Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ивана Купала.






 

Иван Купала – праздник рождества святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (24 июня/7 июля), по старому стилю приходившийся на день летнего солнцестояния. К этому дню некогда приурочивался общеславянский праздник воды и солнца. Со временем он перекрылся христианским праздником рождества Иоанна Крестителя. Во времена язычества считалось, что в этот день происходит свадьба бога-солнца, центральный акт солнечной свадьбы – купание солнца в водах (отсюда и название – «купала»).

Начинался праздник в предыдущий день – 6 июля. Это день памяти святой мученицы Агриппины (в народе имеет название Аграфена Купальница). Эти два дня представляли собой единое целое – праздник Ивана Купала, центральным событием которого являлось купальское празднество, главными элементами которого были возжигание обрядовых костров, купание в реках и озёрах, ритуальный сбор различных трав и кореньев. Все это происходило в ночь со дня Аграфены Купальницы на Ивана Купала.

В древние времена одним из главных годовых праздников считали русалии – праздник «макушки лета», «огня и воды». Празднование продолжалось около 12 дней и включало в себя множество различных обрядов и обычаев для обеспечения достатка и благополучия.

Праздник начинался с очистительных обрядов – все домочадцы отправлялись в бани и там мылись и парились (чтобы восстановить силы и отогнать болезни). В это время мыли даже старых больных людей и натирали целебными травами. После мытья следовало угощение. В селении устраивали общие столы: «в складчину» готовили угощение (обычно постную кашу). После угощения начинались увеселения и игрища, которые продолжались до глубокой ночи. На берегах водоемов устраивали особые костры. Юноши и девушки, семейные пары украшали себя цветами и травами, плясали, водили хороводы, прыгали через костры, купались в водоемах и в росе. Иногда такими игрищами руководила особая девушка, её звали Купала. Этот праздник связан с культом растительности. Хороводы водили вокруг срубленной березки, обязательно на голову одевали венки и опоясывали себя цветочными гирляндами, живокость брали в руки, когда прыгали через костёр. Собирали целебные травы, коренья. Собирали букеты из специальных трав и сохраняли до следующего года.

В эту чудесную ночь, по древним преданиям, цветет папоротник. Иначе его называют Жар-цвет или Перунов-цвет (олицетворение молнии). Он цветет в самой глуши леса, где не слышно петухов. Бутон папоротника разрывается с треском и распускается золотым или красным, кровавым пламенем, подобным молнии. Как только зацветет Жар-цвет, его уносит нечистая сила. Поэтому, чтобы добыть его, нужно загодя найти куст папоротника, очертить вокруг него круг ножом, разостлать скатерть и, сидя в круге, не сводить с папоротника глаз. Как только загорится цветок, нужно тут же его сорвать, накрыться скатертью и спешить домой, не оглядываясь. Дома тем же ножом разрезать палец или ладонь руки и в рану сложить цветок. Кто обладает этим цветком, будет счастлив, ничего не будет бояться, отомкнёт любой замок, станет вещим человеком, будет понимать язык растений птиц и животных.

 

Проверь себя, ответив на вопросы: Почему праздник называется Ивана Купала? Какой праздник предшествует празднику Ивана Купала? Как оин связаны между собой? Как празднуют праздник Ивана Купала? Расскажите про Перунов-цвет.

 

29. Хлеб – всему голова.

 

Каждому из нас приходилось слышать о необходимости уважительного, бережного отношения к хлебу. Однако причину при этом называют обычно одну: в хлебе, мол, заключён нелёгкий человеческий труд. Между тем нелёгкий труд вложен во всякую хорошую вещь или продукт питания. Почему же именно хлеб — «всему голова»? Потому, что в прошлые времена было больше нечего есть? Но ведь мы уже видели — это не так.

Дело в том, что теперь просто мало кто помнит о глубоких мифологических корнях, которые имеют наши взгляды на хлеб.

Выше уже говорилось о том, как относились славяне-язычники к Земле, в частности к хлебному полю. Добавлю ещё, что в изобразительном искусстве древних культур засеянное поле изображается тем же знаком, что и женская беременность. Этот знак дожил до наших времён в традиционных узорах вышивки на одежде. Отсюда уже следует, что хлеб был для славян священным даром Богов. Запрещалось, между прочим, бить по столу кулаком: стол — это Божья ладонь!

Хлеб унаследовал все священные свойства, о которых только что говорилось, но многое и добавилось. Всем нам случалось видеть (и трогать руками) тесто, приготовленное для пирога. Если же не случалось — полюбопытствуем. Оно кажется совершенно живым — тёплое, нежное, дышащее. О поверьях, связанных с тестом и хлебом, учёными написано множество книг; сколько-нибудь полно пересказать их здесь невозможно. Вот хотя бы некоторые воззрения. Возвращаясь домой с похорон, наши предки старались первым долгом заглянуть в квашню с тестом, чтобы священная сила Жизни изгнала Смерть за порог. На квашню, покрытую подушкой, перед свадьбой усаживали невесту, чтобы новая семья жила весело, богато, дружно и многодетно. Вынимая хлебы из печи, примечали, в какую сторону наклонились макушечки ковриг: если вовнутрь печи — к прибытку в доме, наружу — к разорению и беде. На свадьбах перемешивали хлеб, испеченный в доме невесты, с хлебом, испеченным в доме жениха: быть двум семьям отныне «хлебами из одной печи»... О том, что это было не просто иносказанием, подробнее рассказывает глава «В едином хлебе». А почему молодых осыпали зерном, я думаю, теперь понятно и без подсказки.

А вот как в древней Англии определяли преступника: давали подозреваемому съесть сухую корочку хлеба. И если он внезапно давился, — значит, был виноват. Сегодня мы объяснили бы это волнением преступника, боящегося разоблачения, но в древности не сомневались, что святой хлеб сам указывает злодея.

Упомянув об Англии, вспомним два хорошо известных всем слова: «леди» (1аdy) и «лорд» (1огd). Оказывается, они имеют к хлебу самое непосредственное отношение. Вот что можно прочесть в толковых словарях английского языка: «леди» в первоначальном значении — это попросту «та, что замешивает тесто для хлеба»; «лорд» же — «хранитель хлебов». Когда в древней Англии разводилась супружеская пара, муж получал из домашнего имущества весь хлеб, выпеченный к моменту развода. А жена — всё тесто, ещё находившееся в квашне!

А что такое «коровай»? Да-да, это слово правильнее писать именно так, а не «каравай», как мы привыкли. Уже было рассказано, как язычники в необходимых случаях приносили в жертву животных, в частности коров и быков. Однако бывало и так, что требовалось умилостивить Богов, а жизнь не позволяла расстаться с коровой-кормилицей. Вот тогда и лепили из теста изображение коровы, а позже — хлеб, увенчанный рожками, «коровай». В первые века русского православия Христианская Церковь порицала «моленые», то есть выпеченные с языческими молитвами, короваи, которые приносили в жертву Роду и Рожаницам. Потом борьба эта утихла, смысл её давно позабылся, а короваи остались. Осталось и наше отношение к хлебу...

На пашне. С миниатюры Жития святого Сергия Радонежского.

 

 

2. Пахарь.

3. Жнец.

 

 

Борона – суковатка.

 

 

 

Обрядовое печенье «мосты», «козули», «кресты», «жаворонки», «богачи».

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.