Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы сбора социологической информации. Важной частью методического раздела программы является обоснование «непосредственных» методов сбора эмпирических данных






Важной частью методического раздела программы является обоснование «непосредственных» методов сбора эмпирических данных. Рассмотрим особенности содержания и применения основных из них.

Фактически любое научное знание начинается с наблюдения – непосредственного восприятия действительности.

Наблюдение в социологии – это метод сбора первичных данных посредством восприятия и регистрации событий, поведения людей и групп, касающихся изучаемого объекта и значимых с точки зре­ния цели исследования. Как правило, метод наблюдения в СИ при­меняется в сочетании с другими методами сбора информации.

Классификация метода наблюдения, приведена на рис.1.

 

                           
По степени фомализации       По положению наблюдателя       По условиям организации     По регулярности проведения  
  контролируемое неконтролируемое     невключенное включенное     полевое лабораторное       систематическое случайное    
                             

       
 
скрытое
 
открытое

 


Рис. 1. Основания для классификации наблюдения

Контролируемое наблюдение – это наблюдение, в котором эле­менты изучаемой ситуации заранее определены и именно они яв­ляются объектом внимания наблюдателя.

Неконтролируемое наблюдение – это наблюдение, в котором элементы, подлежащие изучению, заранее не определены и наблю­датель определяет и фиксирует их в ходе наблюдения.

Невключенным называется такое наблюдение, при котором ис­следователь находится вне изучаемого объекта.

При включенном наблюдении исследователь в той или иной степени включен в изучаемый объект и находится в непосредст­венном контакте с наблюдаемыми.

Если такое наблюдение проводится с согласия наблюдаемых, то оно носит название открытого; если участникам группы неиз­вестно, что за их поведением и поступками наблюдают, – это скрытое наблюдение.

Различие между полевым и лабораторным наблюдением заклю­чается в том, что в первом случае наблюдение проводится в реаль­ной жизненной ситуации, а во втором – в искусственно создан­ных и контролируемых условиях.

Систематическое наблюдение проводится с определенной пе­риодичностью, случайное – как следует из названия, проводится случайно.

Задачами наблюдения могут быть:

предварительная ориентировка на объекте и предмете наблю­дения;

доказательство выдвинутых гипотез;

уточнение результатов, полученных другими способами и т. д.

Наблюдение – это один из основных способов сбора данных, который либо наводит на гипотезы и служит трамплином для ис­пользования более представительных методов, либо применяется на заключительной стадии массовых исследований для уточнения и интерпретации основных выводов.

В практике СИ особое место занимает анализ документальных источников, в которых хранится разнообразная информация.

Документ – это любая информация, зафиксированная в печат­ном, рукописном виде, на магнитофонной или фотопленке. Клас­сификация документов приведена на рис. 2.

 

                         
По форме фик­сации материала       Авторство     По мотивации       По содержанию издания  
письменные (все виды печатной и рукописной продукции) иконографические (видео-, кино-, фотодокументы) официальные (правит-е, гос-ные, личного происх-ия) неофициальные спровоцированные (сочинения, отклики; объявления) неспровоцированные (личная переписка, дневники)   правовые статистические исторические др.  
                           

 

Рис. 2. Основания для классификации документов

 

Социолог в своей работе чаще всего имеет дело с письменны­ми документами, представленными либо в статистической форме (отчетные документы), либо в виде статей, очерков, заметок в СМИ. Эти и другие документы можно изучать двумя способами:

традиционным (неформализованным);

формализованным (контент-анализ, в пер. с англ. – анализ со­держания).

Традиционный анализ документов в отличие от простого озна­комления с ними или прочтения для приобретения нового зна­ния – это именно метод исследования, которое, как всякое науч­ное исследование, предполагает выдвижение рабочих гипотез, тщательное изучение анализируемого материала, логики текста, обоснованности и достоверности приводимых сведений. Этот ана­лиз стремится как бы до конца проникнуть вглубь документа, ис­черпать его содержание. Традиционный анализ есть анализ интен­сивный. Огромную роль здесь играют опыт исследователя, глубина его знаний по предмету и интуиция.

Как самостоятельный метод особое значение он приобретает при изучении уникальных документов: их число невелико, поэтому нет необходимости в количественной обработке информации. В связи с этим суть традиционного анализа – углубленное логическое исследование содержания документов. Этот вид анализа зачастую служит предпосылкой последующего формализованного изучения документов.

