Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные направления художественной культуры в 19 в.






Классицизм – художественный стиль в западноевропейском искусстве XVII - нач. XIX века и в русском XVIII - нач. XIX, обращавшийся к античному наследию как к идеалу для подражания. Он проявился в архитектуре, скульптуре, живописи, декоративно-прикладном искусстве. Художники-классицисты считали античность высшим достижением и сделали ее своим эталоном в искусстве, которому стремились подражать. Со временем переродился в академизм.

Романтизм – направление в европейском и русском искусстве 1820-1830-х гг., сменившее классицизм. Романтики выдвигали на первый план индивидуальность, противопоставляя идеальной красоте классицистов «несовершенную» действительность. Художников привлекали яркие, редкие, необычайные явления, а также образы фантастического характера. В искусстве романтизма большую роль играет острое индивидуальное восприятие и переживание. Романтизм освободил искусство от отвлеченных классицистических догм и повернул его к национальной истории и образам народного фольклора.

Сентиментализм - (от лат. sentiment - чувство) – направление западного искусства первой половины XIX., выражающее разочарование в “цивилизации”, основанной на идеалах “разума” (идеологии Просвещения). С. провозглашает чувство, уединенное размышление, простоту сельской жизни “маленького человека”. Идеологом С. считается Ж.Ж.Руссо.

Реализм – направление в искусстве, стремящееся с наибольшей правдой и достоверностью отобразить как внешнюю форму, так и сущность явлений и вещей. Как творческий метод соединяет в себе индивидуальные и типические черты при создании образа. Самое длительное по времени существования направление, развивающееся от первобытной эпохи до наших дней.

Символизм – направление в европейской художественной культуре конца XIX-начала XX вв. Возникший как реакция на господство в гуманитарной сфере норм буржуазного " здравомыслия" (в философии, эстетике - позитивизма, в искусстве - натурализма), символизм прежде всего оформился во французской литературе конца 1860-70-е гг., позднее получил распространение в Бельгии, Германии, Австрии, Норвегии, России. Эстетические принципы символизма во многом восходили к идеям романтизма, а также к некоторым доктринам идеалистической философии А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, отчасти Ф. Ницше, к творчеству и теоретизированию немецкого композитора Р. Вагнера. Живой реальности символизм противополагал мир видений и грёз. Универсальным инструментом постижения тайн бытия и индивидуального сознания считался символ, порождённый поэтическим прозрением и выражающий потусторонний, скрытый от обыденного сознания смысл явлений. Художник-творец рассматривался как посредник между реальным и сверхчувственным, везде находящий " знаки" мировой гармонии, пророчески угадывающий признаки будущего как в современных явлениях, так и в событиях прошлого.

Импрессионизм – (от фр. impression – впечатление) направление в искусстве последней трети XIX – начала XX в., возникшее во Франции. Название было введено художественным критиком Л. Леруа, пренебрежительно отозвавшемся о выставке художников 1874 года, где среди прочих была представлена картина К. Моне «Восход солнца. Впечатление». Импрессионизм утверждал красоту реального мира, акцентируя свежесть первого впечатления, изменчивость окружающего. Преимущественное внимание к решению чисто живописных задач уменьшало традиционное представление о рисунке как о главной составной части произведения искусства. Импрессионизм оказал мощное воздействие на искусство европейских стран и США, пробудил интерес к сюжетам из реальной жизни. (Э. Мане, Э. Дега, О. Ренуар, К. Моне, А. Сислей и др.)

Пуантилизм – течение в живописи (синоним – дивизионизм), развивавшееся в рамках неоимпрессионизма. Неоимпрессионизм возник во Франции в 1885 году и получил распространение также в Бельгии и Италии. Неоимпрессионисты пытались применить в искусстве новейшие достижения в области оптики, согласно которым выполненная раздельными точками основных цветов живопись в зрительном восприятии дает слияние цветов и всю гамму живописи. (Ж. Сера, П. Синьяк, К. Писсарро).

Постимпрессионизм – условное собирательное название основных направлений французской живописи к. XIX – 1-ой четв. XX в. Искусство постимпрессионизма возникло как реакция на импрессионизм, который фиксировал внимание на передаче мгновения, на ощущении живописности и утратил интерес к форме предметов. Среди постимпрессионистов – П. Сезанн, П. Гоген, В. Гог и др.

Модерн – cтиль в eвpoпeйcкoм и aмepикaнcкoм иcкyccтвe нa pyбeжe XIX-XX вeкoв. Мoдepн пepeocмыcливaл и cтилизoвaл чepты иcкyccтвa paзныx эпox, и выpaбoтaл coбcтвeнныe xyдoжecтвeнныe пpиeмы, ocнoвaнныe нa пpинципax acиммeтpии, opнaмeнтaльнocти и дeкopaтивнocти. Объeктoм cтилизaции мoдepнa также cтaнoвятcя и пpиpoдныe фopмы. Этим oбъяcняeтcя нe тoлькo интepec к pacтитeльным opнaмeнтaм в пpoизвeдeнияx мoдepнa, нo и caмa иx кoмпoзициoннaя и плacтичecкaя cтpyктypa - oбилиe кpивoлинeйныx oчepтaний, oплывaющиx, нepoвныx кoнтypoв, нaпoминaющиx pacтитeльныe фopмы.

Тecнo cвязaн c мoдepнoм - cимвoлизм, пocлyживший эcтeтикo-филocoфcкoй основой для мoдepнa, опиpaясь нa мoдepн кaк нa плacтичecкyю peaлизaцию cвoиx идeй. Модерн имел в разных странах разные названия, которые в сущности являются синонимами: Ар Нуво – во Франции, Сецессион – в Австрии, Югендстиль – в Германии, Либерти – в Италии.

