Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация и субъекты транспортно-экспедиционной деятельности






Транспортно-экспедиционные услуги решают следующие задачи:

1) Выделение ключевых характеристик по каждой из позиций, что необходимо для получения представления о направлениях и характере деятельности компании, управления производственными процессами, формированием предложения и сохранения конкурентного преимущества;

2) Упрощение формулирования потребности для клиента;

3) Установление требования к качеству услуг и формирование методов контроля.

И на практике, и в теории виды услуг для удобства ведения дел клиентов и расчетов с ними объединены в группы. Однако единой устоявшейся классификации транспортно-экспедиционных услуг не существует.

Классификация может быть проведена по различным основаниям:

1) Способ предоставления (собственными силами или с привлечением субподрядчиков);

2) Взаимосвязь с деятельностью организации (перевозочные / не перевозочные услуги);

3) Вид потребления (внешние/внутренние);

4) Тип рынка, на котором потребляется услуга (индустриальный/потребительский);

5) Содержательная часть услуги.[5, с.58]

В настоящее время актуальным является понятие не транспортно- экспедиционной услуги как таковой, а комплексного транспортного обслуживания, включающего комбинации услуг и их составляющих, направленных на удовлетворение какой-либо потребности клиента.[8, с.79]

Например, в транспортную компанию был получен заказ на доставку оборудования для выставки. Одновременно с предоставлением услуг по доставке заказчик запросил дополнительные услуги, связанные с таможенным оформлением, охраной оборудования выставки во время ее проведения, монтажа/демонтажа выставки, привлечение подсобных рабочих в процессе монтажа/демонтажа выставки и другие услуги, которые совершенно не относятся к перевозке. Данный пример служит подтверждением того, что функции транспортно-экспедиционного предприятия (ТЭП) в наше время существенно расширились.[22, с.145]

В связи с этим затруднена классификация услуг, основанная на материально-вещественной части, так как потребности, которые требуется удовлетворить, часто различны между собой, что приведёт при попытке классификации к множеству позиций, которые, однако, не смогут быть обобщены в достаточной степени. Например, в зависимости от пожеланий клиента, набор операций, составляющий в совокупности процесс, обозначаемый термином «доставка», может включать использование различных видов транспорта, погрузочно-разгрузочные работы, оформление документов и т.д. Конечно, материально-вещественная часть оказывает влияние на возможности организации в плане варьирования предложения. Так, к примеру, компания-судовладелец должна специализироваться на перевозках с использованием водного транспорта, но у неё имеются возможности для маневра в содержательной части. Следовательно, содержательная часть должна являться основой при классификации транспортно-экспедиторских услуг. В качестве признака классификации должен выступать характер деятельности. Такая классификация может выглядеть следующим образом (рисунок 1.1):


Примечание – [34, с.50].

Рисунок 1.1 - Классификация транспортно-экспедиционных услуг

· информационно-консалтинговые услуги - работы, связанные со сбором, обработкой и передачей информации между участниками транспортного процесса, например, уведомление получателя об отправке или прибытии груза в его адрес, ведение учета и анализа данных о транспортной деятельности клиента, оформление документации, информирование клиентов о местонахождении отправляемых ими или адресованных им грузов, выбор и обоснование наиболее выгодного для клиента способа доставки груза, информирование клиента о тарифах, услугах и условиях обслуживания различных транспортных предприятий, предоставление клиентам консультаций по различным вопросам, исследование рынка и его конъюнктуры, исследование требований потребителей, разработка рекомендаций для участников доставки по технологическим особенностям перемещения грузов, и многие другие виды работ.[34, с.56]

· технологические услуги - операции, осуществляемые с грузами и грузовыми единицами: погрузка и разгрузка, упаковка и маркировка, пакетирование и контейнеризация, временное хранение, сортировка, поддержание и контроль физико-химических свойств груза и т.д. Кроме того, к технологическим услугам можно отнести предоставление в аренду складских помещений, механизмов и подвижного состава и другие;

· перевозочные услуги могут быть классифицированы по дальности (городские и пригородные, междугородние, международные), участию предприятий других видов транспорта (прямые и смешанные), характерному размеру отправки (мелкопартионные, помашинные, партийонные, массовые) и по другим признакам;

· потребность в коммерческо-правовых услугах возникает у клиентов при организации доставки в любом сообщении, как по России, так и по зарубежной территории, в том числе транзитом. Выделение этого вида услуг обусловлено необходимостью знания и соблюдения законодательства, требований государственных и других органов к перемещаемым грузам в качестве одного из самых ответственных и прибыльных. К их числу относятся выполнение финансовых расчетов с грузоотправителями, грузополучателями или транспортными компаниями от имени клиента, посредничество между производителями и потребителями продукции; разрешение конфликтных ситуаций, оформление отношений с таможней, фитосанитарной и карантинной службами, страхование грузов, розыск недостающих или пропавших грузов. Клиент предпочитает оплатить все расходы по этим услугам, освобождая себя для другой, более продуктивной деятельности. В данном случае расходы клиента, если он выполняет эти услуги самостоятельно, возрастают в 1, 5-2 раза без учета дополнительных затрат времени. Экспедитор предоставляет клиенту данные услуги с обеспечением максимальной исполнительской дисциплины, коммерческой ответственности в минимальные сроки. Это удается за счет использования налаженных контактов со всеми соответствующими организациями и даже приобретения некоторых прав (например, для таможенного оформления документов приобретаются лицензии таможенного декларанта);

