Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава II. представляет собой содержательное знание, в то время как мировоззрение относится скорее к системе методов познания мира






представляет собой содержательное знание, в то время как мировоззрение относится скорее к системе методов познания мира. Мировоззрение определяет метод познания, а

картина мира — это уже результат познания.

Непосредственная картина мира включает как содержательное, концептуальное знание о действительности, так и совокупность ментальных стереотипов, определяющих понимание и интерпретацию тех или иных явлений действительности. Такую картину мира мы называем когнитивной, так как она представляет собой результат когниции (познания) действительности, выступает как результат деятельности когнитивного сознания и основывается на совокупности упорядоченных знаний — концептосфере.

Н. М. Лебедева пишет: «Наша собственная культура задает нам когнитивную матрицу для понимания мира, так называемую «картину мира» (Лебедева 1999, с. 21).

Под когнитивной картиной мира понимается ментальный образ действительности, сформированный когнитивным сознанием человека или народа в целом и являющийся результатом как прямого эмпирического отражения действительности органами чувств, так и сознательного рефлексивного отражения действительности в процессе мышления.

Таким образом, когнитивная картина мира — это совокупность концептосферы и стереотипов сознания, которые задаются культурой.

Когнитивная картина мира в сознании личности системна и влияет на восприятие личностью окружающего мира:

• предлагает классификацию элементов действительности;

• предлагает приемы анализа действительности (объясняет причины явлений и событий, прогнозирует развитие явлений и событий, предсказывает последствия событий);

• упорядочивает чувственный и рациональный опыт личности для его хранения в сознании, памяти. I ионные категории и постулаты когнитивной лингвистики 53

Опциональная когнитивная картина мира представляет общее, устойчивое, повторяющееся в картинах мира представителей народа. В связи с этим национальная картина мира, с одной стороны— некоторая абстракция, а с другой — когнитивно-психологическая реальность, обнаруживающаяся в мыслительной, познавательной деятельности народа, в его поведении — физическом и вербальном. Национальная картина мира обнаруживается в единообразии поведения народа в стереотипных ситуациях, представлениях народа о действительности, в мнениях, в суждениях о действи-

тельности, пословицах, поговорках и афоризмах.

Опосредованная картина мира — это результат фиксации концептосферы вторичными знаковыми системами, которые материализуют, овнешняют существующую в сознании непосредственную когнитивную картину мира. Таковы языковая и художественная картины мира.

М Н. Пименова под языковой картиной мира понимает совокупность знаний о мире, которые отражены в языке, а также способы получения и интерпретации новых знаний» (Пименова, 2004в, с. 5).

Мы в свете сказанного выше можем согласиться только с некоторой частью этого высказывания — представляется, что способы получения и интерпретации новых знаний

могут относиться к когнитивному сознанию, когнитивной картине мира.

II II. Красных противопоставляет картину мира и языковую картину мира: «" картина мира" и " языковая картина мира должны быть четко разведены» (Красных, 2003, с. 17).

И И, Красных справедливо обращает внимание на то, что различия в языковых картинах мира далеко не всегда свидетельствуют о кардинальных различиях на определенных участках картины мира» (с. 19), например, люди различают цвета, даже если у них в языке нет для некоторых из них наименования; категория неопределенности может не иметь грамматического выражения, например, в русском языке, но передается лексически; «с другой стороны, 54 языковая картина мира может оказывать весьма серьезное влияние на способ членения действительности и, следовательно, на картину мира. Например, многие, кто изучал языки со сложной системой времен, знают, как трудно подчас бывает овладеть не только и не столько формами времен, сколько «способом» членения временной оси. То же справедливо и по отношению к иностранцам, пытающимся овладеть видами русского глагола» (с. 21).

Языковая картина понимается как «мир в зеркале языка», а картина мира (образ мира) понимается как «отображение в психике человека предметной окружающей дейст- вительности» (Леонтьев, 1993, с. 18; Красных, 2003, с. 18).

Лингвистические когнитивные структуры «самым непосредственным образом участвуют в формировании языковой картины мира, в то время как " материалом" формирования (концептуальной) картины мира служат в первую очередь феноменологические когнитивные структуры.

Последние имеют (или могут иметь) вербальную " оболочку", то есть выступают в паре с лингвистическими когнитивными структурами» (Красных, 2003, с. 67).

