Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Калифорния 2001 г.






 

 


ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ

Эта книга написана не мной — точнее, не только мной. На ее страницах вас ждет достаточно полный анализ темы «ошибки скороспелых притязаний на просветленность», основанный на выдержках из личных бесед более чем с тридцатью выдающимися духовными наставниками и известными психологами, признанными теоретиками и практиками, а также фрагменты из работ десятков древних и современных духовных учителей.

Для текущего состояния западной духовности характерны суровые искажения, обманы, путаница и, прежде всего, отсутствие должного просвещения. На Западе нет культурного контекста, который позволил бы понять обильный поток духовных сведений, захлестнувший ныне самые популярные газеты, журналы и телепрограммы. Хотя резкий всплеск современной духовности в западном мире ознакомил с духовными представлениями и идеалами огромные массы людей, вероятность чего-то более значимого, чем весьма поверхностные сношения с Богом, останется совсем невысокой, пока эти взгляды и идеалы не начнут воспринимать с просвещенной, обдуманной, тщательно взвешенной и выверенной точки зрения.

Тема просветления сама по себе остается крупнейшей в рамках современной духовности сферой проявления недалекости, невежества, самообмана и путаницы. В этом смысле от «просветленности» лишь немного отстает категория «мистических», или «духовных» переживаний. В нашей культуре превратно понимают все, что с ними связано: что это, собственно, такое, что подобные переживания означают и подразумевают, какие выводы мы вправе из них извлекать. Именно этим темам и опутывающей их паутине дхармических соображений посвящена данная книга.

Я убеждена, что всеобщее невежество в отношении притязаний на просветленность таит в себе большую опасность для всех, кто искренне стремится укрепить свою связь с Действительностью. Конечно, мало что угрожает жизни подавляющего большинства людей, отправляющихся на поиски Истины. На духовной сцене лишь случайно появляются такие типы, как Джим Джонс, Чарльз Мэнсон или Маршал Эпплуайт («Райские Врата»), которые заверяют, будто намерены спасти своих учеников, а на деле лишают их жизни. Подобные случаи невероятно редки в сравнении с общим числом духовных школ и наставников, не представляющих для учеников ни малейшей физической опасности. Оставим, впрочем, крайность угрозы для жизни; даже помимо нее на духовном пути встречается много, очень много развилок, где на определенном уровне роста можно угодить в вырытые своими или чужими руками ямы, а в конечном счете и ввести самого себя в заблуждение относительно своих высших потенциальных возможностей. На таких развилках многие задерживаются на недели, месяцы, нередко на годы, а подчас и на всю жизнь.

Возможно, общая картина мира возвещает: «Каждый приходит туда, где ему место; что ни случается, все таит в себе урок; все именно таково, каким и должно быть». Возможно, так и есть, но я верю, что «совершенство» этой общей картины подразумевает изучение сфер невежества, ложного понимания и человеческих слабостей, после чего следует сделать необходимые шаги в самовоспитании и обучении других. Так мы начнем нести ответственность за собственное пробуждение.

Людей, вовлеченных в работу над книгой, я отбирала на основе той честности, каковой отличалась их жизнь во всем. Я оценивала их открытость, несколько лет изучая их труды, беседуя с учениками, а в некоторых случаях и в ходе личного общения. Все эти люди всю свою жизнь целиком посвятили Истине, хотя одни преподавали ее, другие постигали сами, а третьи просто оставались ей верны. Использованные в книге выдержки из печатных материалов помечены, а ссылки приводятся в конце. Непомеченный отрывок означает, что этот материал основан на личной беседе с человеком либо получен из иного неопубликованного источника.

Признаться, глубина познаний, проявлявшихся учителями в наших разговорах и прочих материалах исследования, не раз вызывала у меня восхищение и даже благоговение. Говорят, что Истина одна, но выражения ее бесконечно многообразны. Кроме того, постигнутая Истина самоочевидна. В результате своих бесед с современными учителями и мудрецами я смогла представить читателю духовные истины, которые лишь очевидны, но мало кем постигнуты. Все они говорят об одной и той же объективной действительности, но постигается она благодаря урокам, которые определяются очень личными и особыми отношениями человека с Реальностью.

Таким образом, в эту книгу включены мнения об ошибках скороспелых притязаний на просветленность, высказанные теми, кто называет себя учителями, раввинами, наставниками, помощниками и учениками в рамках иудейских, индуистских, буддийских, католических, суфийских и многих других традиций. Я надеюсь, что благодаря этому каждый читатель найдет в книге истину в том виде, в котором она заденет чувствительные струнки его души.

