Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Взаимо­действия.






Психология общения лекция

Структура и типология конфликтов

Конфликт как особая форма взаимодействия

Прежде чем сказать – посчитай до десяти,

Прежде чем обидеть – посчитай до ста,

Прежде чем ударить – посчитай до тысячи.

(Старинная народная мудрость)

 

В психологическом плане конфликт может быть рассмотрен как особая форма взаимодействия и определяется как наличие противоположных тенденций у субъектов взаимодействия, про­являющихся в их действиях.

Отметим важнейшие моменты данного определения.

1. Во-первых, под конфликтными подразумеваются те взаи­модействия и отношения, в которых лежат:

- несовместимые инте­ресы,

- потребности

- или ценности

и их одновременное удовлетво­рение, существование невозможно.

2. Во-вторых, можно выделить

- внутриличностный,

- межлич­ностный

- и межгрупповой конфликт,

в зависимости от того, в ка­ком пространстве возникли и развиваются объективные противо­речия.

3. В-третьих, конфликт сопровождается для его участников негативными эмоциональными состояниями, осложняющими и без того непростую ситуацию объективного противоречия.

 

Выделяют четыре основные характеристики конфликта:

I. структуру,

II. динамику,

III. функцию

IV. и типологию (Петровская Л.А., 1977).

I. Психологическая структура конфликта может быть описа­на с помощью двух важнейших понятий: конфликтной ситуации и инцидента.

1) Конфликтная ситуация - это объективная основа кон­фликта, фиксирующая возникновение реального противоречия в интересах и потребностях сторон.

По сути дела, это еще не сам конфликт, так как существующее объективное противоречие мо­жет определенное время не осознаваться участниками

взаимо­действия.

Конфликтная ситуация имеет весьма определенную структу­ру (схема 12).

Как видно из схемы, в объективной конфликтной ситуации присутствуют:

· объект конфликта - реальный или идеальный предмет, являющийся причиной спора,

· и стороны конфликта или его участники, в качестве которых могут выступать отдельные люди или группы людей.

Для сторон характерно наличие у них внешней и внутренней позиции в конфликте.

- Внешняя позиция ­эта та мотивировка участия в конфликте, которая открыто предъ­является сторонами своим оппонентам (так чаще всего называ­ются участники конфликтного взаимодействия).

- Она может сов­падать, а может и не совпадать с внутренней позицией, представ­ляющей собой набор тех истинных интересов, мотивов и ценностей, которые принуждают человека или группу включать­ся в конфликт.

Отметим, что внутренняя позиция зачастую скры­та не только от оппонентов и наблюдателей, но и от самого субъ­екта, так как является неосознаваемой.

Забегая вперед, хочу сказать, что осознание внутренней мотивации - это важный шаг к про­дуктивному разрешению конфликта.

В качестве примера такого несовпадения внутренней и внешней позиций можно привести

- типичный конфликт подростка и взросло­го, в котором за внешне агрессивной позицией ребенка, как правило, стоит потребность в признании, уважении, необходимость поддер­жания значимости своего «Я», неосознаваемая им самим.

Конфликт становится психологической реальностью для уча­стников с момента возникновения инцидента.

2) Инцидент - это ситуация взаимодействия, позволяющая осознать его участникам наличие объективного противоречия в их интересах и целях.

То есть инцидент - это осознание конфликтной ситуации.

Он мо­жет протекать в различных формах:

Ø скрытой

Ø и открытой.

Ø Скрытый инцидент разворачивается на уровне осозна­ния участниками конфликтности происходящего, но может никак не проявляться в их реальных отношениях и реакциях.

Ø Открытый инцидент разворачивается как серия кон­фликтных действий участников по отношению друг к другу.

II. Динамика конфликта, то есть закономерности его развития находится в полном соответствии с его структурой.

Можно выде­лить четыре основные стадии развития конфликта (схема 13, Основные стадии развития конфликта).

I-я стадия Возникновение конфликтной ситуации

2-я стадия Осознание конфликта

3-я стадия Конфликтные действия

4-я стадия Разрешение конфликта

Таким образом,

Ø конфликт возникает с появлением объектив­ного противоречия в целях и интересах участников,

Ø становится для них психологической реальностью после осознания противо­речия,

Ø проходит стадию конфликтных действий

Ø и приходит к оп­ределенному разрешению.

Естественно, что две промежуточные стадии не являются обязательными.

На стадии конфликтных действий происходит дальнейшее развитие всех структур конфликта.

Ø Объект конфликта, как прави­ло, расширяется за счет «втягивания» в конфликт близлежащих зон взаимоотношений (так, конфликт из деловой сферы перехо­дит в личностную, область несовпадений мнений кажется его участникам гораздо шире, чем вначале).

Ø Изменяются и стороны конфликта. В частности, они меняют свой статус по отношению к оппоненту (попытки давить по служебной линии, через юристов, суд, общественность) и привлекают на свою сторону сочувст­вующих, за счет чего межличностный конфликт очень часто пре­вращается в межгрупповой.

III. Конфликт может выполнять как деструктивную, так и конструктивную функции.

Конфликт деструктивен, если он:

1) уводит в сторону от решения более важных проблем и дел,

2) укрепляет низкую самооценку и вызывает стресс,

3) поляризует различия в ценностных ориентациях,

4) вызывает безответственное, заслуживающее сожаления поведение.

Конфликт конструктивен, если он:

1) раскрывает важную проблему,

2) вовлекает индивидов в решение проблемы,

3) дает выход скопившимся негативным эмоциям,

4) помогает индивидам совершенствоваться и использовать полученные знания и опыт.

IV. Изучая конфликт с самых различных точек зрения, исследо­ватели выделяют различные основания для классификации его типов (схема).

Схема. Классификация конфликтов






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.