Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 1. Понятие об иллюзиях. Иллюзии у здоровых людей






Оглавление

Введение.......................................................................................................... 3

Глава 1. Понятие об иллюзиях. Иллюзии у здоровых людей...................... 4

Глава 2. Иллюзии психически больных людей. Отличия иллюзии от галлюцинации 8

Заключение.................................................................................................... 12

Список литературы....................................................................................... 14


Введение

 

Данная работа посвящена иллюзиям. Изучение этого вопроса является особенно интересной и актуальной темой, поскольку иллюзии – это еще не достаточно хорошо изученная сфера психопатологии.

До сих пор не прояснены причины возникновения целого ряда иллюзий, не изучены иллюзии в контексте симптоматики психических заболеваний. Отдельная группа исследований связана с возникновением иллюзий у совершенно здоровых людей.

Главная цель данной работы – рассмотреть особенности иллюзий как явления у психологически больных и здоровых людей.

В связи с поставленной целью необходимо выполнить следующие задачи:

· Дать определение понятия иллюзии.

· Рассмотреть типологию иллюзий, которые могут возникать у здоровых в психическом отношении людей.

· Изучить особенности иллюзий, возникающих у психически больных людей.

· Сделать выводы по исследованию.

Структура работы подчинена цели и задачам исследования. Работа включает в себя введение, две главы, заключение, библиографический список.

Во введении дается общая характеристика исследования.

Первая глава посвящена общему определению иллюзии, здесь же рассматриваются иллюзии здоровых людей. Во второй главе изучаются особенности иллюзий, которым подвержены психически нездоровые люди.

В заключении представлены выводы по исследованию.

Теоретической основой для работы послужила научная и учебная литература, посвященная психопатологиям, нарушениям восприятия у здоровых и больных людей.

Глава 1. Понятие об иллюзиях. Иллюзии у здоровых людей

 

Иллюзии являются ошибочным, измененным восприятием предметов или явлений, которые реально существуют, кроме того, здесь уместно говорить об «извращении восприятия» (Ж.Эскироль), «заблуждении воображения» (Ф.Пинель), «мнимоощущении» (В. П. Сербский).

Иллюзии характерны не только для людей, страдающих психическими заболеваниями, но также и для совершенно здоровых.

Что касается здоровых людей, то они подвержены физическим, физиологическим иллюзиям, а также и иллюзиям невнимания. Физические иллюзии основаны на законах физики.

Например, то, как мы можем воспринимать преломление предмета на границе различных прозрачных сред (ложка в стакане воды кажется преломленной, по этому поводу еще Декарт говорил: «Мой глаз ее преломляет, а мой разум выпрямляет»). Такого рода иллюзии можно рассматривать и как миражи.

Относительно физиологических иллюзий можно сказать, что они связаны со спецификой функционирования анализаторов. Например, если человек будет на протяжении долгого периода времени смотреть на движущийся поезд, то ему начнет казаться, что поезд стоит на месте, тогда как сам человек двигается в противоположную сторону.

При внезапной остановке вращающейся качели у сидящих в ней людей несколько секунд сохраняется ощущение кругового вращения окружающего мира. Такая же причина лежит в основе иллюзии того, что если маленькую комнату оклеить светлыми обоями, то она будет казаться большей по объему. Если полный человек оденется в черное, то покажется более стройным, чем это есть на самом деле.

Данные иллюзии характеризуются как иллюзии восприятия. По большей части они относятся к области зрения. Поэтому особенно многочисленными являются зрительные иллюзии («обманы зрения»), возникающие в процессе того, как отражаются некоторые пространственные свойства предметов (это могут быть длина отрезков, величина предметов и углов, расстояния между предметами, форма) и движения.

Иллюзии восприятия ученые классифицируют, в частности, принято выделять:

- Иллюзии, которые связаны со строением глаза. В качестве примера можно привести те иллюзии, которые представляют собой результат эффекта иррадиации возбуждения в сетчатке и выражаются в том, что светлые предметы кажутся более большими по объему, если сравнивать с темными, тогда как по объему эти предметы совершенно одинаковые.

Ранее мы уже приводили пример с комнатой, оклеенной светлыми обоями, которая всегда кажется большей по объему.

Можно привести и такой пример:

переоценка длины вертикальных линий по сравнению с горизонтальными при их действительном равенстве. При условии равенства длин перпендикуляра и его горизонтального основания первый воспринимается как больший по длине.

