Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Метод рейтинговых оценок






После отбора критериев выбора поставщика их значимость обычно устанавливают экспертно сотрудники службы снабжения/закупок или привлеченные специалисты. Итоговое значение рейтинга определяют суммированием произведений значимости (веса) критерия на его экспертную балльную оценку (например, по 10-балльной системе) для данного поставщика. Рассчитывая рейтинг для разных поставщиков и сравнивая полученные значения, определяют наилучшего партнера. Если рейтинговая оценка дает одинаковые результаты для двух поставщиков и более по основным критериям, процедуру повторяют уже с использованием дополнительных критериев оценки.

Алгоритм выбора поставщика (продавца МР/ГП) на основе рейтинговой оценки можно укрупненно представить в виде блок-схемы (рис. 3.6).

В случае с потенциальными поставщиками трудность состоит в том, что трудно (иногда — практически невозможно) получить объективные данные, необходимые для работы экспертов. Окончательная оценка в соответствии с алгоритмом (см. рис. 3.6) дает фирме-покупателю основу для объективных суждений о товарах и услугах, предоставляемых конкретным поставщиком/продавцом. Акцент может ставиться на любом из аспектов, наиболее интересующих покупателя, о чем он может судить по своему опыту приобретения необходимой ему продукции.

Рассмотрим разновидность рейтинговой/балльной системы оценки ПОСТАВЩИКА. Принцип расчета рейтинга поставщика аналогичен уже рассмотренному, за одним исключением. На начальной стадии выставления баллов каждый критерий рассматривается с нескольких позиций, причем у каждой позиции - своя балльная шкала с подробными пояснениями. В результате итоговая оценка получается более «объемной» и имеет несколько пояснений, касающихся каждого критерия. Такой метод рейтинговой оценки является трудоемким, однако при решении спорных вопросов он более эффективен.

Метод оценки затрат. Этот метод иногда называют затратно-коэффициентным методом, или «методом миссий» Он заключается в том, что весь исследуемый процесс снабжения делят на несколько возможных вариантов (миссий) и тщательно рассчитывают все расходы и доходы для каждого из них. В результате получают исходный материал длясравнения и выбора или изменения вариантов решений (миссий). При выборе поставщиков отдельно рассчитывают для каждого из них все возможные издержки на снабжение и доходы/выигрыши (при этом должны учитываться и логистические риски) в рамках логистической цепи «поставщик — потребитель». Затем из набора вариантов («миссий») выбирают наиболее выгодный (по критерию общей прибыли).

По существу это разновидность метода Ранжирования важности критериев по стоимости. Метод содержателен в отношении факторов и их стоимостной оценки и направлен на идентификацию суммы, в которую обойдется выбор того или иногопоставщика. Недостатком метода является то обстоятельство, что он требует большого объема информации и проведения анализа по каждому поставщику.

Метод доминирующих характеристик требует сосредоточения на одной выбранной характеристике (критерии) как основе для последующей оценки. Характеристика может быть любой: наиболее низкая цена, наилучшее качество, график поставок, внушающий наибольшее доверие, и т.п. Преимущество этого метода — простота, а недостаток - отсутствие внимания к остальным факторам — критериям отбора.

Метод категорий предпочтения. В этом методе оценка поставщика, в том числе и выбор способа оценки, зависит от информации, стекающейся из многих подразделений фирмы. Инженерные службы дают свою оценку способности поставщика производить высокотехнологичную продукцию и могут компетентно судить о ее качестве, диспетчерская докладывает о своевременности доставки закупаемых МР, производственные отделы фирмы о простоте и удобстве непосредственного использования МР в производственном процессе. Использование такого метода подразумевает наличие информации из множества источников — обширной и разнообразной информационной базы, рассматривающей каждый фактор наравне с остальными, в то время как для фирмы, возможно, какой-то фактор является ключевым, например, простота использования продукции в производственном процессе.

В8. Договор поставки и его разделы. Формы оплаты поставок

договор поставки, по которому поставщик (продавец) обязуется передать в обусловленный срок товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным и иным подобным использованием.

Разделы:

1. Преамбула (вводная часть), в которой указываются место и дата составления договора, наименование сторон и их уполномоченных на подписание представителей.

2. Предмет договора поставки – это условия о товаре, его наименовании, количестве и качестве.

3. Дополнительные (обычные) условия, среди которых можно выделить цену (стоимость) и порядок передача (приемки) поставляемых товаров поставщиком потребителю.

