Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Бюджетный дефицит и его финансирование. Государственный долг.






Бюджетный дефицит (БД) – это сумма превышения ежегодных государственных расходов над доходами:

G > T, где G – государственные расходы; T– бюджетные поступления.

Международный стандарт: бюджетный дефицит не должен превышать 5 % от ВВП страны.

Причины БД:

1. Низкий уровень доходов в стране.

2. Спады деловой активности.

3. Рост государственных закупок.

4. Разница между сбережением (S) и инвестициями (I).

S > I à БД.

Эта зависимость следует из равенства:

Сумма утечки денежных средств из кругооборота = сумме денежных притоков.

Утечка = T (налоги) + S (сбережения) Приток = G (государственные закупки) + I (инвестиции)

T + S=G + I, G – T = S - I, где G – T – бюджетный дефицит.

 

3 основные концепции балансирования госбюджета:

1. Концепция ежегодного балансирования.

Исключает эффективность фискальной политики государства, т.к. требует оперативного государственного регулирования доходов и расходов, не обеспечивает стабильности экономики в длительном периоде.

2. Концепция циклического балансирования (бюджет балансируется в ходе экономического цикла): государство осуществляет антициклические воздействия и одновременно балансирует бюджет.

Спад: снижаются налоги, увеличиваются государственные расходы, увеличивается дефицит бюджета.

Подъём: увеличиваются налоги, снижаются государственные расходы, увеличивается бюджетный профицит.

Проблемы:

· подъёмы и спады различаются по глубине и по времени,

· субъекты по-разному реагируют на фискальные меры государства.

3. Концепция функциональных финансов: государство должно заботиться не о балансировании, а о макроэкономической стабильности экономики.

Государство в своей финансовой политике периодически использует все концепции.

Виды бюджетных дефицитов:

-(цбд) циклический: это БД, вызванный автоматическим сокращением T(налоговые поступления) и увеличением G (государственных трансфертов) при спаде деловой активности.

Структурный – это разность доходов и расходов госбюджета в условиях полной занятости при существующей системе налогообложения.

ЦБД = факт.БД – СБД

Различают:

-общий бюджетный дефицит (фактический);

-первичный БД = факт.БД– выплаты по государственному долгу;

-операционный БД= общий БД-процент плат. по государственному долгу;

-квазибюджетный дефицит – скрытый бюджетный дефицит, связанный с:

1) финансированием избыточной занятости в государственном секторе,

2) просроченными долговыми обязательствами государственных предприятий,

3) льготными кредитами правительству.

Пути финансирования БД:

1. Кредитно-денежная эмиссия (монетизация БД):

-эмиссия наличности;

-кредиты центрального банка государственным предприятиям по льготным ставкам, %;

-отсрочка платежей за товары и услуги (покупка в долг).

2.Увеличение налоговых поступлений в госбюджет.

3. Государственное заимствование:

-в своей стране (внутренний государственный долг);

-за рубежом (внешний государственный долг).

Государственный долг – это сумма задолженности государства своим или иностранным физическим и юридическим лицам.

Бюджетный дефицит и государственный долг – взаимосвязанные проблемы. Покрывая бюджетный дефицит, правительство занимает средства у населения и фирм, продавая государственные облигации.

Государственные облигации (ГКО) – это обязательство выплатить её владельцу в определённый момент (в будущем) определённую сумму денег.

Увеличение бюджетного дефицита → ↑ государственного долга.

Показатели задолженности:

1. Показатели, характеризующие долговое бремя в долгосрочном периоде, т.е.:

- (сумма долга / ВВП)*100 %

- (сумма долга / сумма экспорта)*100 %

2. Показатели потока:

- (сумма обслуживания долга / ВВП)*100 %

- (сумма обслуживания долга / экспорт Т и У)*100 %

Социально-экономические последствия бюджетного дефицита и государственного долга:

- бремя государственного долга → уменьшаются инвестиции, уменьшается запас капитала в экономике, снижается уровень жизни в экономике, возникает эффект вытеснения.

-увеличиваются налоги, снижается эффективность распределения ресурсов в экономике.