Потребность в социологическом изучении и обобщении боль­шого объема информации, ориентация на использование совре­менной вычислительной техники при обработке содержания текс­тов привели к становлению метода качественно-количественного изучения документов, контент-анализа.

Применение контент-анализа целесообразно:

когда требуется высокая степень точности или объективности анализа;

при наличии обширного по объему и несистематизированного материала, когда использование традиционного метода затруднено;

при работе с ответами на открытые вопросы анкет или ин­тервью;

когда большое значение для исследуемой проблемы имеет язык изучаемой информации, его специфические характеристики. Основные направления применения контент-анализа:

выявление и оценка характеристик текста как индикаторов определенных сторон изучаемого объекта;

выявление причин, породивших сообщение;

оценка эффекта воздействия сообщения.

В качестве смысловой единицы выступает социальная идея, со­циально-значимая тема, отображенная в операциональных поня­тиях. В тексте она выражается словом, сочетанием слов, описани­ем. Цель анализа – отыскать индикаторы, указывающие на нали­чие в документе темы, значимой для изыскателя, и раскрывающие содержание текстовой информации.

Читая статью, кодировщик раскладывает ее содержание по признакам, представленным в бланке, определяет градации и их коды. Бланки коди­ровки обрабатываются на ЭВМ, что облегчает работу социолога и расши­ряет возможности для анализа информации.

Социологический опрос – еще один метод СИ – это письмен­ное или устное, непосредственное или опосредованное обращение к респонденту с вопросами, ответы на которые раскрывают изуча­емую проблему. Исследователь прибегает к методу опроса в тех случаях, когда источником необходимой информации могут быть непосредственные участники изучаемых явлений и процессов. С помощью опросов получают сведения как о событиях и фактах, так и о мнениях, оценках опрашиваемых.

При изучении потребностей, интересов, мнений, ценностных ориентации людей опрос может быть единственным источником информации.

Иногда информация, полученная этим методом, дополняется другими источниками (например, если изучается состояние трудо­вой дисциплины, то можно использовать не только социологиче­ский опрос, но и документы, наблюдение).

Информация, высказанная респондентом, зачастую ярче и бо­гаче, чем та, которую можно получить другими методами.

Виды социологического опроса: письменный (анкетный опрос); устный (интервью); заочный (почтовые, телефонные, с помощью прессы); очный; экспертный; массовый. Очень эффективным при изучении малых групп является метод социометрии.

Анкетный опрос – один из основных видов социологического опроса, сущность которого заключается в том, что опрашиваемые, являющиеся носителями информации, отвечают в письменной форме на вопросы, предъявляемые им в виде опросных листов.

Взаимодействие между исследователем и респондентом осу­ществляется посредством анкеты. Особенностью анкетного опроса является то, что исследователь не может лично влиять на ход опро­са. Опрос проводят, как правило, анкетеры, т.е. подготовленные специалисты, прошедшие инструктаж у разработчиков проекта.

Недостатком заочного опроса является то, что он не гарантиру­ет полного возврата всех анкет.

Центральная проблема анкетного опроса – формулирование вопросов, на которые будут отвечать респонденты. Основным кри­терием для выбора тем вопросов, их содержания и структуры явля­ются результаты операционального определения основных поня­тий исследования и их операционализация.

Вопросы анкеты классифицируются в зависимости от:

содержания: вопросы о фактах; вопросы о знаниях, информи­рованности; вопросы о поведении; вопросы об установках;

формализованности вариантов ответов: открытые (без заранее сформулированных ответов); полузакрытые (наряду с вариантами ответов оставляется место для свободных ответов); закрытые (с заранее сформулированными вариантами ответов).

выполняемых функций: содержательно-функциональные, служа­щие непосредственно для сбора информации по теме опроса; вопро­сы-фильтры, позволяющие «отсеять» от следующего функциональ­ного вопроса тех респондентов, которым этот вопрос не предназна­чается; контрольные, предназначенные для контроля искренности респондента; функционально-психологические, служащие для уста­новления социально-психологического контакта с респондентом.

Для правильного построения вопросов важно соблюдать следу­ющие основные требования: вопрос должен строго соответствовать тому индикатору или операционному понятию, которое он описы­вает и измеряет; однозначно трактоваться респондентом; соответ­ствовать культурному и образовательному уровню респондента; быть сформулирован нейтрально; не должен заключать в себе не­сколько вопросов; должен подчиняться требованиям «случайной величины», т.е. варианты ответа на него должны быть равнознач­ными и составлять полную группу событий; сформулирован лекси­чески и грамматически корректно; текст вопроса не должен пре­вышать 10-12 слов.

