавшемуся чужим трудом крестьянству.

Для усиления позиций правящей большевистской партии Конституция устанавливала некоторые избирательные преимущества Для рабочих: фактически один голос рабочего приравнивался к пяти голосам крестьян. Выборы были многоступенчатыми, голосование - открытым.

Конституция декларировала введение гражданских свобод - слова, печати, собраний, митингов, шествий. Однако на практике это не имело реального подтверждения.

Конституция РСФСР 1918 г. стала первым в истории России правовым актом, официально именуемым Конституцией.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.