Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Становление законодательной базы принципа приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечение приоритетной защиты их прав и интересов.






Изучая историю Древней Руси можно сделать заключение, что дети в те времена не были самостоятельными субъектами права, и рассматривались только как «дополнение» к родителям, находясь полностью под их властью. Жизнь ребенка принадлежала родителям, которые могли по своему желанию распоряжаться ею, например, продать ребенка, если семья испытывала тяжелое финансовое положение. Такие случаи были не редки, и пресекались законом только в случаях, когда ребенка продавала собственная мать. За какой-либо вред причинный ребенку, будь то физический или психологический, и вовсе никто не нес ответственности.

Историю о правовом положении ребенка можно начать с правления Ярослава Мудрого, который составил наиболее значимый правовой источник Древней Руси «Русскую Правду»[43]. «Русская Правда» содержала первые нормы о правовом положении ребенка, особенно много таких норм закреплялось в последней редакции. В ней не было ни одной статьи, которая запрещала бы родителям применять насилие в отношении ребенка, так же не предусматривалось никаких наказаний за преступление против ребенка. Подробно рассказывается о детях, как о наследниках, наделяя мать правом по своему усмотрению оставлять в наследство имущество любому из своих детей, как сыну, так и дочери. Хотя преимущество в наследственных правах имели сыновья. Вдова была обязана сохранять унаследованное ей имущество до совершеннолетия детей, для последующей его передачи[44].

Первый случай опекунства над ребенком зафиксирован в 879 году, и упомянут в летописи так: «Умерши Рюрикови, предаст княжение Олгови от рода ему суща, вдав ему сын своей на руця Игоря, бысть бо детеси вельми», что означает назначение Рюриком опекуна для своего сына[45].

Как уже ранееКрещение Руси изменило модель семейных отношений, и на смену языческим обычаям пришли обычаи церковные, регулируемые византийскими нормами - Номоканоном, который был расширен и дополнен постановлениями, получив название Кормчей книги. Изменилась и «Русская Правда», которая теперь делит детей на законных и незаконнорожденных, последние из которых не имели права на получение наследства[46].

Данный период можно охарактеризовать большой ролью церкви в жизни детей, которая заботилась о сиротах и нуждающихся, давая им обучение ремеслам и грамоте, что помогало им в дальнейшем устройстве. В целом, можно сказать, что отношение к детям, оставшимся без попечения родителей, на Руси было гуманным, а помощь им считалась благим делом.

«Домострой» устанавливал полную и безграничную власть отца, при абсолютном отсутствие прав у детей. Настоятельно рекомендовалось бить детей, в целях их воспитания: «И не жалей, младенца бия: если жезлом накажешь его, не умрет, но здоровее будет, ибо ты, казня его тело, душу его избавляешь от смерти»[47]. То есть, физическое насилие не только не наказывалось, но и поощрялось, как благо для нравственного воспитания ребенка.

Следующей важным нормативно-правовым актом является Соборное Уложение 1649 года, которое объединяет в себе церковное и светское право. В нем впервые устанавливается наказание за убийство ребенка отцом - это год тюрьмы и церковное покаяние. При обращении родителей к публичным властям, с просьбой наказать своего ребенка кнутом - его наказывали, не разбираясь в причинах, основываясь только на жалобе родителей. Рождение внебрачного ребенка было уголовно наказуемо для обоих родителей, даже в случае последующей регистрации брака. Это влекло большое число случаев, когда родители избавлялись от новорожденных, которые появлялись вне брака, что бы избежать наказания и общественного порицания[48].

Эпоха Петра I стала новым этапом для отношений между родителями и детьми, которые теперь регулировались светским правом. С этого времени родители были обязаны не только воспитывать своих детей, заботясь об их будущем, но и обеспечивать их по своим возможностям. Были внесены большие изменения в наследственное право и опекунство. Впервые государство защищает незаконнорожденных детей, создавая для них госпитали. Указ царя гласил: «Оставшихся без родительской власти подкидышей или рожденных, лиц мужского пола до 7 лет воспитывать, а потом посылать и школы определенные, а лиц женского пола обучать грамоте и другому мастерству». Опекуном можно было стать тремя способами: по законным правилам; по завещанию родителей; по назначению правительства[49].

В период правления Екатерины II произошло еще одно важное изменение в положении незаконнорожденных детей: крестьянский ребенок, оставшийся без попечения родителей, передавался на воспитание родственникам или односельчанам, а не воспитателю, которому он принадлежал как крепостной[50].

В 1785 году законодательно закрепляется разница между опекой и попечительством: опека до 14 лет; попечительство от 14 до 21 года. В это время создавалось много специализированных учреждений, целью которых была помощь детям-сиротам и нуждающимся. В том числе это были воспитательные дома в Москве и Петербурге, воспитанникам которых государство обещало дать образование. В тоже время распространяется практика передачи детей в приемную семью, но только со строгим соблюдением сословия. Усыновление или удочерение является скорее исключением, и в крестьянских семьях практически не встречается, за редкими случаями отсутствия прямых наследников. Правовое положение ребенка по-прежнему характеризуется бесправием, полным подчинением родительской власти, вне зависимости от пола ребенка и возраста[51].

Ситуация улучшается с принятием Свода законов Российской Империи в 1832 году. Так дети от 14 до 17 лет наделялись правом участвовать в установление опекунства, и даже просить о замене опекуна. В своде более подробно описывается процедура усыновления, предоставляя усыновителю возможность передачи своей фамилии, титула и герба[52].

Так же в этом вопросе является важным Закон от 12 марта 1891 года «О детях усыновленных и узаконенных», который разрешает не только узаконивать незаконнорожденных детей, но и усыновлять их[53].

Признание того, что дети являются равными по правам со взрослыми, и одновременно требуют особого внимания со стороны государства, находит отражение в «Декларации прав ребенка» от 25 сентября 1917 года[54]. На основе этой декларации К.Н. Вентцель написал документ для Учредительного собрания об «Отделение школы от государства и декларация ребенка», состоящий из 18 пунктов. Каждый пункт этого документа говорил о праве детей не подвергаться никакому насилию, в том числе и со стороны родителей, о праве на свободу, на условия необходимые для развития его потенциала и талантов, на образование[55]. Но в условиях Гражданской войны, сложном экономическом положении страны, этот документ оказался практически бесполезным.

Ранее приведенный…испа 16 сентября 1918 года на собрание ВЦИК принимается «Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве», который законодательно закрепляет то, что родители осуществляют свои родительские права исключительно в интересах ребенка, а в случае невыполнения этих условий, суд может лишить их этих прав. Усыновление по данному кодексу запрещалось, в целях избегания злоупотреблений со стороны усыновителей, и могла быть назначена только опека. Кодекс полностью уравнивает во всех правах законнорожденных детей, и детей, рожденных вне брака. На родителей возлагается обязанность по подготовке детей к общественно-полезной деятельности, их воспитание и содержание[56].

Итак, если разделить этот принцип на две части: приоритета семейного воспитания детей и заботы об их благосостоянии и развитии, то можно сказать, что первый является для России новым, а второй существовал еще со времен советской власти.

Доделать






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.