Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






выделение наиболее сущностных моментов в формировании современных представлений о культуре

  Появление термина «культура» С латинского cultura — обработка, возделывание Первоначальная связь слова «культура» с возделыванием, обработкой земли (т.е. природы) Возникнув в эпоху земледелия, слово cultura зафиксировало меру участия человека в облагораживании природы.
  Оппозиция естественное (природное) — культурное (сотворенное человеком) 2-я пол. XVIII в. эпоха Просвещения, Жан Жак Руссо (1712-1778) французский просветитель («Новая Элоиза», «Эмиль» и «Общественный договор») Культура – это то, что отдаляет человека от естественной природы Функция культуры у Руссо — разрушающая. Культурные народы, по его мнению, " испорченные", морально " развращенные" по сравнению с " чистыми" первобытными народами.
  Культура – это духовная сторона общественной жизни, её ценностный аспект немецкие просветители: Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803)- историк культуры, критик, поэт, Иммануил Кант (1724-1804) родоначальник немецкой классической философии, Гегель(1770-1831)   Подчеркивали " созидательный", прогрессивный характер культуры. По их мнению, культура — это переход от более чувственного и животного состояния к общественному укладу. В животном состоянии, как они считали, культура отсутствует. С её появлением осуществляется трансформация человечества от стадного характера общего существования к общественному, от неконтролируемого к организационно-регулятивному   Гердер трактовал культуру как ступень совершенствования человека и прежде всего ступень развития наук и просвещения. Культура — это то, что сплачивает людей, выступает стимулом развития. Кант: Культура - система гуманистических ценностей, это способность человека разумно по собств.воле ставить себе свобод.цели. Человек должен стремиться к тому, чтобы его поведение было примером для др., в др.человеке видеть самоценность, а не средство достижения опред.целей, относиться к др., как он хотел бы, чтобы относились к нему. Кант связывал содержание культуры с совершенством разума, поэтому и социальный прогресс для него — развитие культуры как совершенствование разума. Гегель: культура – применительно к индивиду «образованность», интеллектуальное развитие человека.
  Разделение культуры на материальную и духовную   (марксизм) Немецкий экономист и философ Карл Маркс (1818 — 1883) Основываясь на материалистическом понимании истории, Маркс выдвинул в качестве глубинного основания культуры материальное производство, что привело к делению на материальную и духовную стороны культуры при доминировании первой. Таким образом он расширил содержательные границы культуры, включив в неё не только духовные, но и материальные образования. Заслуга Маркса в том, что он обосновал связь культуры со всеми сферами социальной жизни, показал культуру во всем социальном производстве, во всех социальных проявлениях. Кроме того, он увидел в культуре функциональную способность связывать историю человечества в единый целостный процесс.  
  Первое научное определение культуры путем перечисления разнопорядковых элементов, не связанных в систему: Английский этнограф Эдуард Бернетт Тайлор (1832—1917)(«Исследования в области древней истории человечества», «Первобытная культура», «Антропология: Введение к изучению человека и цивилизации»)   Основоположник эволюционистской школы, который представил широкое понимание культуры: культура – это сумма всех видов человеческой деятельности. Утверждал, что на культуру можно смотреть как на общее усовершенствование человеческого рода. Именно эта идея и попытка переноса идеи Ч.Дарвина на общественное развитие легли в основу эволюционизма.   Культура по Тайлору - это сложное целое, слагающееся из " знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества" (описательное определение культуры)
  Рассмотрение соотношения понятий культура и цивилизация Эдуард Бернетт Тайлор, Освальд Шпенглер (1880-1936) «Закат Европы», Альфред Вебер (1868-1958) – экономист и социолог, Николай Александрович Бердяев (1874-1948) - русский религиозный и политический философ («Философия свободы» и «Смысл творчества») В подходе Э. Б.Тайлора к определению культуры заложена еще одна веха в становлении понятия культура. Это исследование соотношения понятий культура и цивилизация (от лат. civilis — гражданский, государственный). Цивилизация иногда выступает как уровень, ступень развития культуры. Тайлор не делает различий между культурой и цивилизацией, для него культура и цивилизация в широком этнографическом смысле — тождественные понятия. Тайлоровское понимание характерно для английской антропологии. Однако в немецкой (Шпенглер, А. Вебер) и русской традициях (Бердяев) цивилизация и культура противопоставляются. Культура понимается как " органическое" состояние общества, которому свойственны духовность и свободное творчество. В области культуры лежат религия, искусство, нравственность. Цивилизация, использующая методы и орудия, не имеет духовной составляющей, рациональна, технологична. По О. Шпенглеру, это " мертвое время" культуры.  
  Аналогия между культурой и живым организмом все части которого, выполняя свои функции, находятся в единой динамичной системе   Огюст Конт (1798-1857) – франц.философ, родоначальник социологии, Герберт Спенсер (1820-1903) – британский философ и социолог Оперировали биоорганической метафорой и рассматривали общество по аналогии с организмом (иногда механизмом, “агрегатом”), тесная связь с эволюционистскими трактовками исторического развития. Спенсер, напр., рассматривал эволюцию об-ва как процесс прогрессирующей структурной дифференциации, сопровождающейся дифференциацией функций по мере “роста” обществ, организма.
  Выявление функций структурных элементов культуры в отношении между собой и по отношению к целому (функционализм Эмиль Дюркгейм (1858-1917) – французский социолог и философ, Альфред Радклифф-Браун (1881-1955) - британский этнограф и культурный антрополог, Брони́ слав Малино́ вский (1884-1942) - британский антрополог («Научная теория культуры») Различие между причинным объяснением и функциональным объяснением: функциональный анализ рассматривался как необходимый компонент социол. исследования и должен был отвечать на вопрос о роли, к-рую то или иное социальное явление играет в установлении “общей гармонии” (социальной солидарности). Радклифф-Браун и Малиновский развили понимание общества как саморегулирующейся системы, состоящей из тесно взаимосвязанных и взаимозависимых частей, выполняющих функции по поддержанию и сохранению целостности и жизнеспособности системы. Малиновский исходил из принципа “универсальной функциональности” и связывал возникновение и развитие социальных институтов с человеч. потребностями (физиол., эмоц., культурными).
  Относительность сравнения ценностных установок культур в силу их самобытности, целостности и жизнеспособности (культурный релятивизм) Мелвилл Херсковиц (1895- 1963)американский этнограф, антрополог, один из основателей африканистики и изучения афроамериканцев в США. Франц Боас (1858-1942)— американский антрополог, лингвист и естествоиспытатель, один из основателей современной антропологии («отец американской антропологии) Культурный релятивизм — направление в этнографии, отрицающее этноцентризм —системы оценок, признающей все культуры равными. Каждая культура является уникальной системой ценностей.  
  Включение личности (с ее сознанием и подсознанием, рациональными и иррациональными моментами) в культуру Зигмунд Фрейд (1856-1939) – австрийский психолог, психиатр, невролог «Недовольство культурой»   психологическая антропология, психоанализ   Фрейд видел в культуре систему запретов, которые она налагает на Ч., обуздывая некоторые его инстинкты (напр.агрессив). Но всякое ограничение, тем более запретное, воспринимается людьми болезненно и вызывает недовольство. И культура тоже – отсюда негативное отношение людей к культуре

 

<== предыдущаЯ лекциЯ | следующаЯ лекциЯ ==>
Сорок шесть. А, ты проснулась, -замечает Адам. | Алексей Чумаков

Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.