Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Географическая теория






Преувеличение роли природного фактора в жизни людей способствовало формированию географической теории происхождения искусства. Ее корни — в желании осмыслить существование подчас весьма зримых различий в образе жизни, обрядах, одежде, обычаях, степени развития людей разных климатических зон. Причину этого видели в различиях географической среды. Руссо, как известно, даже образ правления считал зависящим от климата. Монтескье писал, что люди холодных стран малочувствительны, а по мере продвижения в жаркие пояса эта чувствительность возрастает. Из особенностей климата выводили разницу темпераментов, мужественность или склонность к трусости отдельных народов, их художественную одаренность или бесталанность и т. п. В духе этой логики, переходя к более общим рассуждениям, вполне можно было заключить, что все общественные образования в целом, начиная с одежды и кончая государственным устройством, представляют собой следствие воздействия географической среды; а раз так, то и такое частное общественное явление, как искусство, подчинено этой обшей зависимости.

Но географические условия не только в одних случаях способствовали, а в других препятствовали зарождению искусства. Они влияли и на характер художественных изображений и даже на звучание одних и тех же произведений. Ипполит Тэн писал, например, что духовный склад жителей Нидерландов обусловлен плодородными лугами- и тучными стадами на тучных нивах. Поэтому в живописи Рубенса нашла прямое воплощение раскормленная, переизобильная, истекающая соками нидерландская природа.

Безусловно, влияние географического фактора на жизнь людей велико. Оно тем больше, чем значительней зависимость народа от природы. Сказываются природные особенности и на искусстве. Так, различны изображения зверей на палеолитических наскальных рисунках Африки и Сибири; в жарких странах орнамент преимущественно наносится на тело человека, в холодных — на его одежду. М. И. Фабрикант приводит данные о том, что профилировка скатов крыши зависела от количества выпадающих в той или иной местности осадков, а это первоначальное формообразование легло в основу всей дальнейшей эволюции архитектурных форм. Но хотя климат Земли далеко не однороден, а географические отличия часто весьма существенны, памятники древнего искусства обнаружены повсеместно. Кроме того, в одних и тех же географических областях художественные произведения разных времен отличаются и по характеру, и по стилю, и многими другими чертами. Наконец, в сходных географических условиях искусство людей одной и той же эпохи также неоднородно. Все это, естественно, заставляет делать вывод о преимущественном влиянии на возникновение и развитие искусства не географической среды, не природы самой по себе, а характера взаимодействия между нею и людьми, то есть, иными словами, — о влиянии образа жизни людей, их хозяйственных, экономических отношений. А это, как известно, определяется далеко не в первую очередь природными особенностями.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.