А все-такисоздал это я», Ред, ** — буря и натиск. Ред. 5 страница
В моем отрицании заключается и утверждение... «Конечно, вывод из моего учения тот, что бога нет»
* — Zeile 7 von unten — строка 7 снизу. Ред. * * — in fine — в конце. Ред. *** — отбросить все «сумасбродные». Рев. **** — Чувственность. Рев. ** *** — чувственны не только желудок, но и голова. Рев,
(29) [517], но это вытекает из познания существа бога (= выражение сути природы, сути человека).
4 лекция.
«Основу религии составляет чувство зависимости» (31) [518] („Furcht" * 33—4—5—6 [519-523]).
«Так называемые спекулятивные фило- софы суть... те философы, которые сообра- зуют не свои понятия с вещами, а, наобо- рот, вещи со своими понятиями» (31) [519].
(5 лекция)
— особенно смерть порождает страх, веру в бога (41) [527].
«Я ненавижу тот идеализм, который вырывает чело- века из природы; я не стыжусь своей зависимости от природы» (44) [530].
«Сколь мало в „Сущности христианства" я хочу обожествлять человека, как меня по глупости упре- кали... столь же мало я хочу обожествлять природу в смысле теологии...» (46—47) [532].
6 лекция — Культ животных (50 [535] ff. ***).
«То, от чего человек зависит... есть природа, пред- мет чувств... Все те впечатления, которые природа производит на человека при посредстве чувств... могут сделаться мотивами религиозного почитания» (55) [540].
(7 лекция.)
Под эгоизмом я разумею не эгоизм „фили- стера и буржуа" (63) [546], а философский принцип сообразности с природой, с разумом человека, вопреки „теологическому лицеме- рию, религиозной и спекулятивной фанта- стике, политической деспотии" (63 i. f.) [546]. Cf. 6 4 [546—547], очень важно37.
Id. **** 68 i. f. [551] и 69 i. f. [551-552] — эгоизм (в философском смысле) корень религии.
* — «страх». Ред. * * — confer — сравни. Ред. *** — und folgende — и следующие, Ред, * * * * - Idem — то же, Ред.
(70 [552]: Die Gelehrten * можно побить только их
оружием, т. е. цитатами)........ „man die Gelehrten
nur durch ihre eigenen Waffen, d. h. Zitate schlagen kann"... (70) [552].
Между прочим стр. 78 [558] Фейербах употребляет выражение: Energie d. h. Thatigkeit **. Это стоит отметить. Дей- ствительно, в понятии энергия есть субъек- тивный момент, отсутствующий, напри- мер, в понятии движения. Или, вернее, в понятии или в словоупотреблении поня- тия энергия есть нечто, исключающее объективность. Энергия луны (cf.) ver- sus *** движение луны.
| к вопросу о слове энергия
|
107 i. f. [583]... «Природа есть первоначаль- ное, первое и последнее существо»...
чувствен- ное = первое,
само по себе
существу- ющее и
истинное
| 111 [586]:... «Для меня... в философии... чувственное есть первое; но первое не только в смысле спекулятивной философии, в которой первое озна- чает то, за пределы чего надо выйти, но и первое в смысле невыводимого из другого, через себя самого суще- ствующего и истинного». ... «Духовное — ничто вне и без чув- ственного».
NB вообще стр. 111... «истинность и существенность
(NB) чувств, из которой... философия... исходит»...
112 [586—587]... «Человек мыслит лишь посредством
своей чувственно существующей головы, разум
имеет прочную чувственную почву в голове, в
мозгу, в месте средоточия чувств».
Еще стр. 112 о верности (Urkunden ****) чувств.
|
* — Ученых. Ред. * * — энергия, т. е. деятельность, Ред, *** — по отношению к. Ред.
**** — свидетельств. Ред,
114 [588—589]: Природа = первое, un- ableitbares, ursprungliches Wesen *.
«Так связаны с „Сущностью религии" „Основы философии"» 38 (ИЗ) [588].
«Я не обожествляю ничего, а следова- тельно, не обожествляю и природу» (115) [589].
116 [590—591] — ответ на упрек, что Фейербах не дает определения природе:
Выходит, что природа=все кроме сверх- природного. Фейербах ярок, но не глубок. Энгельс глуб- же опреде- ляет отличие материализма •от идеа- лизма 39.
| «Я понимаю под природой совокуп- ность всех чувственных сил, вещей и существ, которые человек отличает от себя, как нечеловеческое... Или, беря слово практически, природа есть все то, что для человека — независимо от сверхъестественных внушений теистиче- ской веры — представляется непосред- ственно, чувственно, как основа и пред- мет его жизни. Природа есть свет, элек- тричество, магнетизм, воздух, вода, огонь, земля, животное, растение, чело- век, поскольку он является существом, непроизвольно и бессознательно дей- ствующим, — под словом «природа» я не разумею ничего более, ничего мисти- ческого, ничего туманного, ничего тео- логического» (выше: в отличие от Спи- нозы).
