Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды и формы взаимодействия следователя с оперативно-розыскными подразделениями и экспертными службами.






Формы взаимодействия следователя с оперативными и экспертно-криминалистическими подразделениями определяются обстоятельствами конкретного расследуемого дела При расследовании дел взаимодействие состоит, как правило, из трех этапев.

Первый этап начинается с выезда на место происшествия и продолжается до окончания розыска преступника по свежим следам Следователь производит осмотр места происшествия и процессуально оформляет его результаты Эксперту следует дчий поручает фотографирования, выявления, фиксации и изъятия следов на месте преступления, вещей, микрообъектов, применения поисковой и другой криминалистической техники, изготовление планов, схем оперативных ный работник устанавливает возможных свидетелей преступления и опрашивает их, выясняет возможные направления отхода преступника с места происшествия, его приметы, преследует его и затримумує.

На втором этапе следователь, оперативный работник и эксперт-кри-миналист совместно анализируют полученные на первом этапе данные о событии преступления и возможных его участников на основании полученной каждым из них х информации На основе такого обмена информацией разрабатываются и выдвигаются следственные версии, согласуются меры для их проверки, определяются конкретные исполнители и разрабатывается согласованный план раз следования дели.

Оперативные работники на этом этапе решают вопросы проверки раньше осужденных, проживающих вблизи места преступления, лиц, находящихся под административным надзором, изучают и анализируют раскрыто Рите и нераскрытые дела о преступлениях, совершенных аналогичным способом, ориентируют личный состав смежных ОВД о совершенном преступлении, похищенные вещи, получают информацию из оперативных источников и дают отвечает Ведущие задачи негласном аппарат.

Эксперт составляет со слов очевидцев субъективный портрет преступника, размножает его и передает в другие подразделения ОВД; проверяет криминалистическими учетами следы, которые были изъяты на месте происшествия Проводы ить экспертизы и информирует следователя об их результати.

Основная задача третьего этапа - получение доказательств, подтверждающих или опровергающих подозрение в совершении преступления, установлению всех участников преступления, обнаружения и изъятия похищенного имущества, обесп печенья возможной конфискации имущества лица, совершившего преступление, получения дополнительных доказательств, установления причин и условий, способствовавших совершению преступления.

К другой группе дел, в которой имеет место взаимодействие следователя с экспертом и оперативным работником относятся дела, которые возбуждаются в результате реализации оперативных материалов Оперативные работники прием имея информацию о преступлениях готовящихся или длящихся преступлений, принимают меры по установлению всех соучастников преступления, возможных свидетелей, места сокрытия имущества, добытого преступным путем осуществляют оперативное наблюдение и фиксируют преступную деятельность и контакты фигурантов, устанавливают другие обстоятельства, имеющие значение для расследования дела Получив от оперативных работников поп ередньо собранные материалы, следователь оценивает их с точки зрения достаточности, достоверности и обоснованности и принимает решение о возбуждении уголовного дела или предлагает оперативным работникам их ДОО работать и получить дополнительные данные В случае возбуждения дела, следователь обсуждает с оперативными работниками: когда, с которой следственного действия начать реализацию оперативных материалов - по задержанию, одноч асного обыска у подозреваемых по месту их работы или жительства, выемки документов, допросов свидетелей тощощо.

Специалист-криминалист помогает следователю провести правильный отбор документов, подлежащих изъятию при обыске или выемки, оказывает помощь в применении поисковой техники с целью выявления сх пряток, применяет фотографию, аудио и видеозапись и другую криминалистическую техник.

Быстрое и полное раскрытие многих преступлений и решение иных задач расследования, как показывает следственный опыт, обычно невозможно без четко согласованных и совместных действий следователей и оперативно-розыскных работников органов дознания. Весьма важно тактически и методически правильно налаженное их сотрудничество при раскрытии убийств, изнасилований, взяточничества, крупных хищений и краж государственного и иного чужого имущества, иных преступлений в сфере экономики и разбойных нападений. Особенно же такое сотрудничество необходимо при расследовании преступлений, совершенных организованными преступными группами.

Совместная деятельность следственных органов и оперативно-розыскных подразделений органов дознания при расследовании преступлений получила в криминалистике и следственной практике название «взаимодействие». Совокупность же приемов и способов такого взаимодействия составляет один из важных элементов тактического и методического арсенала расследования преступлений.

