Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Спрос на деньги. Предложение денег. Роль банковской системы в создании денег. Денежный мультипликатор.






Процесс функционирования денег создал специфический вид рынка-денежный. Его появление обусловлено тем, что потребности людей очень часто превышают их платежеспособный спрос в определенный момент времени.

Денежный рынок охватывает сферу свободных денежных средств, передаваемых в кредит через систему институтов, обеспечивающих взаимодействие предложения и спроса на деньги, т.е. это рынок, на котором покупается и продается особый товар-деньги.

Элементы денежного рынка:

- предложение денег (Sm);

-спрос на деньги (Dm);

- цена денег, или ставка ссудного процента (r).

Предложение денег – это общее количество имеющихся в стране как наличных, так и безналичных денег. Предложение денег осуществляет государство в лице центрального банка (в нашей стране – Национальный банк РБ), при этом эмиссия денег осуществляется исходя из состояния экономики, предложение денег фиксировано на определенный период и не зависит от уровня процентной ставки.

r

Sm

 

0 M

 

График функции – предложение денег,

Где r – ставка процента;

M – количество денег

Формально предложение денег – это компетенция центрального банка, но фактически центральный банк может непосредственно регулировать лишь денежный агрегат М1, а это не более 25 % денег в стране. Другие компоненты денежной массы центральный банк регулирует косвенно, путем создания банковских резервов.

Банковские резервы – это требования коммерческих банков к главному или центральному банку страны.

Способность коммерческих банков к кредитованию обеспечивает в экономике мультипликационный эффект. Денежный мультипликатор (множитель) показывает, как изменится денежное предложение при росте денежной базы на одну единицу. В свою очередь, денежная база – это сумма наличных денег в обращении и в резервах коммерческих банков. Таким образом, центральный банк может контролировать предложение денег на величину денежной массы, воздействуя на денежную базу через мультипликационный эффект. Если в банке появился 1 рубль на депозите, то через мультипликацию произойдет увеличение на 10 рублей или, наоборот, сужение – при том, когда мы забираем, например, 1 рубль.

Денежный мультипликатор есть величина, обратная норме обязательных резервов (R).

ρ =

 

Невозможность центрального банка полностью контролировать предложение денег в стране связана со следующим:

· коммерческие банки сами определяют величину избыточных резервов;

· коммерческие банки самостоятельны в определении объемов кредитов;

· центральный банк не может полностью контролировать поведение населения.

Таким образом, для определения максимального количества новых денег на текущих счетах необходимо избыточные резервы банков умножить на денежный мультипликатор.

Центральный банк ответственен за кредитно-денежную эмиссию, но не может контролировать все деньги. Например, взять денежный агрегат М3. Наш банк не эмиссирует иностранную валюту и не может диктовать в чем (в какой валюте) нам хранить деньги в банках. В любой стране обеспечить грамотно предложение денег очень трудно.

Спрос на деньги – это те денежные средства, которые востребованы макросубъектами (государство, фирма, домашнее хозяйство, заграница).

Спрос на деньги обусловлен двумя главными функциями денег:

Ø как средства обращения. В этом случае объясняют спрос на деньги для сделок (транзакционный спрос на деньги) Dm1 . Транзакционный спрос на деньги не зависит от ставки процента (r) и пропорционален номинальному ВВП страны. Если номинальный ВВП увеличивается, то необходимо больше денег для сделок.

       
   


r r

Dm1

 

 

Dm2

 

0 M 0 М

транзакционный спрос на деньги спрос на деньги со стороны активов

Ø как средства накопления и сбережения. В этом случае имеет место спрос на деньги со стороны активов как средств сохранения богатства, которые формируют второй вид спроса на деньги со стороны активов – Dm2 .

Нисходящий вид линии Dm2 связан с выбором формы сбережений, т.е. сберегать в наличной форме или в виде ценных бумаг (облигаций), обеспечивающих доход в виде процента. Выбор формы сбережения зависит от уровня процентной ставки. Например, чем выше ставка процента, тем больше спрос на ценные бумаги и меньше спрос на наличные деньги, и наоборот.

Суммарный или общий спрос на деньги – это сумма транзакционного спроса на деньги и спроса на деньги со стороны активов. И в общем виде на денежном рынке спрос на деньги может быть представлен: Dm = Dm1 +Dm2

r

Sm

 

 

 

Dm

 
 


0M

В экономической теории по-разному рассматривается спрос на деньги. Существует три теории:

Ø количественная теория денег:

или .

Т.е. спрос на деньги зависит от трех элементов: V – скорость обращения денег, P – уровень цен, Q – реальный объем производства. В принципе, = ВВП т.е. спрос на деньги прямо пропорционален ВВП и обратно пропорционален V– скорости обращения денег. А скорость обращения денег ЦБ определяет с помощью n – числа оборотов денежных средств до момента их возвращения в банк.

