Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 3. Понятие.






 

План

1. Понятие как форма мышления

2. Виды понятий.

3. Отношения между понятиями.

4. Операции с понятиями.

5. Определение понятий.

Понятие – это одна из основных форм мысли. Познакомившись с понятиями, их видами и объемом, мы можем дальше идти к более сложным формам мысли - суждениям и умозаключениям. Мы уже говорили о предметном значении и смысле. Понятие тесным образом связано со смыслом, оно передает обобщенные характеристики различных предметов. Если имя – это знак, обозначающий объект, то понятие является смыслом знака.

Как форма мысли, понятие возникает в результате операции обобщения и выделения предметов в рамках определенного класса предметов или рода. В свое время еще Аристотель писал о том, что объединяя единичные вещи в виды и роды мы можем образовывать понятия. Объединяя в единый род таких людей как Александр Македонский., царь Леонид, герой битвы при Фермопилах, Суворов, Кутузов…. можем получить понятие «великие полководцы». Из некого рода профессии – юристы путем выделения, мы можем получить понятия отдельных видов юридической деятельности, выполняемых представителями этой профессии – юрисконсульт, адвокат., нотариус, судья и пр.

Итак, понятие – это форма мысли, в которой на основе общей совокупности отличительных признаков, свойственных предмету или группе предметов, эти предметы обобщаются и выделяются в некоторый класс.

Языковыми формами выражения понятий являются слова и словосочетания.

Понятие в логике имеет две основные характеристики - содержание и объем.

Содержание понятия – - это признак или система признаков, на основе которых осуществлено обобщение и выделение предметов, мыслимых в данном понятии.

Например, признаком понятия «наказание» по УК РФ является «

мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда».

Признаком преступлениявиновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим кодексом под угрозой наказания»

Тот или иной существенный признак позволяет объединять предметы в некоторые множества. Например, множество мер государственного принуждения, входящих в состав понятия наказание перечислено в ст. 44 УК РФ, начиная со штрафа и заканчивая пожизненным лишением свободы и смертной казнью.

Из приведенного примера мы видим, что содержание понятия неразрывно связано с его объемом.

Объем понятия – множество (класс) объектов, обобщаемых и выделяемых в понятии. Каждый отдельный предмет множества называют элементом класса. В объем понятия «Столица Франции» входит один элемент, а в объем понятия «квадрат» входит множество геометрических фигур, обладающих свойством быть равносторонним четырехугольником, а объем понятия «круглый квадрат» ==0, пуст, так как в реальности нет таких геометрических фигур.

Объем в логике принято обозначать заглавными буквами латинского алфавита (А, В, С, Д…) и графически изображать с помощью кругов. (их называют круги Эйлера. Так объем некоторого понятия А можно изобразить так:

 
 


Итак, в структуру понятия входит содержание и объем. Между содержанием и объемом родственных понятий существует зависимость, называемая законом обратного отношения: чем больше объем понятия, тем меньше его содержание и наоборот. Например, понятия «поэтическое произведение» и «стихотворение» связаны именно так. Все элементы понятия «стихотворение» являются и элементами объема понятия «поэтическое произведение, но не всякий элемент понятия «поэтическое произведение» является элементом понятия «стихотворение» Содержание понятия стихотворение имеет большее число признаков, чем «поэтическое произведение» С помощью кругов Эйлера отношение между объемами этих понятий можно изобразить следующим образом:

 
 

 


Проанализируем более подробно понятия по их содержанию и дадим возможную их классификацию по этому признаку.

1. В зависимости от содержания понятия делятся на абстрактные и конкретные.

- абстрактное понятие обозначает тот или иной признак (цвет, халатность, ненависть, странность, жестокость).

- конкретное понятие обозначает некоторый предмет или класс предметов («великий русский писатель», «человек», «город на Волге»

2. По наличию в содержании понятия какого либо признака или его отсутствию понятия делятся на положительные и отрицательные.

- В положительном понятии выражается наличие у предмета какого либо признака. - Например, понятие «кража» имеетприсущий ейпризнак – «тайное хищение чужого имущества» по содержанию понятие кража – положительное, т.к. в нем указывается на присутствие признака Положительные признаки могут быть простыми и сложными. В случае сложных признаков используются союзы «и», «или», «если, то.» например, в понятии «афоризм», который определяется как обобщенная мысль, выраженная в данной, художественно заостренной форме, можно выделить четыре признака: 1) быть мыслью; 2) быть обобщенным; 3) быть выраженным в лаконичной форме; 4) быть выраженным в лаконичной заостренной форме. Рассмотренное нами ранее понятие «кража» также является сложным. Оно включает признак 1) хищение; 2) тайное хищение: 3) хищение чужого имущества. Итак. Положительным назовем признак, который присутствует у объекта, свойства или отношения.

-В отрицательном понятии указывается на отсутствие у предмета какого –либо признака. Например, понятия «незаконный», недееспособный», неосторожность, безответственность и пр. являются отрицательными. В словах или словосочетаниях содержащих эти признаки содержится частица «не» или «без». Итак, по содержанию в соответствии с присутствием или отсутствием признаков понятия делятся на положительные и отрицательные.

3. По содержанию понятия делятся на безотносительные и относительные

А) Безотносительные понятия обозначают предметы, признаки которых не содержат указания на какие- либо отношения с другими предметами Например, «слушатель», «государство» «место преступления». «белизна» и др..

Б) Понятия являются относительными, если в основном содержании его встречается хотя бы один признак отношение. Такими являются «родители», «дети», «начальник», «подчиненный» «учитель-ученик», «истец-«ответчик» и т.д., «правый берег», «Быть больше»

 

II. По числу элементов их объема понятия делятся:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.