-увеличивается инфляция.

 

28. Денежно-кредитная политика: цели, инструменты, виды, эффективность.

Государство с помощью ЦБ проводит единую кредитно-денежную политику. Главными инструментами кредитно-денежной политики являются:

Ø операции ЦБ на рынке ценных бумаг (купля-продажа государственных краткосрочных облигаций (ГКО)). Причем во всем мире, кроме РБ и стран с переходной экономикой, этот инструмент является главным, основным, базовым. А у нас этот инструмент не является главным, т.к. у нас нет нормально развитого фондового рынка, т.е. рынка ценных бумаг.

Ø учетная ставка (ставка рефинансирования) - это повышение или понижение цены межбанковского кредита (т.е. ЦБ является кредитором коммерческих банков).

Ø норма обязательных резервов, т.е. резервов, которые коммерческие банки обязаны хранить на специальном счете в ЦБ.

Существует два типа кредитно-денежной политики:

· Политика «дешевых денег»(экспансионистская политика) осуществляется в конъюнктурных фазах кризиса и депрессии. ЦБ покупает государственные краткосрочные облигации, понижает учетную ставку, понижает норму обязательного резервирования.

Итоги политики: расширяются предложения денег, понижаются ставки процента, инвестиционные расходы в стране увеличиваются, и растет объем реального ВВП с учетом мультипликатора инвестиций.

Когда на экономику государство начинает воздействовать инструментами денежной политики с целью сделать деньги дешевыми, то возникает возможность получать кредиты, инвестировать их в страну в условиях спада экономики.

· Политика «дорогих денег» (рестрикционная политика) осуществляется в период высокой инфляции при полной занятости ресурсов в экономике. ЦБ продает государственные краткосрочные облигации, повышает учетную ставку, увеличивает норму обязательного резервирования.

Итоги политики: сокращается предложение денег, растет процентная ставка, инвестиционные расходы страны сокращаются, инфляция уменьшается.

Когда экономика перегрелась, что не всегда нужно и полезно для экономики, ее нужно охладить, т.е. провести денежную рестрикцию, чтобы деньги стали редким товаром, а цена денег увеличилась. Иногда этих трех инструментов ЦБ не хватает, и тогда ЦБ идет на административные меры: ужесточить кредитование, установить лимиты кредитования, регулирование маржи.

Кредитно-денежная политика имеет как достоинства, так и недостатки.

Достоинства:

· быстрота воздействия на экономику страны;

· политическая нейтральность кредитно-денежной политики.

Недостатки:

· циклическая асимметрия, т.е. более выраженный эффект политики дорогих денег и меньшая однозначность при проведении политики дешевых денег. Нюанс состоит в том, выдадут ли нам банки «дешевые деньги» на этапе выдачи кредитов;

· скорость обращения денег меняется в обратном направлении по сравнению с предложением денег, что может тормозить изменения в предложении денег.

29. Социальная политика: понятие, цели, направления.

Социальная политика – политика регулирования соц. сферы, направленная на достижение благосостояния в обществе.

Социальная сфера общественных отношений включает в себя формы регулирования трудовых отношений, участие трудящихся в управлении производственным процессом, коллективные договоры, государственную систему социального обеспечения и социальных услуг, участие частных капиталов в создании социальных фондов, социальную инфраструктуру, реализацию принципа социальной справедливости.

Статья 1 Конституции РБ определяет РБ как социальное государство. Под социальным принято понимать государство, главной задачей которого является достижение такого общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом принципах соц. равенства, всеобщей солидарности, взаимной ответственности.

Социальные обязанности граждан РБ: заботиться о воспитании детей, их здоровье, развитии и обучении; заботиться о родителях и лицах их заменяющих.

Направления социальной политики РБ:

1. Охрана труда и здоровья людей.

2. Создание условий, дающих возможность личности обеспечить себе достойный уровень существования.

3. Установление гарантированного минимального размера оплаты труда.

4. Обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан.

5. Развитие системы социальных служб.

6. Установление государственных пенсий, пособий.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.