Ø кейнсианская теория. Спрос на деньги связан с предпочтением ликвидности. Имеются три мотива:

· транзакционный мотив, т.е. деньги нужны для платежа, сделок;

· мотив предосторожности, т.е. люди желают иметь деньги на будущее;

· спекулятивный мотив, т.е. деньги в форме облигаций, которые приносят доход в виде процента.

Ø портфельная теория (монетаристская). Особенность этой теории заключается в том, что Dm – есть функция трех компонентов:

= ƒ (Y, r, π), где Y – номинальный национальный доход, r – ожидаемая процентная ставка, π – ожидаемый темп инфляции.

Теория называется «портфельная», т.к. наш спрос на деньги – это формирование активов денег, от которых мы можем получить некоторые доходы

Равновесие на денежном рынке устанавливается тогда, когда спрос на деньги равен предложению денег.

 

r

 

Sm” Sm Sm’

уменьш. увелич.

           
   
   
 
 
 


re” -------------- E”

re --------------------- E

re’ ----------------------------- E’

Dm

 

0 M

Равновесие на денежном рынке может изменяться:

· при увеличении или уменьшении предложения денег. Если центральный банк посчитает нужным увеличить предложение денег, то мы связываем это с мягкой кредитно - денежной политикой. Это повлияет на снижение цены, т.е. снижение процентной ставки, следовательно, кредиты и займы стали более доступными.

Жесткая кредитно - денежная состоит в том, что Центральный банк сокращает реальное денежное предложение, что выражается сдвигом графика Sm влево.

· при изменении спроса на деньги, т.е. при том же количестве предложения на деньги, ставка процента будет меняться в том же направлении, что и спрос на деньги.

 

r Sm

 
 


re”-------------------- E”

 
 


re -------------------- E увел. Dm”

re’-------------------- E’ уменьш. Dm

 

Dm’

0 ME M

25. Финансовая система страны. Государственный бюджет: понятие, доходы и расходы. Налоги, их виды.

Финансы – категория не только экономическая, но и историческая. Историческое образование финансов связано с уравновешиванием ТДО и усилением роли государства, переходом от простой финансовой статистики к денежной, с взиманием налогов в денежной форме.

Финансы – лат “finansia” – “платёж, срок платежа”. Он получил распространение в торговых городах Италии в эпоху позднего средневековья. Он означал совокупность деловых открытий между государством и населением по поводу образования денежных ресурсов государства. С развитием капиталистических отношений финансы стали включать в себя отношения по поводу формирования денежных фондов предприятий и домохозяйств.

Таким образом, финансы – это совокупность отношений по поводу формирования, распределения и использования общегосударственных и децентрализованных фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения ВВП, необходимых для осуществления государственных функций и обеспечения расширенного воспроизводства.

Основные признаки финансов:

1.Финансы не являются эквивалентом денег, они – особые денежные отношения.

2. К финансовым относятся не все денежные отношения, а лишь те из них, посредством которых осуществляется движение стоимости, непосредственное движение товаров.

3. Финансовые отношения имеют распределительный характер, т.е. они связаны не с созданием, а с распределением и перераспределением уже созданной стоимости.

4. В результате финансовых отношений создаются фонды денежных средств, имеющие целевое назначение.

Источник финансовых ресурсов – сумма прибыли в сфере производства, т.е. прибавочный продукт.

Функции финансов:

· распределительная,

· регулирующая,

· контрольная.

Распределительная функция позволяет:

1. Создать целевые финансы денежных средств на уровне хозяйственных субъектов, населения, государства, органов местного самоуправления.

2. Осуществить внутрихозяйственное, внутри- и межотраслевое, межтерриториальное перераспределение между производственной и непроизводственной сферами и социальными группами.

3.Создавать резервы на уровне хозяйственного субъекта, государства, домашнего хозяйства.

Регулируемая функция позволяет упростить экономическую деятельность в обществе в соответствии с правовыми нормами.

Контрольная функция выполняется в ходе движения финансовых ресурсов, когда их показатели позволяют нам дать характеристику результатов деятельности как данного субъекта хозяйствования, так и экономики в целом.

Дальнейшим развитием и конкретизацией понятия «финансы» является понятие «финансовая система». Финансовая система – это совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений и соответствующих им финансовых учреждений, организующих образование, распределение, использование централизованных и децентрализованных денежных средств.

Финансовые отношения можно разделить на две крупные сферы:

1. Централизованные финансы (гос. и о/гос. финансы).