Языковая картина мира — это совокупность зафиксированных в единицах языка представлений народа о действительности на определенном этапе развития народе, представление о действительности, отраженное в значениях языковых знаков — языковое членение мира, языковое упорядочение предметов и явлений, заложенная в системных значениях слов информация о мире.

Необходимо только помнить, что это — ограниченная и к тому же «наивная» картина мира, она не передает полностью ту картину мира, которая есть в национальном сознании, поскольку язык называет и категоризует далеко не все, что есть в сознании народа.

Кроме того, языковая картина мира в значительной степени представляет для исследователя-лингвиста лишь исторический интерес, поскольку она отражает состояние

восприятия действительности, сложившееся в прошлые периоды развития языка в обществе. По языковой картине … категории и постулаты когнитивной лингвистики 55 мира нельзя достоверно судить о современных представлениям этноса о мире, об актуальной концептосфере народа.

Мышление народа не опосредуется его языком, что можно считать в современной науке установленным фактом, однако оно выражается, фиксируется, номинируется, выражается языком, и изучение представлений о действительности, зафиксированных в языке определенного периода, позволяет косвенно судить о том, каково было мышление народа, реконструировать в какой-то степени в анионных чертах его когнитивную картину мира в этот период.

Однако подчеркнем еще раз со всей определенностью - языковая картина мира не равна когнитивной, неизмеримо шире, поскольку названо, озвучено далеко не все содержание концептосферы, далеко не все концепты имеют языковое выражение и становятся единицами коммуникации. Поэтому судить о когнитивной картине мира по языковой картине мира можно лишь в ограниченном масштабе, постоянно имея в виду, что в языке

имеется только то, что имело или имеет сейчас для народа значимость— об этом народ говорит. Коммуникативная значимость языковой единицы, по-видимому, связана с ценностью выражаемого ею смысла для культуры народа (Карасик, Слышкин, 2001,

Образ картины мира, опосредованной языковыми единицами, даст существенные сведения о когнитивной картине Мира, но эти сведения исследователю нужно извлекать специальными приемами. Важнейшая особенность опосредованной картины мира заключается в том, что она не влияет на человека непосредственно в акте поведенческо-мыслительной деятельности. На непосредственное мышление и поведение человека в той или иной ситуации влияет когнитивная картина мира.

Так называемое «членение мира», о котором часто говорится в связи с языковой картиной мира, осуществляется в сознании не языком, а когнитивными классифика(56) торами, принадлежащими когнитивной картине мира. Язык вовсе не членит действительность — он отражает, фиксирует когнитивное членение, осуществляемое когнитивным сознанием и фиксируемое концептосферой народа. Язык лишь сигнализирует о таком членении.

Таким образом, изучение языковой картины мира может оставаться в рамках описательной системной лингвистики, а в случае когнитивной интерпретации результатов может выступать как инструмент изучения первичной картины мира, концептосферы народа. Еще раз подчеркнем» эти два направления в описании языковой картины мира нельзя смешивать и тем более ставить знак равенства между ними — языковая картина мира лишь частично отражает концептосферу и лишь фрагментарно позволяет судить о концептосфере, хотя более удобного доступа к концептосфере, чем через язык, видимо, нет.

Таким образом, когнитивная картина мира и языковая картина мира связаны между собой как первичное и вторичное, как ментальное явление и его вербальное овнешнение как содержание сознания и средство доступа исследователя к этому содержанию.

Художественная картина мира — это тоже вторичная картина мира, подобная языковой. Она возникает в сознании читателя при восприятии им художественного произведения (или в сознании зрителя, слушателя — при восприятии других произведений искусства).

Картина мира в художественном тексте создается языковыми средствами, при этом она отражает индивидуальную картину мира в сознании писателя и воплощается:

— в отборе элементов содержания художественного произведения;

— в отборе языковых средств: использование определенных тематических групп языковых единиц, повышение или понижение частотности отдельных единиц и их групп,

индивидуально-авторские языковые средства и др.;

— в индивидуальном использовании образных средств (система тропов). 57

В художественной картине мира могут быть обнаружены концепты, присущие восприятию мира только данною автора, — индивидуальные концепты писателя.

Таким образом, язык выступает средством создания вторичной, художественной картины мира, которая отражает картину мира создателя художественного произведения.

И в художественной картине мира могут отразиться особенности национальной картины мира— например, национальные символы, национально-специфические концепты.

При этом следует всегда помнить, что художественная картина мира— вторичная, опосредованная картина мира, причем она опосредована дважды— языком и индивидуально авторской концептуальной картиной мира.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.