4. Случайные (прочие) условия включаются в содержание договора только по усмотрению сторон, не противоречат действующему законодательству, например соглашение о способе доставки товара или порядок определения неустойки за нарушение обязательств и проч.

 

Формы оплаты:

1. При расчетах платежными поручениями банк по поручению плательщика и из средств, находящихся на его счете, переводит определенную денежную сумму на счет указанного плательщиком лица.

2. При расчетах по аккредитиву( условное денежное обязательство, принимаемое банком по поручению приказодателя (плательщика по аккредитиву), осуществить платеж в пользу получателя в случае предоставления послед документов подтверждающих выполнение всех условий по аккредитиву

3. При расчетах по инкассо (посредническая банковская операция по передаче денежных средств от плательщика к получателю через банк с зачислением этих средств на счёт получателя) банк по поручению своего клиента осуществляет действия по получению от плательщика платежа. (поставщик самостоятельно списывает со счета требуемую сумму).

Безналичные расчеты между сторонами можно подразделить по времени осуществления оплаты

1. Предварительная оплата предшествует поставке товаров на предусмотренный в договоре срок и, как правило, осуществляется на основании акцептованного плательщиком счета

2. В случае если невозможно предварительно определить точное количество товара до момента его фактической погрузки в транспортное средство, можно использовать оплату по факту отгрузки( по товарно-транспортной и (или) железнодорожной накладной ) или приемки (счету-фактуре). на складе потребителя. В последнем случае из суммы платежа вычитается стоимость утраченного количества груза при перевозке. Обычно это товары, обладающие рядом специфических физико-химических свойств, в силу которых потери при их транспортировке и перегрузке неизбежны.

3. Договором может быть предусмотрена некоторая отсрочка исполнения потребителем своих финансовых обязательств вплоть до расчетов по факту реализации приобретенных предметов снабжения. Как правило, такая схема используется на этапе установившихся партнерских отношений, когда стороны могут доверять друг другу, или в отношении труднореализуемых товарных категорий.

В9. Приемка товара по качеству и количеству. Правовые аспекты снабжения

Процесс приемки товара условно можно разделить на два этапа:

1. предварительная приемка

2. заключительная приемка.

Под предварительной приемкой по количеству в зависимости от специфики поставляемого товара и сложившихся методов работы на различных предприятиях понимается набор действий, различающих по содержанию:

1) на складе поставщика (грузоотправителя) – для некоторых категорий товаров, перевозка и погрузо-разгрузочные операции, которых связаны с рядом объективных трудностей и соответственно значительными затратами (например, большая масса, негабаритные размеры и т.д.). Такие товары могут приниматься предварительно на складе поставщика. По факту приемки составляется акт (если это предусмотрено договором), означающий, что товар предварительно проверен и может быть отправлен в адрес потребителя, где будет произведена его заключительная приемка.

2) при раскредитовании (оформлении выдачи груза от организаций транспорта) – для поставок с участием контрактных перевозчиков (особенно железнодорожных). Ответственный представитель потребителя (грузополучателя) сверяет отгрузочные реквизиты и проводит общий осмотр транспортного средства для установления сохранности пломб и отсутствия следов краж, после чего получает установленное число экземпляров перевозочных документов и транспортное средство подается под разгрузку;

3) на складе потребителя (грузополучателя) – в целях сокращения времени простоя подвижного состава под выгрузкой. Предварительная приемка ведется по числу грузовых мест (паллет, пачек, связок и т.д.) с последующей заключительной (внутритарной) приемкой после сдачи выгруженного транспортного средства перевозчику.

Заключительная (внутритарная) приемка по количеству, а также приемка по качеству возможна в соответствии с условиями договора, специфики товара и (или) требованиями стандартов следующими методами:

1) сплошной проверки, при которой проводится проверка каждой единицы товара.

2) выборочной проверки, применяемой к товарам, поставляемым в таре или упаковке, с распространением результатов приемки на всю прибывшую партию.

В этом случае между сторонами должна быть достигнута предварительная договоренность о возможности применения данного метода, а также предусмотрено право предъявления претензий по скрытым недостаткам.

 

Принимая товары (грузы) по количеству, уполномоченные представители покупателя (грузополучателя) сличают фактически поступившее количество с данными товаросопроводительной документации, которые зачастую не совпадают. Это может происходить по нескольким причинам:

1) поставщик (грузоотправитель) провел поставку с недостачей;

2) в процессе транспортировки имела место кража с участием неустановленных лиц;

3) в процессе транспортировки и разгрузки (перевалки) произошли потери груза, являющиеся следствием их физико-химических свойств, а также уровня развития применяемой техники и подвижного состава (естественная убыль).

