Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стадии общественного развития.






Обществознание.

1.Типы обществ: традиционное (аграрное или доиндустриальное), индустриальное и постиндустриальное (информационное).

Стадии общественного развития.

Признаки традиционное индустриальное постиндустриальное
ист.типы общества первобытное, рабовладельческое, феодальное капиталистическое коммунистическое капиталистическое  
возникновение 6тыс.лет назад 250 лет назад окончательно сложилось к 60-70гг.XXв. втор. пол.XXв.
Ключевая сфера Сельское хозяйство промышленность Сфера услуг
Характеристика экономики Натуральное хозяйство, натуральный обмен, ручной труд, внеэкономические формы принуждения, гл.фактор про-ва-земля Индустриализация, Гл. фактор про-ва- капитал Массовое товарное производство на основе разделения труда внеэкономические формы принуждения, Гл. фактор про-ва- информация индивидуализация про-ва, автоматизация и роботизация всех сфер про-ва и управления, ресурсосберегающие технологии
политическая сфера абсолютная монархия, теократия, деспотия, тирания. слабое гражданское общество ограничение власти (конституцион. или парлам.монархия или республика); развитие демокр. Ценностей; формируется правовое гос-во и гражд.общество. ограничение власти (конституцион. или парлам.монархия или республика); развитое гражданское общество, правовое гос-во, политический плюрализм (множественность)
Основы развития традиции НТП (научно- техн. прогресс), демократия Бурная НТР (науч.-техн. револ)
Ведущая роль Церкви, армии Промышленно-финансовые корпорации университеты
Социальная сфера Ведущие социальные группы Низкая социальная мобильность. Сословия (священники, феодалы, крестьяне, ремесленники, купцы). урбанизация высокая социальная мобильность классы (бизнесмены-предприниматели и наемные рабочие(пролетариат) отсутствие классовых различий, рост среднего класса, страты, вед. роль- научно- технических специалистов.
культура расцвет народной культуры, низкий уровень образования наука превращается в отдельную производительную силу рост образованности массовая культура дифференциация образования, ведущая роль науки и образования,
примеры стран племена Африки Эфиопия, Алжир, Саудовская Аравия- элементы трад.общ. СССР, Англия 19в. и т.п.   США, Япония, Германия, Франция, Англия, Испания и т.д. (страны большой 7-ки)

Существует два основных подхода к развитию общества:

1) формационный (К. Маркс, Ф. Энгельс) - общество в своём развитии проходит через определённые, сменяющие друг друга этапы – общественно-экономические формации – первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую.

Общественно-экономическая формация – это исторический тип общества, основанный на определённом способе производства. Способ производства включает в себя производительные силы и производственные отношения. К производительным силам относятся средства производства и люди с их знаниями и практическим опытом в сфере экономики. Средства производства, в свою очередь, включают в себя предметы труда (то, что обрабатывается в процессе труда – земля, сырьё, материалы) и средства труда (то, с помощью чего обрабатываются предметы труда – инструменты, оборудование, техника, производственные помещения). Производственные отношения – это отношения, которые возникают в процессе производства и зависят от формы собственности на средства производства. Существует закономерность: производительные силы развиваются быстрее, чем производственные отношения. Совершенствуются средства труда, знания и навыки человека, занятого в производстве. Со временем возникает противоречие: старые производственные отношения начинают сдерживать развитие новых производительных сил. Для того чтобы производительные силы имели возможность развиваться дальше, необходима замена старых производственных отношений новыми. Когда это происходит, меняется и общественно-экономическая формация. Ведущую роль в общественном развитии играют исторические закономерности, объективные законы, в рамках которых и действует человек. Общество неуклонно движется по пути прогресса, поскольку каждая последующая общественно-экономическая формация прогрессивнее предыдущей. Прогресс же связан с совершенствованием производительных сил и производственных отношений.

«-» не все страны вписываются в ту “стройную” схему, которую предложили сторонники этого подхода. Например, во многих странах не было рабовладельческой общественно-экономической формации. А что касается стран Востока, то их историческое развитие вообще было своеобразным (для решения этого противоречия К. Маркс придумал понятие “азиатский способ производства”).

«-» формационный подход под все сложные общественные процессы подводит экономическую основу, что не всегда корректно, а также отодвигает роль человеческого фактора в истории на второй план, отдавая приоритет объективным законам.

«+» всем. история как ед.процесс, можно выявить закономерности и дать периодизацию

2) цивилизационный (Арнольд Тойнби, Н.Я. Данилевский - т. локальных цивилизаций; А Освальд Шпенглер - культурологический подход к историческому процессу, считал, что цивилизация – это высший уровень, завершающий период развития культуры, предшествующий её смерти)

Существуют различные теории цивилизации.