Несмотря на то что в понятийном аппарате уголовно-процессуального закона и Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее – закон об ОРД) отсутствует термин «взаимодействие», необходимость согласованных действий следователей и оперативно-розыскных органов МВД, Федеральной службы безопасности, налоговой полиции и др., именуемая в криминалистической теории и практике взаимодействием, вытекает из смысла и содержания этих законов (ст. 3, 109, 118, 119, 127, 196 и 197 УПК, ст. 7 закона об ОРД). Взаимодействие следователей с оперативно-розыскными органами в соответствии с уголовно-процессуальным законом и законом об ОРД в РФ осуществляется главным образом в процессе предварительного следствия. Однако оно возможно и до возбуждения уголовного дела, и после приостановления предварительного следствия.

Необходимость взаимодействия в процессе предварительного расследования возникает, как правило, тогда, когда после проведения необходимых следственных действий преступление остается нераскрытым или раскрыто не полностью, когда не выявлены или не разысканы все участники преступления, не установлены существенные обстоятельства дела, не проверены важные версии, имеются трудности в отыскании доказательств и проведении отдельных следственных действий.

На стадии возбуждения уголовного дела взаимодействие направлено на получение недостающих для возбуждения дела материалов и их проверку. После приостановления предварительного расследования взаимодействие связано с решением задач по розыску необнаруженного или скрывшегося от следствия преступника.

Оперативно-розыскные меры соответствующих служб милиции, безопасности и налоговой полиции в рамках взаимодействия и вне него, носят непроцессуальный, преимущественно поисково-справочный, наблюдательно-обследовательский и разведывательный характер, осуществляются специальными негласными и гласными методами и средствами* и имеют своей целью своевременное обнаружение преступлений и лиц, их совершивших, орудий преступления, похищенного имущества, выявление фактических данных, важных для следственной ориентации в сути происшедшего и его деталях, обстоятельствах, способствовавших совершению преступлений, а также розыск лиц, совершивших преступления и скрывающихся от органов следствия.

*Виды проводимых оперативно-розыскных мероприятий определены законом – см. ст. 6 закона об ОРД.

Порядок их производства регламентирован не уголовно-процессуальным законом, а разработанными на основе закона об ОРД ведомственными нормативными актами МВД, ФСБ, налоговой полиции и др. Содержание методов и средств этой специальной деятельности изучается и разрабатывается не криминалистикой, а теорией оперативно-розыскной деятельности. Проведение специальных оперативных мер относится к исключительной компетенции оперативно-розыскных органов. Следователи в силу своего процессуального положения не наделены правом их проведения и участия в них. В то же время их участие невозможно и из-за особой специфики этой деятельности, требующей соответствующей подготовки. Но это, естественно, не ограничивает право следователя самостоятельно осуществлять необходимые розыскные действия неспециального характера, направленные на поиск неизвестных и известных следователю лиц и предметов.

Вместе с тем УПК и закон об ОРД наделили следователя достаточно широкими правомочиями, позволяющим ему давать поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий указанным органам, требовать от оперативно-розыскных органов содействия в проведении и отдельных следственных действий. Такие поручения и требования (в письменном виде) являются обязательными для этих органов. Закон «О милиции» обязывает органы милиции исполнять соответствующие поручения и указания следователя (ст. 10). Тем самым следователи имеют возможность активно и широко использовать оперативно-розыскные возможности органов МВД, ФСБ, налоговой полиции и других органов дознания для раскрытия, расследования и предупреждения преступлений.

При этом следственная и оперативно-розыскная деятельность чаще всего протекают параллельно (последовательно или одновременно). В связи с этим именно надлежащее организованное взаимодействие обеспечивает согласованность усилий и единство действий следователя и оперативно-розыскных органов в деле раскрытия, расследования и предупреждения преступлений. Причем это взаимодействие, предполагая общее планово-организационное руководство следователя, в то же время не имеет в виду служебного соподчинения взаимодействующих органов и слияния процессуальной и оперативно-розыскной деятельности. В процессе взаимодействия следователь и оперативно-розыскной орган действуют в строгом и точном соответствии с общим планом совместных действий, с их служебной компетенцией, выполняют только свои функции.

Под взаимодействием следователей с оперативно-розыскными органами следует понимать основанную на законе и согласованную по всем принципиальным условиям деятельность указанных лиц и органов, направленную на раскрытие преступлений и решение всех остальных задач их расследования и предупреждения.

Взаимодействие может быть разовым, эпизодическим (связанным лишь с выполнением поручений следователя по отдельным эпизодам дела) и постоянным (осуществляемым на протяжении всего расследования по делу). Постоянный вид взаимодействия чаще всего возможен лишь в рамках расследования, осуществляемого следственно-оперативной группой.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.