. В результате приемки грузов (работ, услуг) по количеству и качеству можно выделить следующие претензии:

- срыв сроков поставок;

- несвоевременная оплата;

- недостача сверх установленных норм естественной убыли;

- большая доля брака;

- пересортица – появление излишков одного сорта и недостача другого сорта товаров одного и того же наименования.

Большинство конфликтов решается сторонами посредством переговоров в досудебном порядке, который представляет собой взаимные действия сторон, направленные на разрешение возникших разногласий без вмешательства судебных органов в следующих случаях:

- если предусмотрен федеральным законом;

-если предусмотрен договором между сторонами.

При невозможности достижения взаимного согласия возникает необходимость обращения в арбитражный суд, который рассматривает имущественные и коммерческие споры между хозяйствующими субъектами.

В.10 Организация снабжения в крупных компаниях. Причины формирования службы снабжения

Централизованная система снабжения предусматривает, что управление снабжением осуществляется через единую службу предприятия, которая собирает от подразделений заявки на закупку материально-технических ресурсов и размещает консолидированные заказы у поставщиков.

Достоинство заключается в укрупнении масштаба закупочной деятельности всего предприятия, что влечет:

- исключение из цепей поставок большого числа посреднических организаций

- получение дополнительных оптовых скидок на объемы закупок у непосредственных изготовителей вместе с фиксацией закупочных цен на длительный период в рамках системных контрактов;

- сокращение транспортных затрат на основе выбора наиболее экономичных видов транспорта, максимального использования грузовместимости подвижного состава, осуществления централизованного завоза товаров непосредственным получателям;

Проблемы:

- увеличение времени на планирование потребности и размещение заказов;

- большие объемы капиталовложений в складские запасы;

Децентрализованная система снабжения п редполагает, что управление снабжением осуществляется подразделениями компании самостоятельно и независимо друг от друга.

Комбинированная (смешанная) система снабжения предусматривает, что подразделения компании могут осуществлять закупочную деятельность как самостоятельно, так и через единую службу снабжения.

 

При этом центральное подразделение осуществляет закупку стратегически важных ресурсов.

В соответствии с концепцией логистики в процессе обеспечения предприятия предметами труда должны иметь место мероприятия по реализации системного подхода к управлению материальными потоками в пределах самой службы снабжения.

Для обеспечения предприятия предметами труда необходимо решить задачи:

— что закупить;

— сколько закупить;

— у кого закупить;

— на каких условиях закупить.

В функции отдела снабжения компании входят:

 

- маркетинговые исследования рынка закупаемых предметов снабжения и рынка поставщиков;

- заключение и ведение договоров и контрактов на закупку;

- организация сбора заявок подразделений и планирование потребности в предметах снабжения;

- управление заказами на закупку и запасами продукции в складской системе отслеживание (экспедирование) доставки продукции;

- работа с контрагентами и субподрядчиками;

- входной контроль по количеству и качеству;

- оприходование и размещение предметов снабжения на складе;

- работа по рекламациям и проч.

11. Определение эффективности снабженческой деятельности, факторы, влияющие на нее

Факторы:

- расчет потребности в закупках

Требования конкурентоспособности

Наличие материальных ресурсов и готовой продукции

Расходы на производство

Политика ценообраования поставщика

Управление качеством

Система обратной связи (инфа о закупках)

В современных условиях оценка логистики снабжения должна строиться на основе системы показателе предприятия, являясь ее составной частью.. При этом ССП снабжения служит для разработки стратегии повышения его эффективности и правильной мотивации персонала служб снабжения. Существуют три основных показателя, по которым ведут контроль деятельности закупочного отдела: время, цены и надежность выбранных поставщиков. Контроль временного фактора подразумевает отслеживание задержанных поставок, а также последствий таких «услуг» поставщиков.

Эффективность управленческих решений в логистике снабжения и связанные с инвестированием определяется с помощью следующих показателей:

а) чистый дисконтированный доход (ЧДД) – интегральный эффект за определенный период времени:

,

где Т – горизонт расчета.

б) Индекс доходности (ИД) – показывает величину в рублях дохода, который приходится на каждый вложенный рубль инвестиций:

,

где К – общие инвестиции;

в) срок окупаемости (Ток), который определяется из выражения:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.