1) Теории стадиального развития цивилизации (К. Ясперс, П. Сорокин, У. Ростоу, О. Тофлер и др.) рассматривают цивилизацию как единый процесс прогрессивного развития человечества, в котором выделяются определённые этапы (стадии). Этот процесс начался в глубокой древности, когда человечество перешло от первобытности к цивилизованности. Он продолжается и в наши дни. За это время произошли большие общественные изменения, которые затронули социально-экономические, политические отношения, культурную сферу.

Американский социолог, экономист, историк ХХ века У. Ростоу создал теорию стадий экономического роста. Таких стадий он выделял пять:

· Традиционное общество. Существуют аграрные общества с довольно примитивной техникой, преобладанием сельского хозяйства в экономике, сословно-классовой структурой и властью крупных земельных собственников.

· Переходящее общество. Растёт сельскохозяйственное производство, появляется новый вид деятельности – предпринимательство и соответствующий ему новый тип предприимчивых людей. Складываются централизованные государства, усиливается национальное самосознание. Таким образом, созревают предпосылки для перехода общества на новую ступень развития.

· Стадия “сдвига”. Происходят промышленные революции, за которыми следуют социально-экономические и политические преобразования.

· Стадия “зрелости”. Идёт научно-техническая революция, растёт значение городов и численность городского населения.

· Эра “высокого массового потребления”. Наблюдается значительный рост сферы услуг, производства товаров потребления и превращение их в основной сектор экономики.

2)Теории локальных (локальный с лат. – “местный”) цивилизаций (Н.Я. Данилевский, А. Тойнби) исходят из того, что существуют отдельные цивилизации, большие исторические общности, которые занимают определённую территорию и имеют свои особенности социально-экономического, политического и культурного развития. Локальные цивилизации могут совпадать с границами государства (китайская цивилизация), а могут включать в себя несколько государств (западноевропейская цивилизация). Локальные цивилизации представляют собой сложные системы, в которых взаимодействуют друг с другом разные компоненты: географическая среда, экономика, политическое устройство, законодательство, религия, философия, литература, искусство, быт людей и т.д. Каждый из этих компонентов несёт на себе печать своеобразия той или иной локальной цивилизации. Это своеобразие весьма устойчиво. Конечно, с течением времени цивилизации меняются, испытывают внешние воздействия, но остаётся некая основа, “ядро”, благодаря которому одна цивилизация всё равно отличается от другой.

Один из основоположников теории локальных цивилизаций Арнольд Тойнби считал, что история – нелинейный процесс. Он подразделял цивилизации на основные и локальные. Основные цивилизации (например, шумерская, вавилонская, эллинская, китайская, индусская, исламская, христианская и др.) оставили яркий след в истории человечества и косвенно повлияли на другие цивилизации. Локальные цивилизации замыкаются в национальных рамках, их около тридцати: американская, германская, русская и др. Движущими силами цивилизации Тойнби считал: вызов, брошенный цивилизации извне (невыгодное географическое положение, отставание от других цивилизаций, военная агрессия); ответ цивилизации в целом на этот вызов; деятельность великих людей, талантливых, “богоизбранных” личностей.Существует творческое меньшинство, которое ведёт за собой инертное большинство, чтобы дать ответ на вызовы, брошенные цивилизации. В то же время инертное большинство склонно “тушить”, поглощать энергию меньшинства. Это ведёт к прекращению развития, застою. Таким образом, каждая цивилизация проходит через определённые этапы: зарождение, рост, надлом и дезинтеграция, завершающаяся смертью и полным исчезновением цивилизации.

Обе теории – стадиальная и локальная – дают возможность по-разному увидеть историю. В стадиальной теории на первый план выходит общее – единые для всего человечества законы развития. В теории локальных цивилизаций – индивидуальное, разнообразие исторического процесса.

«+» цивилизационный подход представляет человека ведущим творцом истории,

«+»большое внимание уделяет духовным факторам развития общества, уникальности истории отдельных обществ, стран и народов. Прогресс относителен. Например, он может затрагивать экономику, и в то же время применять это понятие по отношению к духовной сфере можно очень ограниченно.

«-»нельзя выявить закономерности, история рассматривается как история отдельных народов и стран

2.Общество – динамическая система, т.к. состоит из взаимосвязанных частей (сферы, подсистемы) и изменения в 1 приводят к изменениям в другой.

Например: приход к власти большевиков (изменения в пол.сф.) приводит к изменения в экономике(переход к командной), социальной сфере(исчезают класс предпринимателей и т.п.) и духовной сфере(пролетарская культура)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.