Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Научиться избегать ситуаций и людей, которые вызывают гнев.






Невозможно решать проблемы, избегая их ради сомнительного мира. Порой долг или мудрость требуют открыто, недвусмысленно выступить против ситуаций или негативно настроенных людей. И все же наступит время, когда можно будет сознательно выйти из каких–то травмирующих ситуаций, из водоворота событий или уйти от людей, которые, возможно, возбуждают в нас излишний гнев[407].

3. Научиться рассматривать ситуацию с разных точек зрения. Спортивные тренеры призывают иногда своих питомцев к ярости, полагая, что это будет стимулировать выброс адреналина в их организме и приведет к победе над соперником. К сожалению, некоторые спортсмены не в силах контролировать проявления физической агрессии и вне спортивных арен[408], а другие понимают, что гнев не дает им сосредоточиться и мешает использовать спортивные навыки. Согласно научным исследованиям, выдающиеся спортсмены не теряют присутствия духа и миролюбия даже в том случае, когда соперники провоцируют их, пытаясь вывести из себя. Спортсмены сдержанные, наученные самообладанию, всегда готовы пережить горечь поражения. Внутренне готовясь к предстоящей игре, они предвосхищают нежеланные, но возможные огорчения и отрабатывают в уме возможные способы совладания с негативными чувствами. В результате подобные тревожные ожидания возбуждают большую концентрацию внимания на будущей игре, а не губительное бешенство[409].

Эмоции контролировать трудно, но можно контролировать помыслы, которые порождают чувства[410]. Дома, а также в церкви и школе, люди могут учиться по слову и образу давать оценку обстоятельствам и факторам, возбуждающим гневные реакции. Они могут научиться видеть, что гнев часто порождается обидой, крушением планов (состоянием фрустрации) и разочарованием. Они могут научиться реагировать спокойно, невозмутимо (возможно, с помощью я–формул), не обвиняя никого, не реагируя остро и не говоря то, за что потом придется краснеть. Подобные наставления могут принести пользу, однако многого, по всей вероятности, не достичь с помощью лекций и книг. Люди учатся воздержанию медленно, наблюдая за поведением ближних и приобретая собственный опыт, в том числе опыт неудач и поражений, который порой может научить быстрее, чем что–либо иное.

4. Сформировать чувство безусловного самоуважения. Говорят, что оградить себя от язвительных замечаний, плохих отношений и действий можно, но не более успешно, чем от болезнетворных микробов. Однако можно защититься, повышая уровень сопротивляемости, основанный на здравом чувстве собственного достоинства[411]. Гнев приносит меньше вреда и легче контролируется, если человек как личность чувствует безопасность, не мучится от ощущений неполноценности и от сомнений в себе. Глава 21 посвящена проблеме неполноценности, самоуважения, самопринятия, в том числе способам предупреждения негативной я–концепции. Когда христиане правильно судят о собственном достоинстве, не остается нужды впадать в ярость и гнев.

5. Прекратить предаваться неотступным негативным мыслям. Зачастую одна мысль не дает покоя сердитым людям на протяжении всего дня: они неотступно размышляют о причинах своего гнева. Если неотступные размышления не прекращаются, истинные причины гнева часто приобретают карикатурные очертания. Это само по себе может вызвать нарастание эмоций гнева, перерастание их в устойчивые негативные чувства, особенно когда одни критически настроенные люди встречаются с такими же другими и рассказывают друг другу о своих обидах. Так у некоторых люди возникает и укрепляется негативное мировосприятие и мировоззрение, которые со временем усугубляются.

Такое мировосприятие на первых порах может быть забавным, поскольку дает возможность такому человеку жить в воображаемом мире собственного превосходства. Подобное мышление губительно, поэтому с ним надо бороться путем замены на позитивное и менее критическое мышление[412]. Это учение следует преподавать и претворять в жизнь как в церкви, так и дома, в семье. Оно способно предупредить превращение эмоции гнева в стойкое чувство и негативное мироощущение.

6. Научиться бороться. Конфликты и споры составляют часть жизни, которой избежать невозможно. Тем не менее люди могут научиться говорить друг другу о том, что они переживают, что им хочется и что они думают по тому или иному поводу. Всего этого не следует делать посредством критической конфронтации, которая напоминает гнев. Ведь правду можно говорить с кротостью и любовью[413]. Научившись правильно общаться друг с другом, мы тем самым предупреждаем и ослабляем силу деструктивного гнева.

7. Установить духовный контроль. Если бесконтрольный гнев причисляется в Библии к делам плотским, то воздержание (самообладание, самоконтроль) является одним из плодов Духа. Если поклоняющиеся Иисусу Христу люди стремятся удалиться от греха и воистину желают быть водимыми Святым Духом, можно наблюдать медленное, но верное, предсказуемое укрепление такого свойства, как самообладание, и стойкое ослабление проявлений эмоций гнева и враждебных чувств. Жизнь под управлением Духа Святого может стать эффективным решением проблемы предупреждения губительного гнева.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.