Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






II. Параллельно с работой по формированию умения согласовывать различные части речи ведётся работа по развитию функций словообразования.

1. Образование новых слов при помощи суффиксов. Начинать такой вид работы полезно с существительных:

-образование существительных мужского рода с суффиксами -ок-, -ик- /стол-столик, гриб-грибок/;

-чем отличаются слова? /гриб-грибок, стол-столик/;

-образование существительных женского рода с суффиксом -к- /рыба-рыбка, спина-.../;

-образование существительных при помощи суффиксов -енок-, -онок- /слон-слонёнок, лиса -..., кот-.../;

-образование существительных при помощи суффиксов -очк-, -ечк- /лодка-лодочка, лампа-..., книга-.../;

-образование существительных, обозначающих профессии человека /камень-каменщик, часы-..., печь-.../.

На первых этапах обучения всем учащимся следует давать образец выполнения задания, опираясь на наглядный материал. На занятиях по словообразованию обязательно наличие картинок «большой-маленький», «Животные и их детёныши».

Тщательно отрабатывать образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением, существительных, обозначающих профессии человека. Следует обратить внимание детей на многообразие суффиксов используемых при выполнении данного вида заданий. Все новые слова целесообразно включать сначала в словосочетания, затем в предложения.

Необходима работа по образованию прилагательных от существительных при помощи различных суффиксов. Многие учащиеся затрудняются в образовании относительных и особенно качественных прилагательных в форме сравнительной степени.

2. Образование новых слов при помощи приставок:

- образование существительных: рост – нарост; краска– покраска /здесь следует вспомнить правило о правописании приставок с корнем и предлогов со словами/;

- образование глаголов от глагольных основ /шел – ушёл, отошёл, пришел, вышел; летел -...; бежала -.../.

III. Развитие умения употреблять в речи простые и сложные предлоги работа идёт в двух направлениях:

- работа над пониманием роли предлогов в речи;

- обучение правильному употреблению предлогов в речи.

Работу над предлогами следует начинать с наиболее простых предлогов " в", " на", " под".

Первоначально проводится работа по уточнению понимания детьми данных предлогов. Для этого можно предложить упражнение: " Положи ручку на стол, под стол, в стол".

Работу по обучению правильному употреблению предлогов " в", " на", " под" начинают с одного предлога. С этой целью используются следующие задания:

¯ ответы на вопросы: куда я положила мяч? /в шкаф/; куда ты положил машинку? /в карман/ и т. д. - исправление " ошибок " логопеда.

С целью дифференциации предлогов " в – на – под" можно использовать упражнения:

¯ показать на рисунке птицу на ветке, белку в дупле, зайца под деревом;

¯ где лежит кубик? /на столе, в столе, под столом/.

¯ Закончить предложение " Я убрал коробку... /в стол, под стол, на стол/".

Затем учащихся знакомят с предлогами " у", " с", " по", " до", " из", " за", " к". Для этого со всеми учащимися можно использовать следующие приёмы:

¯ показать, где на картинке мальчик идет за девочкой, с девочкой, к девочке;

¯ знакомство с данными предлогами сопровождать действиями: подойти к столу, достать из стола, взять у учителя и т.д.;

Далее происходит знакомство с наиболее сложными предлогами " из-за", " из-под", " между". Для этого логопед и дети многократно сопровождают свои действия речью: " Я поставила стул за шкаф. Я взяла стул из-за шкафа. Откуда я взяла стул? " После этого проводится работа по дифференциации предлогов " за – из-за", " под – из-под".

Система работы по преодолению аграмматизма у учащихся с общим недоразвитием речи, предложены методические установки к работе в данном аспекте.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Правило 25. Парусные суда на ходу и суда на веслах | Последняя история




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.