Интервью – это беседа, проводимая по заранее намеченной те­ме, которая раскрыта в специально подготовленном опроснике.

Идеальное интервью напоминает оживленную и непринужден­ную беседу двух равно заинтересованных в ней людей. Однако это не совсем так. Интервьюер выступает в роли исследователя, кото­рый не только задает вопросы, но и направляет разговор, делая это незаметно.

Главное отличие между анкетным опросом и интервью – фор­ма контакта исследователя и опрашиваемого: при анкетировании оно осуществляется при помощи анкеты, а при интервью – путем беседы интервьюера и респондента. В этом преимущество ин­тервью: если опрашиваемый затрудняется с ответом, то ин­тервьюер может прийти ему на помощь.

Различают интервью по месту проведения (на рабочем месте; в непринужденной обстановке), по процедуре проведения (индиви­дуальные; групповые; одноактные; многократные).

Метод социометрии используется при изучении малых групп и позволяет оценить взаимоотношения в коллективе, а на этой осно­ве определить его неформальную структуру, неофициальные мик­рогруппы и взаимосвязь между ними. Это метод структурного ана­лиза коллектива.

Его суть – сбор информации о структуре межличностных от­ношений в малой группе путем изучения выбора, сделанных чле­нами малой группы по тому или иному критерию. После обработ­ки и отображения индивидуального выбора проявляются неформа­льная структура коллектива и картина взаимоотношений между его членами.

Критерии социометрических выборов формулируются в виде вопросов о желании члена коллектива участвовать с кем-то в опре­деленном виде деятельности: совместно выполнять ответственное задание (надежность); ликвидировать неисправность в техничес­ком устройстве (профессионализм); провести вместе выходной (дружеская предрасположенность) и т. д. Выбираемые критерии должны:

быть значимыми для коллектива (заинтриговать всех респон­дентов):

предоставлять возможность выбора сослуживцев в конкретной ситуации.

Порядок проведения социометрического опроса:

четко обозначают границы групп:

каждому опрашиваемому выдают список групп, в котором от­дельному ее члену присвоен определенный номер и предлагают сде­лать выбор из предложенного списка по определенному критерию;

респонденты установленными значками отмечают против фа­милий (или соответствующих им номеров) результаты своего вы­бора;

на основе матрицы строится социограмма – графическое изо­бражение схемы межличностных отношений.

Социограмма позволяет увидеть структурные элементы меж­личностных отношений в коллективе; лидеров коллектива; микро­группы.

Такие формы сбора первичной социологической информации, как анкетирование, интервьюирование, почтовый опрос, телефон­ное интервью и т.д., предназначены прежде всего для массовых опросов. Однако на практике могут возникнуть ситуации, когда для оценки какого-либо явления трудно или вообще невозможно выделить объект – носитель проблемы и, соответственно, исполь­зовать его в качестве источника информации. Такие ситуации обычно связаны с попыткой прогнозировать изменение того или иного социального процесса, явления.

Объективная информация в этом случае может исходить только от компетентных лиц – экспертов, имеющих глубокие знания о предмете или объекте исследования. Простейшими критериями от­бора экспертов являются род занятий и стаж работы. При необходи­мости учитываются также уровень, характер образования, опыт об­щественно-политической деятельности, возраст и др. Центральный критерий отбора экспертов – их компетентность. Для ее определе­ния применимы с той или иной степенью точности два метода: само­оценка экспертов и коллективная оценка авторитетности экспертов.

Опросы компетентных лиц именуются экспертными, а результа­ты опросов – экспертными оценками. В наиболее общем виде можно выделить две основные функции метода экспертной оценки в СИ:

оценка состояния (включая причины) и прогноз тенденций разви­тия различных явлений и процессов социальной действительности.

Сама процедура опросов может быть очной или заочной (почто­вый опрос, телефонное интервью). Одна из наиболее простых форм экспертного прогноза – обмен мнениями, предполагающий единовременное присутствие всех экспертов за «круглым столом», где и происходит выявление доминирующей позиции по дискути­руемому вопросу. Могут применяться и более сложные формы,

Затем составляется организационный план исследования, в кото­ром в строгой хронологической последовательности расписывается что, кому и когда делать: размножать анкеты, договориться о сро­ках и условиях проведения полевого исследования с конкретными организациями, учреждениями, заключить соглашения с центрами машинной обработки данных, определить срок окончания этапов исследования и подготовки отчета и т.д.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.