Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Взаимосвязь эстетики с другими науками.






Эстетика как наука.

Эстетика (греческое слово) – любое явление, имеющее отношение к чувству познания. Это наука о чувственном познании, постигающем и создающем прекрасное и выражающемся в образах искусства.

Бан Гардман вводит понятие о такой науке, как ЭСТЕТИКА.

Эстетика изучает красоту в искусстве, в действиях человека, в повседневной жизни. Экспрецидная эстетика – философская эстетика.

Экспрецидная эстетика – накладывается друг на друга. Воззрение о прекрасном, понятие о красоте.

Существует понятие о трех компонентах эстетического отношения:

· Эстетическое чувство

· Эстетическое восприятие

· Эстетическое переживание

Существуют категории эстетики:

1. Прекрасная эстетическая категория, идеализированная (прекрасное, является образом или воплощением бога в каких-либо вещах у людей (Платон; Ф.Огнинский)).

· Создается сверхъестественным.

2. Эстетически-нейтральное

· Источник её красоты – порядок души индивида (Гардман).

 

3. Прекрасное является соотношением с качеством жизни человека. С его практическими потребностями, с его идеалом и представлениями о красивой жизни.

4. “Искусство для народа; Искусство ради искусства”

5. Естественное свойство явлений природы.

 

6. Объективное явление, искусство фотографии.

 

Предмет и задачи эстетики.

Предметом эстетики является:

1. Все формы существования красоты в природе, обществе, искусстве;

2. Все формы чувственного восприятия, созерцания красоты человеком;

3. Все формы творчества по законам красоты.

В сфере художественного творчества идея единства этического и эстетического реализуется во взаимоотношениях искусства и морали.

Задачи эстетики:

· Изучение процесса эстетического познания действительности человеком;

· Выработка эстетических оценок различных явлений общественной жизни и поведения человека;

· Познание законов художественного освоения мира человеком, законов художественного творчества;

· Целостное освоение мира, всех форм существования красоты в природе, обществе, искусстве;

· Формирование эстетического сознания человека и общества в целом.

 

Взаимосвязь эстетики с другими науками.

 

Эстетика тесно связана с другими философскими дисциплинами (этикой, логикой, риторикой и т.д.) и такими науками, как этнология, экология, психология, педагогика, искусствознание, социология, культурология и др.

Науки, предметом исследования которых является человек, процессы познания и воздействия на его окружающий мир и искусство как результат человеческой деятельности, входят в пограничную область исследований с эстетикой.

Развитие активных контактов эстетики с психологией в основном связано с развитием самой психологии как науки, в которой практически с момента ее возникновения развивалась проблемы художественного восприятия и творчества во всех его видах и проявлениях.

Наибольший расцвет психология творчества и восприятия получает в работах З. Фрейда, К. Юнга, в России – Л. Выготского.

В результате содружества эстетики и психологии возникла ”экспериментальная эстетика”, связанная с изучением психических закономерностей эстетических явлений. Сегодня можно наблюдать отделение психологии творчества в самостоятельную научную область. Искусство является предметом изучения, как эстетики, так и искусствоведения. Однако предметная область эстетики значительно шире и включает кроме искусства природу, человека, мир конкретных вещей и т.д. Искусствоведение изучает конкретные произведения искусства, историю их создания, специфику, характерные черты и т.д. Эстетика же больше стремится к обобщению. Искусство для нее скорее как результат и высшая проявленность эстетического. В то же время, нельзя не выявить и глубокую связь, существующую между этими науками.

Искусствоведение наполняет эстетику конкретикой, а эстетика, в свою очередь, способствует более глубокому осмыслению процессов, происходящих в искусстве.

Значительным оказывается сотрудничество эстетики с историей. Х. Ортега-и-Гассет в эссе ”О точке зрения в искусстве” сравнивает искусство со съемками фильма, в котором ”реальность – не факт, не событие, не дата, а эволюция, воссозданная в их сплаве и слиянию”. Исторический подход в эстетике позволяет изучать исследуемые ею явления в динамике, последовательности и взаимосвязи. Изучение истории эстетических идей мы находим уже во времена античности. Классическим образцом такого анализа времен немецкой классической философии является знаменитое ”Введение к ”Лекциям по эстетике” Г. Гегеля”.

Однако специальные работы по истории эстетики появляются в середине 19 века. Первым сочинением в этой области была работа профессора Пражского университета Р. Циммермана ”История эстетики как философская наука”, вышедшая в Вене в 1858 году и состоявшая из трех книг. В 1960-е годы эстетика активно взаимодействовала с семиотикой. Именно тогда в ее предметном поле начинают развиваться проблемы языка искусства, специфики художественных знаков, а произведение искусства получает статус особого текста. Появляются труды представителей так называемой Тартуской школы семиотики, родоначальником которой стал Ю. М. Лотман, которые оказали значительное воздействие на современную эстетику. Большую роль здесь сыграл структурализм, представителями которого являются Р. Барт, К. Леви-Стросс, У.Эко и др.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.