Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Разрешение внутрисемейных вопросов по взаимному согласию.






5. Приоритет семейного воспитания детей, забота об их благосостоянии и развитии, обеспечение приоритетной защиты их прав и интересов.

6. Обеспечение приоритетной защиты прав и интересов нетрудоспособных членов семьи.

1.2. История формирования принципов семейного права.

1.2.1. Изменение законности процедуры регистрации брака в истории России.

Традиция заключения брака при определенной процедуре его оформления связана с историей его развития, и издавна несет правовое начало. Традиция вступать в брак путем церковного венчания появилась когда император Лев Мудрый издал соответствующий закон [7]. Церковное венчание практиковалось в высших слоях общества, и не распространялся на крепостных крестьян, которые продолжали заключать браки по традиционным обрядам, но спустя два столетия требования для заключения брака действовали и на них.

До революции 1917 года браком считался союз заключенный по религиозным традициям той церкви, к которой принадлежали лица вступающие в брак. Никакого специального органа, ведущего записи актов гражданского состояния не существовало. Все нормы заключения брака и записи актов гражданского состояния, таких как рождение и смерть, полностью находились в ведении церкви. Священнослужители вносили запись о заключении брака в церковно-приходские книги, на основании совершения религиозного обряда бракосочетания [8].

В те времена не было единых условий для вступления в брак, так как в многонациональной России всегда исповедовалось множество религий, в которых имелись свои религиозные традиции, необходимые для заключения брака. Например религиозные нормы мусульман отличаются от христианских традиций, соответственно была и разная процедура заключения брака. Обязательным условием было наличие единой веры. Для заключения брака, где жених и невеста разного вероисповедания, было необходимо разрешение верховных лиц государства и позволение церкви.

В начале XVII века с указом Петра I появляются Метрические книги - реестры для записи актов гражданского состояния. Она составлялась на один год, и имела три части для записей: «о родившихся», «о бракосочетавшихся» и «о умерших», запись вели приходские священнослужители. В записи о браке указывались такие данные, как фамилия, имя и отчество брачующихся, дата регистрации, а так же вероисповедание, сословие и место жительства жениха и невесты [9].

18 декабря 1917 года СНК РСФСР и Декретом ВЦИК в России вводится гражданская форма брака. С этого времени единственная законная форма брака в России, для всех граждан, вне зависимости от их вероисповедания - это гражданский брак, зарегистрированный в государственных органах, при полной отмене законности религиозных браков. Все браки заключенные по религиозному обряду после принятия данного декрета не несли никаких правовых последствий, однако браки заключенные до его принятия имели законную силу и не нуждались в государственной регистрации [10].

Постановление ВЧК гласило: «пометки в паспортах о церковном венчании, присвоение на основании церковного венчания женщине фамилии лица, с которым она венчалась, отметка милицией таких лиц как состоящих в браке и выдача венчавшейся паспорта на фамилию гражданина, с которым она венчалась, является саботажем декрета о гражданском браке, присвоением чужой фамилии и звания мужа или жены, т.е. срывом декретов рабоче-крестьянского правительства, а для служащих милиции - преступлением по должности» [11].

В 1926 году новый Кодекс законов о браке, семье и опеке РСФСР признает законным не только зарегистрированный брак, но и наделяет правовой силой сожительство в не брака[12]. Принятие этого закона связано с тем, что возросло число таких браков, а отсутствие их правовой силы наносило вред интересам женщин, которые все еще часто были материально зависимы от мужчин. У данного закона было много противников, ведь фактически уравнивался законный брак и сожительство, что по мнению многих, могло привести к разрушению понятия о семье. Но фактические брачные отношения так и не были полностью приравнены к браку, и государственная регистрация брака сохранялась.

Такое положение сохранялось до Указа 8 июля 1944 года, в котором законным признавался только зарегистрированный брак, а сожительство больше не влекло никаких правовых последствий[13].

В 1969 году в Кодексе о браке и семье РСФСР так же содержится закон о юридической силе только зарегистрированного брака, и только такая форма брака влечет возникновение взаимных прав и обязанностей. Статья 17 данного кодекса гласит: «Права и обязанности супругов порождает лишь брак, заключенный в государственных органах записи актов гражданского состояния» [14].