Читатель заметит также, что немалая доля высказываний принадлежит моему собственному учителю Ли Лозовику. Моя личная привязанность к нему и почтение к олицетворяемому им своду учений, безусловно, сильно повлияли на общий стиль книги, украшенный великолепными словами других духовных наставников. С работами Ли Лозовика я познакомилась после долгих лет крушения иллюзий в отношении многочисленных лжегуру, квазишаманов и псевдоменторов, а также обучения у наставников вполне искренних, но неспособных все же предложить ту целостность взглядов, к которой я стремилась.

Несомненно, столкнется читатель и с тем, какими разными словами учителя излагают свои учения, как непохожи их подходы к этой теме. В одних случаях разница сугубо понятийная (кто-то говорит о «просветлении», а кто-то — об «освобождении»; кто-то подразумевает под словом «я» истинную сущность, а кто-то — эго), в других явственно заметны различия во взглядах. Но в этой книге представлены самые разные мнения. Своей мудростью с нами делятся учителя и наставники с многолетним опытом, и я не старалась «сгладить» какие-либо видимые противоречия — просто приводила разнообразные точки зрения на темы, связанные с неоправданными притязаниями на просветленность. Закономерные вопросы, которые вполне могут быть вызваны противоречивыми мнениями, станут для усердных духовных искателей серьезным поводом к размышлениям, и потому любые мои попытки навязать читателю свои ответы оказались бы для него «медвежьей услугой».

Эта книга вообще не содержит ответов. Как читатель сам вскоре убедится, дерзкое погружение в мутные воды надуманной просветленности приводит ко множеству очень сложных вопросов. Ясное понимание проблем требует их анализа в обширном контексте общих знаний и взглядов на духовное развитие. Для того чтобы отчетливо отразить границы рассматриваемой темы, я разделила книгу на пять частей.

В первой части под названием «Просветление и мистические переживания» представлены основы, необходимые для дальнейших рассуждений о предмете. Объясняется, в частности, что можно понимать под «притязаниями на просветленность» и под самой идеей «просветления». В разделе говорится также о том, что побуждает людей стремиться к просветлению и что кроется за понятием мистических переживаний.

Вторая часть, «Опасность мистических переживаний», анализирует склонность эго искажать и неверно истолковывать духовную дхарму и переживания. Отдельные главы посвящены духовному материализму, духовным кризисам, раздутому самомнению и путанице между мистическими переживаниями и просветлением.

Третья часть под заголовком «Испорченность и ее последствия» посвящена размышлениям о власти и пороках. В ней объясняется, как ученик и учитель сообща творят ложные представления о просветленности и какими могут быть последствия преподавания на основе подобных притязаний.

В четвертой части, «По минному полю», проводится практический обзор средств, помогающих серьезным искателям избежать западни ложной просветленности. В числе рассмотренных проблем — проверка просветленности, процессы очищения и интеграции, а также буддийская идея «трех драгоценностей»: учителя, учения и духовного сообщества.

Наконец, в пятой части под названием «Крушение иллюзий, смирение и начало духовной жизни» мы поговорим о том, что же такое настоящая духовная жизнь, поскольку прежде исследовали те явления, которые к ней не относятся.

Моя задача — выявить проблемы, а не решить их. Сфера подлинной духовности настолько многомерна и многогранна, а ловушки так повсеместны и коварны, что мечтать мы можем только о возможности все глубже погружаться в собственные духовные практики под защитой самих поставленных вопросов, оценивая любые свои достижения тем, насколько успешно мы применяем усвоенное в жизни.

Таким образом, я предлагаю читателю собрание духовных «самородков», принесенных прямо из золотых приисков живой духовной мудрости, которая все еще нередко воплощена в телесном облике; сокровища эти окружены куда менее ценной оправой, и мне остается надеяться, что она позволит читателю насладиться красотой и величием собранных драгоценных крупиц. На какой бы стадии духовного развития мы ни находились, всех нас роднит общая задача: попытаться раскрыть глаза еще шире и увидеть истину в своей жизни. Такова наша ответственность за бесценный дар — возможность появиться на свет и познакомиться с великими духовными учениями. Давайте отблагодарим за это, сполна воспользовавшись этим даром и добившись того, чтобы плоды нашего преображения принесли хоть какую-то пользу другим.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.