2. Децентрализованные финансы (финансы субъектов хозяйствования).

Государственный бюджет – доходы и расходы государства. Внебюджетные финансы – это средства правительства и местных органов власти, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет. Это – резерв, к которому прибегает правительство в случае финансовых трудностей. Они имеют строго целевое назначение.

Внебюджетные финансы – это фонд пенсионного обеспечения, занятости, медицинского страхования.

Как правило, они формируются за счёт обязательных целевых отчислений предприятий (устанавливаемых в % к фонду оплаты труда).

Государственный кредит – денежные отношения, в которых государство выступает как заемщик средств.

Основные формы государственного кредита:

· продажа на фондовом рынке облигаций и казначейских обязательств,

· денежная или кредитная эмиссия.

Государственное страхование – создание резервных фондов для защиты субъектов хозяйствования, организаций и граждан от различного вида рисков.

В январе 2009 финансовой системе Республики Беларусь 90 лет.

Современная финансовая система Республики Беларусь.

1. Децентрализованные финансы:

· коммерческих организаций;

· финансы некоммерческих организаций;

· финансы домашнего хозяйства.

2. Централизованные финансы:

· государственный бюджет;

· целевые фонды(бюджетные и внебюджетные);

· государственный кредит.

3. Органы управления финансами.

 

Структура финансовой системы определена Гражданским кодексом Республики Беларусь в 1998 г.

Государственный бюджет Республики Беларусь включает в себя:

-бюджеты областей Консолидированный

-бюджет города Минска Бюджет Республики Беларусь

 

Внебюджетных фондов в России больше 30, а в Республике Беларусь в связи с тем, что контроль за их использованием был недостаточным, они были либо отменены, либо с 1998 года включены в состав государственного бюджета. В настоящее время только фонд социальной защиты населения (ФСЗН) сохранил статус внебюджетного.

В соответствии с законом о бюджете его средства включены в состав бюджета. В областях создаются местные целевые бюджетные фонды - инновационные.

Финансовый аппарат Республики Беларусь (регламентирует деятельность финансовые системы):

1. Парламент (Национальное собрание из двух палат)

-Палата представителей.

-Совет Республики – высший законодательный и представительный орган Республики Беларусь.

-утверждают Республиканский бюджет, законы о бюджете, налогах.

2. Президент (законы, указы, декреты).

3. Правительство – исполнительная власть:

-разрабатывает проект государственного бюджета,

-проводит финансовую, кредитную, денежную политику.

4. Министерство финансов Республики Беларусь,

Министерство по налогам и сборам, специальные органы,

Таможенный комитет Республики Беларусь, учреждения в финансовой

Комитет по ценным бумагам при Правительстве деятельности страны

 

Госбюджет – главный финансовый план государства, в котором отражаются его доходы и расходы на конкретный период (на год).

Функции госбюджета:

1. Перераспределение НД (от 20 % до 60 % НД перераспределяется в разных странах через госбюджет.

2. Стабилизация национальной экономики.

3. Осуществление государственной социальной политики.

Бюджетная система Республики Беларусь:

· Республиканский бюджет,

· местные бюджеты.

Принципы построения бюджета:

1. единства (сосредоточение в госбюджете всех расходов и доходов государства),

2. полноты (учёт по каждой статье всех доходов и расходов),

3. реальности (госбюджет должен учитывать конкретную экономическую и политическую ситуацию),

4. гласности (как условие соблюдения прав человека).

Расходная часть госбюджета.

Существуют разные классификации государственных расходов:

1. Трансформационные расходы – государственные инвестиции, государственные закупки товаров и услуг, з\пл, трансфертные расходы – расходы как прямая передача средств.

2. Функциональный принцип распределения расходов (по целевому назначению).

· военные,

· экономические,

· на социальные цели,

· на внешнеэкономическую деятельность,

· на содержание государственного аппарата управления.

Государственные доходы:

1. Н алоговые и неналоговые доходы.

2. О бычные и чрезвычайные доходы.

Главное – налоговые поступления.

Налоги – это обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством для выполнения своих функций.

Функции налогов:

1) фискальная (аккумуляция средств в госбюджет),

2) регулирующая,

3) стимулирующая.

С понятием “налоги” связано понятие “налоговая система”.

Налоговая система – это совокупность налогов, взимаемых в государстве, а также форм и методов их построения.

Принципы построения налоговых систем определил ещё А.Смит:

1) справедливость,

2) эффективность (минимальные негативные последствия для распределения ресурсов),

3) простота и дешевизна.

Для соответствия всем этим принципам современные налоговые системы исполняют различные виды налогов, в основу классификации которых положены разные признаки.