В настоящее время в России законным признается только брак заключенный в органах ЗАГСа (п.2 ст.1 СК РФ) [15]. Этот принцип семейного права происходит от конституционного принципа защиты семьи государством, и существует в большинстве развитых стран. Значение регистрации брака в органах ЗАГСа состоит в том, что брачный союз получает защиту со стороны государства и признание со стороны общества. Не имеет правовой силы и не влечет наступление взаимных прав и обязанностей религиозный брак, так же как и фактические брачные отношения без их регистрации, в не зависимости от их длительности.

1.2.2. Развитие принципа добровольности брачного союза.

Принцип добровольности брачного союза существовал в России далеко не всегда, и из истории древней Руси известно о таких способах заключения брака как похищение невесты женихом, без ее согласия, или покупка невесты у ее родственников, при этом согласие невесты так же не было обязательным. Брачно-семейное право основывалось на языческих традициях и византийском законодательстве, на основе чего в последствие сформировалось христианское брачно-семейное право [16].

В древнерусском обществе брак являлся своего рода сделкой между родителями жениха и невесты, при этом не спрашивалось согласие молодых людей на вступление в брак. Важным условием для создания семьи и заключения христианского брака являлось достижение брачного возраста брачующимися: для юноши 15 лет, для девушки 13 лет. Так же не допускалось заключение брака между лицами имеющими родственную связь, священный сан, являющихся монахами, превысившими число возможных законных браков (три), не христианское вероисповедание одного из брачующихся, виновность в расторжении предыдущего брака, физическая неспособность вести семейную жизнь, несогласие родителей и отсутствие согласие жениха и невесты на вступление в брак [17].

Не смотря на данные требования для заключения христианского брака, даже после принятия христианства на Руси в 988 году, долгое время ситуация с добровольностью брачного союза не менялась, и согласие молодоженов не требовалось, особенно при заключении брака между малолетними женихом и невестой. По многочисленным упоминаниям в летописях можно судить что даже взрослые, по тем временам, дети из княжеских семей заключали брак не по своей воли, а по воли родителей. Если взрослый юноша сам находил себе невесту, согласие родителей всю равно было обязательным. При отсутствии родителей их полномочия по вопросам заключения брака брали на себя другие родственники. В исключительных случаях молодым людям разрешалось самим выбирать себе спутника жизни, например при большой любви родителей к своим детям [18].

В конце X начале XI вв. требования церкви привели к появлению в Церковном Уставе Ярослава Мудрого нескольких статей, говорящих о необходимости свободного волеизъявления лиц вступающих в брак: «Аще девка не восхочеть замуж, а отець и мати силою дадут, а что сътворить над собою, отець и мати митрополиту у вине, а истор има платити. Такожь и отрокъ» [19]. То есть родители несли ответственность только в том случае, если их ребенок, вступивший в брак не по своей воли, совершал самоубийство или попытку самоубийства.

Можно предположить, что в низших слоях общества в Древней Руси браки чаще заключались по взаимной симпатии, а не по желанию родителей. Этому способствовало долгое сохранение языческих традиций, свободное общение полов и отсутствие необходимости заключать выгодные браки.

После принятия христианства ситуация начала постепенно меняться, а церковь получила монополию на брачное право. Женщина в браке больше не рассматривается как имущество мужа, она приобретает относительную самостоятельность. Начал действовать Номоканон - византийский сборник церковных правил, содержащий нормы семейного права. Уже в конце XIII века согласие сторон на заключение брака фиксировалось родственниками или сватами в брачном сговоре [20].

