Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Религиозная теория






Минск 2016


Теории происхождения Искусства

Как отдельного человека, независимо от того, достиг ли он зрелого или даже старческого возраста, занимают и волнуют воспоминания детства, так и человечество в целом постоянно обращается мысленно к своей колыбели. И это нетрудно объяснить.
Во взятых эпиграфом к книге словах Ф. Энгельса о «седой древности», образующей основу всего позднейшего более высокого развития, заключена одна из разгадок давнего и устойчивого интереса людей к глубокому прошлому. Какова та стартовая площадка, с которой начался «полет» человечества по восходящей траектории через века и тысячелетия? Кем мы были? Что представляли собою в первозданном виде, у истоков, важнейшие порождения человеческого общества — культура, наука, искусство?
Ответы были столь же различны, сколь и эпохи, их породившие. Рассмотреть развитие взглядов на происхождение искусства — задача заманчивая и интересная, ибо особенности общественного сознания, характер мышления того или иного исторического периода, как в зеркале, отражались в этих воззрениях. Но эту задачу придется оставить — в данной работе нас интересует не история эстетической мысли, а история искусства, вернее, даже один из ее моментов — возникновение. Поэтому предпочтительней будет показать типологические, важнейшие подходы к проблеме происхождения искусства, те определяющие, доминантные признаки, которые клались в основу решения вопроса. С этой целью приходится группировать исследователей в зависимости не от того, к IX или к XIX веку они относятся, а от того, считали они искусство, скажем, одним из творений бога или разновидностью игры. Чтобы снять возможный упрек в неисторизме, особо подчеркнем, что анализ теорий происхождения искусства для нас лишь вспомогательный прием, необходимый для того, чтобы читатель, сделав с разных сторон подходы к проблеме, убедился бы в естественной необходимости нового, марксистского подхода.

 

Религиозная теория

Достаточно долго просуществовала религиозная теория происхождения искусства; и это понятно, если вспомнить, что религия была господствующей формой идеологии на протяжении многих веков. Да и сейчас в ряде стран она сохраняет свои позиции. Применительно к искусству издавна употребляются выражения: «божественное вдохновение», «благосклонная муза», «неземное наслаждение» и т. п. В них отразились дань уважения к искусству, признание его выдающихся качеств, благотворности воздействия на людей. Но, кроме того, они в определенной мере свидетельствуют о том, что человек ощущал невозможность объяснить действительно весьма сложную, необычную природу искусства.

Античные греки считали искусство «божественным даром», а мифические существа, дочери Зевса — музы «заведовали» отдельными видами искусства: Каллиопа, старшая из них, покровительствовала песнопениям, Клио — истории, Евтерпа — лирической поэзии, Талия — комедии, Мельпомена — трагедии, Терпсихора — танцам и хоровому пению, Эрато — любовной поэзии, Полигимния— богослужебному пению.

По представлениям древних индусов, бог Брахма обучил великого мудреца Баранти-муни музыке и поэзии.

Церковь, крепко державшая в своих руках бразды правления духовной жизнью людей, усиленно поддерживала религиозную версию происхождения искусства. Средневековые схоласты разработали теорию, согласно которой красота объявлялась одним из имен божьих, а искусство — проявлением божественной благодати, ее высоких достоинств. Поэтому светским произведениям нередко отказывали даже в праве на существование, безжалостно их уничтожали.

Наивная беспомощность в объяснении природы художественного творчества и стремление опоэтизировать любимый предмет нередко дополнялись «реальными» аргументами вроде следующего. «Известно», что во сне люди «путешествуют», «общаются» с некими высшими существами, а те внушают спящему мысли и чувства, указывают поступки и действия. В свое время такие «контакты» с высшими силами, имевшие место во сне, люди представляли себе как реальность, как действительные события. Поэтому, когда, например, известный итальянский композитор Джузеппе Тартини рассказывал, что ему во сне явился дьявол и, взяв скрипку, сыграл великолепную мелодию с двойными триллерами, которую композитору осталось лишь записать, то религиозные люди охотно верили этому и еще больше укреплялись в мысли о божественности искусства.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.