Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ниша для поворота






Однажды, работая на сборах, автор наблюдал, как гимнастка, ма­стер международного класса, учила со своим тренером двойное саль­то с пируэтом. Дело никак не двигалось. При прыжках с дорожки в яму с поролоном сальто кое-как получалось, но поворот всегда растя­гивался, и гимнастка приземлялась почти в группировке. Всякие же попытки примеряться к прыжку на дорожке каждый раз оставались нереальными.

Тренер был очень деятелен. Он придумывал ученице массу зада­ний и указаний, и был уверен, что гимнастка «не понимает» чего-то главного. Например, он втолковывал ей, что поворот она делает «не вовремя», что «идти на него» нужно только тогда, когда... И он опера­тивно сооружал горку матов, заставляя ученицу прыгать на нее спи­ной, и предлагал ей в горизонтальном положении имитировать вин-тообразующие действия руками и, по возможности, туловищем. Но... ничего не выходило. Да и не могло выйти.

Невооруженным глазом было видно, что гимнастка, измочален­ная сборами и нервным напряжением (ставка — участие в Олимпий­ских Играх!), попросту не может достаточно мощно прыгать. Про­стая проверка показала, что в тот момент она была способна лишь на заурядное двойное сальто в плотной группировке. Какой уж тут по­ворот, какие такие «тонкости техники»!

Здесь уместно вспомнить, что вращения «по сальто» и «по винту» находятся в определенной взаимосвязи, и связь эта многозначна. Одним из характерных моментов является то, что повороты выпол­няются, как известно, тем лучше и легче, чем больше массы тела пры­гуна «растянуты» по продольной оси тела (151). Идеально с этой точ­ки зрения совершенно прямое, активно вытянутое тело с руками, свободно сведенными в начале поворота над головой (157). Если в


 




АКРОБАТИКА ________________________________________

этой позе можно было бы делать все сальто, то проблемы с пируэтом свелись бы до минимума, его можно было бы выполнять в любой фазе сальто, свободно смещая, при прочих равных условиях, от нача­ла полета к его окончанию или наоборот (35, 187). Но, увы, тогда пришлось бы начисто отказаться от быстрых вращений в группиров­ке, от многократных сальто, а заодно и от ресурсов подстроечного управления круткой, которое обеспечивается, в частности, благодаря полугруппировке, допускающей изменение позы как в сторону ус­корения, так и замедления вращения. Акробаты-прыгуны во мно­гом, фактически, и вступили на этот путь: комбинированные сальто они делают выпрямившись, а группировкой пользуются только при супервращениях. Но то, что доступно акробатам, не совсем по силам гимнастам. И поэтому приходится часто прибегать к компромиссу, когда тело гимнаста в полете раскрывается лишь настолько, насколь­ко это нужно для выполнения поворота.

Вернемся к примеру с гимнасткой, учившей двойное с пируэтом. Ей не хватало не столько технических премудростей, сколько эле­ментарной физической мощности! Ей нужно было иметь такую вы­соту вылета и такой начальный импульс вращения по сальто, кото­рые дали бы ей достаточное время в полете и — главное — позволили бы часть безопорного движения (порядка 0, 3—0, 5с) вращаться в относительно прямой позе, пригодной для быстрого выполнения по­ворота. Нужно обеспечить хотя бы небольшую «нишу», в которую поворот мог бы «поместиться»! Впрочем, можно было бы и не вып­рямляться полностью, ведь поворот можно делать, как мы знаем, в полугруппировке, хотя время его исполнения при этом растягивает­ся, и сам такой поворот становится менее эффектным.

Но тут внимательны й читатель может поймать автора на обмолвке об учебных упражнениях, которые измученный тренер предлагал своей измученной ученице, и спросить: а разве время начала поворо­та, действительно, не важно? Здесь автор должен согласиться: важно, подчас очень важно, но мы уже рассказывали и будем еще говорить об этом в других главах (32, 33, 35, 187).

153. ОТ ПОЛПИРУЭТА К ПИРУЭТУ ИЛИ НАОБОРОТ?

Мы уже не раз упоминали о существовании структурных «профи­лей» движений — семейств упражнений, связанных родством струк­туры, техники, но различающихся сложностью.

Размеры семейств различны, и чем больше такие родственные «кланы», тем разнообразнее и сложнее отношения между их членами. 372


153. От полпируэта к пируэту или наоборот?

Одно из самых больших структурных сообществ — акробатичес­кие сальто назад, систематический перечень которых (с учетом тех­нических вариантов исполнения и комбинированных форм построе­ния) исчисляется многими десятками. И поскольку в таких одно­профильных движениях сильнее всего действуют закономерности переноса двигательного навыка, всегда актуальны вопросы о соотно­шении техники этих элементов, их взаимосвязях, о рациональной очередности разучивания упражнений.

Конечно, десятилетия активной творческой работы отечествен­ных гимнастов и акробатов, всегда остававшихся на вершине миро­вой иерархии спорта, казалось бы, полностью сформировали основы методики освоения этих движений, однако, и теперь не всё здесь аб­солютно ясно. И даже вопросы работы над некоторыми несложными (но очень важными) элементами акробатики доныне остаются дис­куссионными. Затронем некоторые из них.

На рис. 1? < 5показана схема-матрица, в которой ряд наиболее ха­рактерных сальто назад систематизирован по двум главенствующим


АКРОБАТИКА


153. От полпи рузта к пируэту или наоборот?