До XVII века брачно-семейные отношения регулировались на основе Домостроя, никаких других фундаментальных документов для этого не было. Многое изменилось с наступлением эпохи Петра I, которая положила начало развития семейного права в России. Один из первых указов закреплял принцип добровольного вступления в брак, согласно которому родственники жениха и невесты были обязаны приносить присягу в том, что не принуждали молодых к браку. Брак заключался при личном присутствие жениха и невесты, исключением могли быть только лица императорской фамилии, которые заключали брак с иностранными принцессами. В обществе стали укрепляться европейские ценности уклада жизни: поменялось отношение к женщине, а власть мужа над женой уже не является почти безграничной, приобретая более мягкие, цивилизованные формы. Мужу теперь запрещено применять физические наказания для жены, а родителям запрещено насильно венчать своих детей [21].

Новый этап развития семейного права начался после революции 1917 года, с началом действия декрета о «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов гражданского состояния», согласно которому законным признавался только тот брак, который был заключен в государственных органах. [22] В это же время принимается декрет «О расторжении брака», который упрощает процедуру развода, передавая бракоразводные дела от церковных судов в компетенцию местных судов [23]. До революции разрешение на развод давал Синод (для православных) или Папа Римский (для католиков), а расторжение брака осуждалось церковью и порицалось обществом. Тот супруг, который церковным судом признавался виновным в разводе, в качестве наказания получал запрет на последующее заключение брака [24].

В 1918 году после того, как вступил в силу « Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве » процедура развода еще более упростилась. Например, при подаче заявления на развод одним из супругов, дело рассматривалось судьей единолично, и не считалось спорным. Разводящимся были больше не нужны какие-либо доказательства распада семьи, а в случае не явки обоих супругов дело могло быть рассмотрено заочно. [25] В 1926 году, после принятия нового Кодекса законов о браке, семье и опеке РСФСР, развод больше не входил в компетенцию суда, брак расторгался исключительно в органах ЗАГСа. При подаче заявления о разводе одним из супругов, оповещать второго супруга было не обязательным, ему сообщалось уже о факте расторжения брака [26]. Но в 1944 году процедура расторжения брака неожиданно была усложнена: брак мог быть расторгнут только в народном суде, и только в том случае, если суд признавал необходимость его расторжения, а новость о подаче заявления и возбуждении бракоразводного дела публиковалась в местной газете [27].

1.2.3. Эволюция принципа равенства супругов в семье.

Исторически сложилось так, что чаще всего ущемленной в правах оказывается именно женщина, поэтому семейное право в этом вопросе нельзя назвать нейтральным, так как законодатель имеет целью в большей степени защитить права женщин. Исторический опыт России в отношении правовой позиции женщин своеобразен и уникален, что сформировало в российском обществе свое своеобразное восприятие этого вопроса.

Как и в большинство древних обществ, древнерусское общество было патриархальным, в котором женщина занимала подчиненное положение, была ограничена в правах и рассматривалась как дополнение к мужчине. Не смотря на это известно о многих женщинах, сыгравших значимую роль в истории Древней Руси, например великая княгиня Ольга, дочери Ярослава Мудрого, внучки Владимира Мономаха и другие[28].

Девушка из княжеской семьи до замужества чаще всего не имела права самостоятельно выходить за пределы родительского дома, а после замужества могла покинуть дом только с разрешения своего мужа. Под полным контролем мужа была и вся ее социальная жизнь, например знакомство с людьми, разговоры с посторонними и содержание этих разговоров строго контролировалось. Даже у себя дома женщина не могла чувствовать себя свободно, ей не разрешалось есть и пить в тайне от мужа. Особенно тяжелым было положение невесток в крестьянских семьях, где их труд использовался очень широко. В обязанности главы семьи входило воспитание своих домочадцев, которое заключалось в периодических побоях жены и детей[29].

В XVI веке в Домострое устанавливаются правила, которые направлены на некоторое ограничение насилия со стороны мужа, так жену рекомендуется бить «не перед людьми, наедине поучить»[30]. Домострой так же давал совет не бить жену по любой провинности, а только при серьезной вине. Автор Домостроя рекомендовал «ни по виденью бить, ни под сердце кулаком, ни пинком, ни посохом не колотить, никаким железным или деревянным не бить», и даже объяснял почему: «с сердца или с кручины так бьет, много притчи от того бывают: слепота и глухота, и руку и ногу вывихнут и перст, и главоболие, и зубная болезнь, а у беременных жен и детем поврежение бывает в утробе»[31].