Сезаннизм – направление в искусстве конца XIX – начала XX в., основанное на творческих уроках французского художника Поля Сезанна, который сводил все формы в изображении к простейшим геометрическим фигурам, а колорит – к контрастным построениям теплых и холодных тонов. Сезаннизм послужил одной из отправных точек для кубизма. В большой мере сезаннизм повлиял также на отечественную реалистическую школу живописи.

Примитивизм – намеренное упрощение изобразительных средств, подражание примитивным стадиям развития искусства. Этим термином обозначают т.н. наивное искусство художников, не получивших специального образования, однако вовлеченных в общий художественный процесс к. XIX – нач. XX века. Произведениям этих художников – Н. Пиросмани, А. Руссо, В. Селиванова и др. присуща своеобразная детскость в интерпретации натуры, сочетание обобщенной формы и мелкой буквальности в деталях. Примитивизм формы отнюдь не предопределяет примитивность содержания. Он часто служит источником для профессионалов, заимствовавшим из народного, по сути примитивного искусства формы, образы, методы. Из примитивизма черпали вдохновение Н. Гончарова, М. Ларионов, П. Пикассо, А. Матисс.

17. Модернизм в искусстве: основные черты и особенности.

Модернизм (от лат. modernus - современный) - собирательное обозначение целого ряда направлений в искусстве и, соответственно, имплицитных эстетик. Хотя появление модернизма являлось реакцией на исчерпанность реалистического искусства (как в демократической, так и в академической его форме), о его хронологических границах нет единого мнения. Некоторые полагают, что истоки модернизма следует искать уже в XIX в. (импрессионизм в живописи, символизм в литературе), некоторые относят их к началу XX в. Слова " модернизм" и " авангард" (авангардизм) иногда используют как синонимы, что неверно. Помимо явной хронологической неодновременности (авангард - атрибут именно XX в., появляется он не ранее конца XIX в., т.е. позже модернизма) они имеют принципиальные отличия. Основными являются:

1. Аксиологические - модернизм не порывает с традиционными культурными ценностями, так, художники-одиночки у Т. Манна развивают типажи романтических одиночек. Авангард не только осуществляет ценностный разрыв, но и открыто заявляет о нем.

2. Языковые (семантические) - модернизм не отказывается от традиционного языка искусства, но использует все его возможности " до предела". Авангард начинает коренным образом перестраивать язык, обычно двигаясь но пути его примитивизации, подчас " детскости", в то время как язык модернизма сложен и элитарен (при этом внешняя простота языка авангарда часто рассчитана на свою элиту).

К ним иногда добавляются критерии жанровый и прагматический (последний касается личности автора и его намерений при создании произведения). Первый состоит в том, что модернизм не порывает с традиционной системой жанров, а скорее трансформирует уже имеющиеся, используя их " на пределе возможностей", например, философский роман у того же Т. Манна во многом наследует лучшим образцам этого жанра в прошлом. Прагматический критерий предполагает, что художник-модернист мало заинтересован в реакции публики на произведения, иногда вообще равнодушен к ней. Часто ориентация идет на узкое сообщество, элиту, а сложность и непонятность даже приветствуются как средство отсеивания тех, кому это искусство не предназначено заведомо. Авангардист обязательно рассчитывает реакцию аудитории (чаще всего подразумевается эпатаж, скандализация, шок, но это не обязательно), она является не только частью замысла, но и частью самого произведения. Зритель и его реакция превращаются в часть текста произведения, а рамки последнего таким образом расширяются. Эстетика авангарда тяготеет к перформансу, что не свойственно модернизму. Тем не менее авангард также рассчитывает на элитарный круг ценителей. Просчитывается двойная реакция: для широкого круга непосвященных и для небольшой элиты, знакомой с языком и семиотическим кодом авангардного текста. "...Авангард был первым в истории художественным движением, которое всерьез восприняло платоновскую критику изобразительного искусства как отражения внешней реальности. Художники авангарда хотели отвернуться от этой действительности (...)"!. И модернизм, и авангард используют комическое, но в модернизме оно не доходит до явного эпатажа и деструктивности, разрушительности, оставаясь все же умеренной иронией. Так, Т. Манн, вслед за К. Зольгером, считал, что ирония как всеприятие и всеотрицание одновременно является наилучшей позицией для современного художника, живущего в условиях мировоззренческого, социального и культурного слома. Сам Манн возрождает иронию в сократовском ее понимании, заставляя своих читателей думать, делая это даже через вызывающе " простые" сюжеты некоторых рассказов и никогда не навязывая им точку зрения автора, не преподнося готовых мировоззренческих рецептов, " готовых к употреблению" ленивым умом читателя.

Периодом расцвета модернизма оказывается первая половина XX в., при этом он зачастую входит в конфликт с авангардом. Авангард более резко порывает и с традиционной эстетической теорией, и с художественной, и с культурной традицией. В чистом виде для модернизма " произведение является автономной формой, возникающей в результате игры между ее собственным внутренним законом и свободной волей художника". В ряде случаев уверенно отделить модернизм от авангарда оказывается невозможным. И модернизм, и типичный, классический авангард теряют свое значение в обществе второй половины XX в. С одной стороны, их вытесняет эстетика постмодерна, с другой - массовое искусство, которое, впрочем, постмодернизмом в немалой степени и поддерживается.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.