 


признакам: вращению вокруг фронтальной и продольной осей тела (нарастание углового пути «по сальто» дано по четвертям, увеличе­ния вращения «по пируэту» — по «половинкам»).

Анализируя это построение, можно удобно проследить пути, по которым спортсмен может продвигаться при последовательном ос­воении упражнений. Весь вопрос в том — насколько верны эти пути! Вот отдельные примеры.

1. Разучивая и совершенствуя базовый бланш («3»), прыгун может использовать, какучебное упражнение, модельный «отбив» сронда-та («1»), в том числе — и это очень важно — с сохранением вращатель­ной компоненты, с приходом на спину («2»), с полупереворотом на руки тренера («2-а») и т. д. Та же методика постепенного наращива­ния крутки применяется и при переходе к двойному сальто («4—6»). Однако, это общеизвестно. Пойдем дальше.

2. Очень интересный и принципиальный случай с освоением «пи­руэта» («9»). Некоторые специалисты, особенно по акробатике, убеждены, что идти в освоении «винтов» нужно строго последова­тельно, тщательно прорабатывая поворот по полпируэтам (то есть так: «7—9—11» и т. д.). Однако, известно, что механизм поворота вокруг продольной оси эффективно срабатывает только тогда, когда прыгун осваивает полный, завершенный цикл «винтообразующих» действий в поворотах на 360°, после чего весь этот цикл может быть повторен. А заучивание (до уровня прочного двигательного навыка) действий полпируэта («7») разрывает этот цикл действий пополам и может дать отрицательный перенос навыка, что и подтверждается, к сожалению, в гимнастической практике. В этом смысле гораздо гра­мотнее обучать гимнаста, освоившего базовый бланш («3»), сразу технически правильному пируэту («3—9»), и лишь после этого, если в том есть необходимость, вернуться к полпируэту («9—7»), техника которого полностью охватывается пируэтом.

Но чем же объяснить позицию акробатов, идущих в подготовке «по полувинтам»? Дело в том, думается, что учебный материал прыж­ковой акробатики на порядок меньше, чем в спортивной гимнасти­ке, и весь сосредоточен на освоении относительно узкого круга дей­ствий. В этих условиях спортсмен имеет возможность гораздо чаще обращаться к одним и тем же навыкам, добиваясь высокой их плас­тичности, управляемости, основа которой — осознанная вариатив­ность действий. Гимнасты же не могут, к сожалению, позволить себе такой роскоши и должны действовать более рационально.

3. Принцип возврата от сложного движения к относительно про­
стому вообще один из важнейших при освоении акробатических


прыжков. Так, совершенствуя поворот в пируэте, стремясь сделать его более «сухим», быстрым, необходимо пользоваться более услож­ненными заданиями. Простейший пример — перенос ускоренных действий поворота с двойного пируэта («14») на одинарный («9»), с тройного («17») на двойной («14»). Причем эти задания могут выпол­няться в условиях двигательного комфорта, прежде всего — на батуте с ямой, поскольку предмет работы не прыжок, а поворот.

4. Яркий образец необходимого обучения «возвратом» — слож­
нейшее сальто «полтора с полутора» («12»). Чтобы надежно управлять
действиями этого опасного прыжка, исполнитель всегда должен
иметь функциональный и технический резерв, поэтому крайне не­
разумно пытаться идти к этому движению «напрямик», от одинарно­
го сальто и простого пируэта. Вначале гимнаст должен безупречно
освоить, как минимум, двойной пируэт («14»), базовое двойное саль­
то («6»), двойное с компактным пируэтом («10»), и лишь после этого
посягать на «полтора с полутора».

Обучение и совершенствование движений посредством обраще­ния к более сложным аналогам вообще наиболее полно воплощается в прыжках с поворотами, «перемещающимися» из одной фазы полета в другую (35, 187). Так, известно, что пируэт можно сделать «ранним темпом» или более поздним. Мастера-акробаты дошли до того, что даже тройной пируэт «размещают» в двойном сальто по-разному: равномерно по всему полету или ближе к его началу или концу, дока­зывая тем самым, что могли бы освободить местечко и для четвертого винта... Подобное уплотнение действий в полете также может быть достигнуто благодаря тренировке на усложненных учебных упраж­нениях. Например, чтобы выполнить двойное сальто с двойным вин­том в первом (такой вариант может потребоваться из-за недостаточ­ного вращения «по сальто» и необходимости последующей группи­ровки), нужно научиться делать этот поворот в темпе тройного пиру­эта («17—15»), а чтобы делать одинарный пируэт в одинарном или двойном сальто более компактно, нужно владеть, по крайней мере, техникой двойного «винта» («14—9, 14—10»).

5. Наконец, важный компонент обучения сложным вращениям —
использование учебных заданий, в которых постепенно и последова­
тельно, параллельно друг другу, наращиваются оба основных пара­
метра вращения. Примерная методическая цепочка таких упражне­
ний показана па рис. 136. Это ряд усложняющихся заданий, начина­
ющихся с модельного «отбива» («1») и продолжающегося полным
пируэтом на спину («8»), полупереворотом с двумя винтами («13») и
завершающегося тройным пируэтом («17»). Эта цепочка — лишь


 




АКРОБАТИКА







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.