Но, так же, стоит упомянуть, что в домонгольский период женщины Древней Руси обладали и многими правами, невиданными по тем временам для женщин Европы. Древнерусская женщина могла иметь собственность, например вдова после смерти мужа становилась полноправной хозяйкой в доме, фактически выполняя роль главы семьи, а незамужняя девушка могла унаследовать имущество отца. В целом у женщин были широкие имущественные права, но их нельзя сравнить с имущественными правами мужчин, поскольку женщина находилась под властью мужчин. Почти наравне с мужчинами имущественными правами обладали только вдовы.[32]

В XIX-начале XX века неравенство в правах у мужчин и женщин сохранялось, и зависело от таких факторов, как: сословная принадлежность, вероисповедание, национальность, место проживания и других факторов. Женщины по-прежнему обладали большой имущественной правоспособность, а женщины из высших слоев общества могли быть вполне самостоятельными и экономически независимыми, получить образование. При заключении брака с человеком из высшего сословия жена получала право на все преимущества, сопряженные со статусом или чином своего мужа, повышала свой правовой статус, который сохранялся и в случае вдовства, и в случае развода[33].

Женщины все еще не могли реализовывать свои профессиональные навыки, у них отсутствовали какие-либо политические права, а их положение характеризовалось правовой незащищенностью. В XX веке все еще законодательно была закреплена власть мужа над женой, которая была обязана во всем подчиняться. Так же закон запрещал замужним женщинам поступать в учебные заведения, на государственную или общественную службу, получать вид на жительство, защищать свои права в гражданском суде, без разрешения на это мужа[34].

В 1914 году ситуация улучшилась с выходом закона «О некоторых изменениях и дополнениях действующих узаконений о личных и имущественных правах замужних женщин и об отношениях супругов между собой и к детям» который разрешал женщинам получать отдельный вид на жительство, давать векселя, а в случае отдельного проживания с мужем больше не требовалось его разрешение на поступление в учебное заведение или на общественную службу[35].

Революция 1917 года стала поворотным моментом, и в новом «Кодексе законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве» устанавливается полное равенство и самостоятельность супругов. Ст. 105 Кодекса говорила о том, что «Брак не создает общности супружеского имущества» [36].

Данная статья должна была подчеркнуть независимость замужней женщины, защитить ее имущественные права. Но оказалось что эта статья скорее ущемляет ее права, так как многие женщины не работали, занимаясь ведением домашнего хозяйства и воспитанием детей, и никакого имущества у них не было.

Супругам разрешалось по своему желанию оставлять свою добрачную фамилию, и свое гражданство, в случае если супруги являлись гражданами разных государств. В ст. 107 Кодекса говорит о том, что право на получение содержания имеет тот супруг, который в этом нуждается, а не только жена. Устанавливаются равные права отца и матери на своих детей, предусматривая совместное воспитание детей родителями, отменяя этим многовековой обычай полной власти отца[37].

Российские женщины получили все права и свободы сразу и в полном объеме, а инициаторами таких перемен были не сами женщины, а власть. Общество оказалось не готово к такой резкой перемене, в том числе и психологически, ведь большинство женщин воспитывались в патриархальной семье, и воспринимало власть мужчины как единственную возможную форму уклада семейных отношений. Принятие закона о равноправие мужчин и женщин, конечно же, не могло сразу поменять сформированные в обществе традиции. Проблема оказалась довольно сложной, и для ее решения Советская власть принимала определенные меры, в основном направленные на вовлечение женщин в общественную жизнь. Не зависимо от пола, все советские граждане должны были работать. Целью такой установки было больше не уравнение в правах и подчеркивании самостоятельности женщин, а стремление к поднятию экономики страны. Безусловно, Россия сделала большой рывок в вопросе равенства полов, значимый не только в масштабах нашей страны, но и в масштабах всего мира. Негативным последствие стала большая занятость женщин, которые больше не могли заниматься только домашним хозяйством и воспитанием детей.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.