Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Душепопечение в молодости






 

Статьи на тему о душепопечении университетских студентов профессиональные журналы публикуют часто (быть может, оттого что в основном эти статьи пишут университетские профессора), между тем как публикации, посвященные консультированию молодых людей в возрасте ранней взрослости во второй половине третьего десятка лет жизни, здесь встречаются очень редко[637]. Часто эти подопечные обращаются к душепопечителю с проблемами депрессии; желая определиться с призванием; испытывая тревогу, межличностные конфликты и другие неспецифические для каких–либо возрастных групп проблемы[638]. Помогая в решении этих и других вопросов, душепопечители часто испытывают большое удовлетворение от сотрудничества с молодыми людьми. По сравнению с более старшим возрастом, эти молодые люди чаще проявляют гибкость, эмоциональность, желание перемен и испытывают при этом меньшую угрозу от самой идеи душепопечения.

Более качественное улучшение наблюдается в результате совместной работы молодых людей с душепопечителем, который стремится установить отношения христианской любви[639], понимает уникальные нужды и требования этой возрастной группы и желает выступать, по крайней мере временно, в роли наставника[640]. Подопечных весьма часто приходится убеждать в том, что их проблемы присущи всем в возрасте ранней зрелости и что они не являются проявлениями психических расстройств. В эту пору молодым людям всегда нужен наставник, особенно когда необходимо принять решение, выбрать призвание или раскрыть индивидуальность; если нужны поддержка и одобрение в водовороте событий и в периоды неопределенности; при устранении межличностных конфликтов и налаживании близких дружеских отношений; когда нужно определиться в отношении сексуальных чувств, в том числе переживаний и страхов гомосексуальности; в процессе преодоления стресса, гнева, чувств неудачи, депрессии и мыслей о самоубийстве[641].

Хотя эти проблемы важны, душепопечитель, пожалуй, прежде всего должен преподать молодым людям практические навыки, которые помогали бы им изменяться. Бог, добиваясь Своих целей и подводя людей к переменам, трудится иногда непостижимо, и все же Библия говорит, что Бог часто использует людей в Своей работе. Христианские душепопечители хотят стать орудием в руках Бога, трудящегося над тем, чтобы другие люди исцелялись и возрастали в духе. Зачастую это исцеление и возрастание в духе происходит, когда подопечных учат навыкам, которые могут помочь им изменяться самим и/или изменять свое окружение.

В процессе душепопечения молодых людей в возрасте ранней зрелости можно применять трехэтапный подход Уильяма Миллера и Кэтлин Джексон[642]. Первый этап — осознание проблем. Без ясного понимания собственных проблем подопечные вряд ли захотят изменяться. Мало кто станет учиться новым жизненным навыкам, если не увидит в этом особой надобности. Следовательно, вначале душепопечитель и подопечный вместе пытаются конкретизировать имеющиеся проблемы, чтобы лучше понять, что именно в поведении подопечного порождает проблемы, а затем ставят промежуточную цель (или цели) в процессе изменения.

Затем наступает второй этап — этап альтернатив, когда пытаются ответить на конкретный вопрос, какие мероприятия могут привести к переменам. На протяжении какого–то времени душепопечитель и подопечный могут решать проблемы сообща и развивать целый ряд идей и альтернативных решений (иногда оформляя их письменно), не задерживаясь на их оценке. Затем, опять–таки вместе, они просматривают этот перечень, чтобы понять, какие мероприятия уже предпринимались раньше и не принесли пользы, а какие являются новыми и могли бы оказать действенную помощь; какие нужны навыки, чтобы произошли желаемые перемены; как приобрести эти навыки и как применять их на практике. Наконец, желательно после молитвы, выбирают одну или две стратегии, которые можно было бы применить, а позднее и тщательно оценить.

Здесь особое значение придается третьему этапу — этапу принятия. Приобретая практические навыки, подопечные часто ошибаются и терпят неудачу. Это может приводить к самобичеванию и нарастанию уровня напряженности. Отношения наставничества позволяют душепопечителю показать, что он принимает своего подопечного таким, как он есть, и проявить сочувствие, понимание, одобрение и поддержку, в которых нуждаются подопечные, когда с Божьей помощью приобретают новые навыки, стараясь измениться.

Синдром тупика. К примеру, возьмем молодого человека в пору ранней зрелости, понимающего, что его не устраивает дело, которым он занимается, жизненная ситуация, местность, в которой он живет, круг общения или другие обстоятельства[643]. Чем старше мы становимся, тем труднее изменяемся; изменения, бывает, несут больше опасностей; кроме того, последствия, которыми чреваты неудачи, исправлять становится тяжелее. Однако в пору ранней зрелости изменения переносятся легче. Например, будучи холостым, в студенческие годы, я был весьма привязан к родному городу, где учился в университете. Затем я отправился получить образование в Англии, не имея достаточно денег на жизнь и обратную дорогу через Атлантику. Если бы я поступил так сегодня, пострадала бы моя семья, я бы не смог выплачивать по закладной и люди проявляли бы меньшую терпимость к моим заморским прогулкам, чем когда мне было двадцать три.

Если человек осознает, что попал в тупиковую ситуацию, которую необходимо изменить, то сначала полезно разобраться, что делает эту проблему нетерпимой и что именно следует изменить. С помощью душепопечителя человек может разобраться в имеющихся альтернативах. Необходимо разобраться в следующих вопросах. Какие навыки необходимы, чтобы изменить создавшееся положение? Какие действия можно предпринять? Есть ли практически осуществимый план решения той или иной конкретной проблемы? Если предполагаются крупные перемены (например, переезд или возвращение в университет), то планируйте эти перемены очень тщательно, записывая все, что необходимо сделать и когда.

Когда подобные перемены обдумывают и претворяют в жизнь, душепопечитель может одобрять, поддерживать и помогать. Но помните, что есть люди, которые не склонны что–либо менять и оставляют все, как прежде. Иногда даже молодые люди переживают столько жизненных перемен и превратностей, что им не хватает сил или смелости решиться на какие–то новые. В этом случае особо отметьте, что решение о переменах можно и отложить. Вместе с тем, чем дольше мы не принимаем решение, тем меньше у нас остается шансов на перемены или успех.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.