Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ межтемных связей, способов контроля и формирования базовых знаний






Анализ базовых знаний и опыта личности включает несколько аспектов деятельности преподавателя и проводится как перед началом изучения нового учебного курса (вводный контроль), так и перед изучением каждой из тем (текущий контроль и коррекция сформированных умений).

В основе анализа базового материала лежат следующие умения преподавателя:

- выделять необходимый базовый учебный материал путем анализа межтемных и межпредметных связей;

- разрабатывать средства вводного контроля, позволяющие за небольшой промежуток времени получить полное представление о реальных умениях и способах обучаемых, необходимых для освоения нового материала;

- определять способы формирования необходимых базовых знаний и умений за небольшой промежуток времени, при получении неудовлетворительных результатов контроля.

Для осуществления представленного выше процесса деятельности необходимо владеть информацией о межтемных связях и способах их реализации.

Межтемные связи – это те связи, которые используются и существуют между отдельными темами одной или различных дисциплин.

Целью их определения является:

- представление возможности обучаемым определить и проследить причинно-следственные связи явлений и закономерностей объективного мира;

- создание единой системы знаний у обучаемых;

- обеспечение связи между дисциплинами и темами, определение наиболее рациональной последовательности изучения материала;

- исключение дублирования на одном уровне;

- формирование умений комплексного использования знаний и умений, полученных при изучении различных дисциплин;

- обеспечение единого подхода к обучению профессиональным дисциплинам.

Классификация связей в обучении представлена в таблице 4.2.

 

Таблица 4.2 - Классификация связей в обучении

По объективному признаку По субъективному признаку
По последовательности изучения По содержанию
- предшествующие; - сопутствующие; - перспективные. - по использованию знаний различных предметов; - по единству трактовок знаний и понятий; - по способу отбора учебного материала. - по комплексному использованию знаний и умений; - по методам и способам преподавания; - по единству форм и методов контроля.

 

При этом возможны различные способы реализации данных связей:

- показ примеров использования знаний одних дисциплин при изучении других;

- соблюдение единства в трактовках терминологии;

- единые подходы при составлении плана уроков, текста и опорного конспекта.

Это способствует формированию у обучаемых единого представления об объектах изучения и исключает путаницу в понимании материала. Таким образом, деятельность по анализу и формированию базовых знаний включает ряд последовательных этапов. Продуктом данной деятельности является разработанная на основе анализа система определения и выравнивания начальных требований до необходимого уровня:

- перечень базового материала;

- средства контроля;

- средства формирования базового материала.

Исходя из вида МТ-связи и особенностей ее реализации, выбираются способы контроля базовых знаний с учетом характеристик учебной группы, сложности и важности нового материала, резерва времени.

По форме вводный контроль может быть индивидуальным, фронтальным, групповым или комбинированным. К средствам реализации контроля относятся задачи, вопросы, карточки заданий, тесты и т.д.

Что касается способов формирования базового материала, то одним из основных способов является повторение ранее изученного, которое на занятии проводится систематически с целью предупреждения забывания. От того, насколько правильно организовано повторение, зависит прочность знаний и их глубина.

Повторение должно удовлетворять следующим требованиям:

1. Базовый (повторяемый) учебный материал должен воспроизводиться не всегда в том порядке, в котором он изучался.

2. Повторение должно вестись на новом техническом материале.

3. В процессе повторения обучаемые должны узнавать новые сведения, подробности и детали изучаемых объектов.

4. Положительно влияет использование вопросов творческого характера, поиск ответов на которые требует нестандартного подхода. Наряду с ними следует давать вопросы на повторение основных определений, законов, формул.

5. Следует широко использовать таблицы, графики, схемы, технологические карты [35].

Анализ межтемных связей и выбор базового материала по теме «Маркетинг в сфере образования» дисциплины «Менеджмент в образовательной сфере» представлены в таблице.4 приложения.

Способы контроля базовых знаний определены с учетом особенностей студентов и времени, которое можно затратить на контроль, а также способы формирования базовых знаний представлены в таблице.5, таблице.7 приложения соответственно.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.