Налоги:

1. В зависимости от объекта обложения:

· прямые (устанавливаются на доход и имущество): подоходный налог, налог на прибыль, на социальное страхование;

· косвенные (налоги на товары и услуги, включаемые в их цену): НСО, НДС, акцизы на наследство, на ценные бумаги.

2. В зависимости от органов взимания:

· государственные (подоходный налог, налог на прибыль, таможенные пошлины);

· местные (поимущественные налоги, акцизы).

3. По направлению:

· общие (в госбюджете) – обезличены

· специальные (целевые) – на ликвидацию последствий аварии на ЧАЭС).

Каждый налог содержит следующие элементы:

· субъект (физические и юридические лица),

· объект (доход, имущество),

· налоговый оклад (сумма налога с одного объекта),

· источник (заработная плата, прибыль),

· налоговые льготы (полное или частичное освобождение от налога),

· единица обложения (единица измерения объекта),

· налоговая ставка (величина налога с единицы измерения).

Способы изъятия налогов:

1) кадастровый (по реестру),

2) декларационный (после получения доходов),

3) у источника доходов (до получения дохода) – заработная плата, наследство,

4) в процессе потребления (сборы с владельцев автомобильных транспортных средств).

Известна модель “кривая Лаффера”, ставящая вопрос об оптимальной величине налоговой ставки.

При r0 = max.R. Дальнейшее увеличение налоговой ставки сопровождается уменьшением налоговых поступлений. При r = 100 % производство становится бессмысленным. Лаффер считал, что государство должно изымать не более 30 % дохода предприятий и населения.

26. Бюджетно-налоговая политика: цели, инструменты, виды, эффективность Особенности бюджетно-налоговой, денежно-кредитной и социальной политики в Республике Беларусь

Фин. политика – это совокупность мероприятий государства по организации и использованию финансов для осуществления своих функций и задач, т.е. это стратегия и тактика организации финансов на данном этапе развития общества.

Принципы финансовой политики:

1. Изучение и учёт опыта финансовой политики других стран.

2. Учёт конкретных исторических условий развития, международной обстановки.

3. Обеспечение рационального распределения и использования финансовых ресурсов.

 

Организация финансовой деятельности включает 3 звена:

1. Выработка научно-обоснованной концепции.

2. Определение основных направлений использования финансов.

3. Осуществление практических действий по достижению поставленных целей.

Цели финансовой политики:

1. Наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов.

2. Наращивание государственных ресурсов.

3. Определение рациональных форм изъятия доходов предприятий и населения в пользу государства.

4. Повышение уровня доходов на душу населения.

5. Обеспечение социальных нормативов уровня жизни.

 

Задачи финансовой политики:

1. Соответствие объективным экономическим законам.

2. Финансовая поддержка рыночных реформ.

3. Отбор источников мобилизации финансовых ресурсов.

4. Рациональное распределение и использование финансовых ресурсов.

5. Концентрация финансовых ресурсов на важнейших направления … развития.

6. Обеспечение сбалансированности КДП и БНП.

7. Снижение дефицита госбюджета.

8. Либерализация внешнеэкономической деятельности.

 

Структура финансовой политики:

               
 
   
     
 
 

 


Налоговая Бюджетно-финансо Денежно-кредит Бюджетно-налого

политика вая политика ная политика вая политика

Налоговая политика – разработка, принятие и реализация решений законодательного уровня относительно налоговой системы и её элементов.

Бюджетно-финансовая политика – распределение фонда денежных средств государства и дальнейшее их использование по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

Бюджетно-налоговая политика (фискальная) – государственные расходы и система налогообложения, направленные на увеличение реального ВВП и увеличение уровня занятости.

Денежно-кредитная политика (ДКП) – совокупность мероприятий в денежно-кредитной сфере, изменяющих денежное предложение.

ДКП и БНП действуют не автономно, а во взаимосвязи в качестве стабилизационной политики.

Различают 4 варианта стабилизационной политики:

1. «Дорогие» деньги и сдерживающая БНП – жесткая политика, снижение АД.

2. «Дорогие» деньги и стимулирующая БНП (негатив – вытеснение частных инвестиций).

3. «Дешёвые» деньги и сдерживающая БНП – быстрый ЭР экономики.

4. «Дешёвые» деньги и стимулирующая БНП – увеличение АД.

БНП бывает:

- недискреционная (автоматическое изменение величин G, T и сальдо госбюджета в результате циклических колебаний) на основе встроенных стабилизаторов;

- прогрессивная система налогообложения,

- система государственных трансфертов,

- система участия в прибылях,

- дискреционная (целенаправленное изменение величин G, T и сальдо госбюджета, направленных на изменение уровня занятости, объёмов производства и темпов инфляции).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.