В целом, здесь речь идет о восприятии любого заполненного отдельными объектами расстояния как большего по сравнению с незаполненным, причем, если расстояние заполнено поперечными линиями, то оно удлиняется еще более по сравнению с заполненным продольными линиями.

- Иллюзии, которые обусловлены контрастом. Здесь речь идет о зависимости воспринимаемой величины фигур от окружения, в котором они даны. Один и тот же кружок воспринимается как больший среди маленьких и меньший среди больших кружков (это так называемая иллюзия Эббингауза).

В качестве примера можно привести эффект перенесения свойств целой фигуры на ее отдельные части. Нами осуществляется восприятие видимой фигуры, каждой отдельной части ее не изолированно, а всегда в известном целом. В иллюзии Мюллера-Лайера прямые линии, которые завершаются различно направленными углами, воспринимаются как неодинаковые по длине. Возможными являются и обратные случаи зрительных иллюзий, когда большее различие двух соседних частей является источником создания иллюзорного эффекта различия фигур в целом (иллюзия Ястрова).

Здесь можно привести пример так называемой иллюзии Цельнера, когда параллельные линии воспринимаются как изогнутые, поскольку их пересекают другие линии. Также следует сказать о существовании иллюзии неколлинеарности, или излома прямой: отрезки прямой, которые пересекают два горизонтальных (или вертикальных) прямоугольника, нами воспринимаются как не принадлежащие одной прямой, а как отдельные отрезки, расположенные на разных уровнях (здесь мы говорим об иллюзии Поггендорфа).

 

В литературе также описаны иллюзии восприятия, основанные на переоценке величин острых углов. Хорошо известна иллюзия, к которой приводят параллельные линии, составляющие с другими линиями острые углы. Последние иллюзорно увеличиваются, соответственно, параллельные линии уже не кажется параллельными.

Что касается причин, которые могут вызывать иллюзии восприятия, то они являются многообразными, не в достаточной степени ясными. Здесь существует много теорий.

Согласно одной группе теорий, зрительные иллюзии – это результат действия периферических факторов (иррадиация, аккомодация, движения глаз и т.д.). Если и такие теории, которые объясняют возникновение иллюзий действием особых условий наблюдения (напр., одним глазом или при неподвижных осях глаз).

Очевидно, что некоторые иллюзии связаны со спецификой оптики глаза. Следует также сказать о большой значимости в возникновении зрительных иллюзий восприятия системного действия сложившихся в прошлом опыте временных связей.

Иллюзии контраста возможно объяснить наличием индукционных отношений возбуждения и торможения в коре головного мозга.

Иллюзии восприятия могут возникать не только в области зрения, но и в других сферах восприятия.

В качестве примера можно привести знаменитую иллюзию тяжести А. Шарпантье: если поднимать 2 одинаковых по весу и внешнему виду, но различных по объему предмета, то меньший по размеру воспринимается в качестве менее тяжелого (и наоборот).

Данная иллюзия основана на связи, которая образовалась в жизни между весом (объемом) и величиной предметов: чем большей являются величина, объем, тем большим является и вес. Если данное ожидание вступает в конфликт с действительностью, это становится причиной возникновения контрастной иллюзии.

Что касается области осязания, то здесь в пример можно привести иллюзию Аристотеля. Если мы скрестим указательный и средний пальцы и одновременно прикоснемся ими к шарику или горошине (покатаем их), то будем воспринимать не 1 шарик, а 2.

 

Возможной является ситуация возникновения иллюзий под влиянием непосредственно предшествующих восприятий. В частности, речь идет о контрастных иллюзиях, которые наблюдались при выработке «установки» по методу Д.Н. Узнадзе. После многократного восприятия сильно различающихся предметов (по весу, величине, объему и т.п.) равные в том же отношении предметы воспринимаются человеком как неравные: большим кажется предмет, находящийся на месте ранее воспринимаемого меньшего предмета, и т.д.

 

Контрастные иллюзии часто наблюдаются также в области температурных и вкусовых ощущений: после холодового раздражителя тепловой раздражитель кажется горячим; после ощущения кислого или соленого усиливается чувствительность к сладкому и т.п.

 

Иллюзии невнимания отмечаются в тех случаях, когда, если психически здоровый человек чрезмерно заинтересован сюжетом произведения, он может не заметить в тексте опечаток, ошибок, даже если они носят очевидный характер.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.