· к сервисным относятся следующие виды услуг: бронирование и предоставление номеров в гостиницах, оказание визовой поддержки при международных перевозках, организация питания и отдыха водителей и экспедиторов, организация охраняемой стоянки подвижного состава, оказание медицинской помощи, заправка в пути следования транспортных средств топливом и расходными материалами, организация при необходимости в пути работ по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава.[11, с.46]


Рассматривая рынок транспортно-экспедиционных услуг, необходимо выделить его основные субъекты. Классификация субъектов ТЭО представлена на рисунке 1.2.

Примечание – [11, с.65].

Рисунок 1.2 - Классификация субъектов системы транспортно-экспедиционного обслуживания

Все субъекты системы транспортно-экспедиционного обслуживания можно с некоторой степенью условности разделить на три основные группы:

1) государственные органы, являющиеся непосредственными, прямыми или косвенными субъектами системы транспортно-экспедиционного обслуживания.

Государство является владельцем множества объектов транспортной инфраструктуры, кроме того, оно формирует правовую базу транспортно-экспедиторской деятельности, осуществляет контроль за соблюдением правовых норм, через таможенные правила и режимы регулирует товарооборот с зарубежными странами.

Таким образом, государство фактически оказывает управляющее воздействие на другие группы субъектов ТЭО (поставщиков услуг и потребителей).[34, с.90]

2) потребители транспортных услуг - лица, заинтересованные в осуществлении перевозки. К ним относятся производители продукции и ее покупатели, посредники, причем к последним можно отнести любой субъект ТЭО из третьей группы;

3) организации, оказывающие услуги в процессе доставки груза.

Основными организациями, оказывающими услуги, являются следующие субъекты системы транспортно-экспедиционного обслуживания:

Перевозчики - организации, осуществляющие непосредственно перемещение груза, располагающие своим подвижным составом, необходимым для осуществления конкретных видов перевозок.

Перевозчики могут работать как напрямую с потребителем транспортных услуг, так и посредством экспедиторов.

Транспортно-экспедиционные компании - организации, оказывающие широкий спектр услуг, связанных с доставкой груза от отправителя до получателя.[40, с.24]

Транспортные и грузовые терминалы, склады- организации, располагающие мощностями для хранения, складирования, консолидации и распределения грузов. Задача терминальных комплексов заключается в обеспечении единства транспортного процесса, грузопереработки, временного складирования, согласованной передачи груза с одного вида транспорта на другой. Терминальные комплексы, в зависимости от сферы деятельности, направлены на оказание следующих основных услуг:

- согласование сроков прибытия и отправки грузов при перегрузке их с одного вида транспорта на другой;

- исполнение погрузочно-разгрузочных работ;

- временное складирование груза;

- организация длительного хранения;

- комплектация отправок;

- выполнение тарно-упаковочных операций;

- оформление транспортных документов;

- оказание информационных услуг.

Страховые компании - организации, предоставляющие услуги по страхованию грузов, транспортных средств и ответственности перевозчика и экспедитора, с целью создания для субъектов, участвующих в доставке груза, гарантии компенсации предполагаемых при перевозке убытков и упрощения получения такой компенсации.

Стивидорные компании - организации, предоставляющие услуги по осуществлению погрузочно-разгрузочных работ и располагающие комплексом необходимых для их осуществления средств.[13, с.18]

Консалтинговые компании - организации, предоставляющие следующие услуги:

- проведение маркетинговых исследований по конъюнктуре транспортных рынков;

- консультирование стороны (или сторон) предстоящей торговой сделки с целью разработки транспортных условий договора купли-продажи;

- определение оптимального маршрута перевозки груза, способов его доставки, видов транспорта, пунктов перегрузки груза;

- выбор перевозчиков:

- определение стоимости доставки груза и транспортной составляющей в контрактной цене товара;

- другое.

Ассоциации сюрвейеров - организации, предоставляющие услуги связанные с обследованием транспортных средств, транспортного оборудования и грузов с целью выявления их состояния (на момент осмотра), которое подтверждается сюрвейерным актом. Сюрвейерный акт служит одним из доказательств при разрешении споров в случае порчи, повреждения или утраты объекта.[27, с.45]

Лизинговые компании- организации, предоставляющие в аренду транспортные средства и транспортное оборудование компании-арендатору, которая постепенно (обычно в течение 5-7 лет) погашает задолженность по мере использования имущества. Государство, как правило, создает лизинговым компаниям льготные условия получения кредитов для покупки оборудования, которое затем сдается в аренду (лизинг). По окончании срока договора лизинга арендатор либо совершает покупку имущества по остаточной стоимости либо пролонгирует срок лизингового договора, либо возвращает имущество лизинговой компании.[28, с.132]

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.