... «Природа есть все, что ты видишь и что не являет- ся делом человеческих рук и мыслей. Или, если вник- нуть в анатомию природы, природа есть существо или совокупность существ и вещей, чьи проявления, об- наружения или действия, в которых именно прояв- ляется и состоит их бытие и сущность, имеют свое основание не в мыслях, или намерениях и решениях воли, но в астрономических или космических, меха- нических, химических, физических, физиологических
* - невыводимое из другого, первоначальное существо, Ред,
или органических силах или причинах» (116—117) [591].
| Итут дело сводится к противоположению материи духу, физического психическому.
| 121 [594—595] — против того довода, что должна быть первопричина (= бог).
«Только ограниченность человека и его склонность к упрощению ради удобства подставляют ему вместо времени вечность, вместо непрекращающегося никогда движения от причины к причине — бесконечность, вместо не знающей устали природы — неподвижное бо- жество, вместо вечного движения — вечный покой» (121 i. f.) [595].
124—125 [598]. Люди из субъективных потребностей заменяют конкретное абстрактным, созерцание поня- тием, многое одним, бесконечную 2 * причин одной причиной.
Но этим абстракциям «не приписывается никакого объективного значения и сущест- вования, никакого существования вне нас» (125) [599].
... «У природы нет ни начала ни конца. Все в ней находится во взаимодействии, все относительно, все одновременно является действием и причиной, все в ней всесторонне и взаимно»;...
не к чему тут бог (129—130 [602—603]; простые доводы против бога).
... «Причина первой и всеобщей причины вещей в смысле теистов, теологов, так называемых спекулятив- ных философов, есть человеческий рассудок»... (130) [603]. «Бог есть... причина вообще, понятие причины как олицетворенной сущности, ставшей самостоятель- ной»... (131) [603-604]. '
«Бог есть абстрактная природа, т. е. при- рода, отвлеченная от чувственного созерца- ния, мыслимая, превращенная в объект,
* — сумму. Ред. * * -- объективно = вне нас. Ред,
в существо рассудка; природа в собственном смысле есть чувственная, действительная природа, как ее нам непосредственно об- наруживают и представляют чувства» (133) [605—606].
Теисты видят причину движения в природе (пре- вращаемой ими в мертвую массу или материю) в боге (134) [607]. Но сила бога есть на деле сила природы (Naturmacht: 135 [608]).
... «Ведь мы познаем свойства вещей только из их действий»... (136) [608—609].
Атеизм (136—137) [609] не уничтожает ни das тоrа- lische Uber (= das Ideal), ни das natiirliche Uber (= die Natur) *.
... «He есть ли время только форма мира, способ, которым следуют друг за другом от- дельные существа и явления мира? Как, следовательно, могу я приписывать миру начало во времени?» (145) [616].
... «Бог есть лишь мир в мыслях... Различие между богом и миром есть лишь различие между духом и чувством, мышлением и представлением»... (146) [616-617].
бытие вне нас = неза- висимо от мышления
| NB
природа вне,
независимо
от материи =
бог
| Бога хотят представить существом, существующим вне нас. Но разве этим- то как раз и не признают истину чувст- венного бытия? «Не признается ли» (тем самым), «что нет никакого бытия вне чувственного бытия? Разве мы имеем другой признак, другой критерий су- ществования вне нас, существования независимого от мышления, кроме чув- ственности?» (148) [618].
... «Природа... в обособлении от ее материальности и телесности... есть бог»... (149) [619-620].
• — пи моральное высшее (= идеал), ни естественное высшее (= при- роду). Ред.
NB теория „копии"
время вне
временных
вещей = бог
время И пространство
«Выводить природу из бога — все равно, что желать выводить оригинал из изображения, из копии, вещь из мысли об этой вещи» (149) [620].
Человеку свойственна Verkehrtheit (149 i. f.), verselbstandigen * абстрак- ции — например, время и пространство (150) [620]:
«Хотя... человек абстрагировал про- странство и время от пространственных и временных вещей, однако их же он предпосылает этим последним как пер- вые причины и условия их существо- вания. Он мыслит себе поэтому мир, т. е. совокупность всех действительных вещей, вещество, содержание мира, воз- никшим в пространстве и во времени. Даже у Гегеля материя возникает не только в пространстве и времени, но и из пространства и времени»... (150) [621]. «Непонятно также, почему время, от- деленное от временных вещей, не могло бы быть отождествлено с богом» (151) [621].
... «В действительности имеет место как раз обратное,... не вещи предпола- гают существование пространства и вре- мени, а, наоборот, пространство и время предполагают наличность вещей, ибо пространство, или протяженность, пред- полагает наличность чего-то, что про- тяженно, и время — движение: ведь время — лишь понятие, производное от движения, — предполагает наличность чего-то, что движется. Все — прост- ранственно и временно»... (151—152) [622].
* — способность извращать (149 в конце), делать самостоятель- ными. Ред,
cf. Engels
idem в
„Людвиге
Фейербахе"
| «Вопрос о том, сотворил ли бог мир, ... есть вопрос об отношении духа к чув- ственности» (152 [623]) — важнейший и труднейший вопрос философии, вся исто- рия философии вертится вокруг этого вопроса (153 [623]) — спор стоиков и эпи- курейцев, платоников и аристотеликов, скептиков и догматиков в старой фило- софии, номиналистов и реалистов в средние века, идеалистов и „реалистов или эмпиристов" (sic! 153) в новые вре- мена.
Отчасти от характера людей (книж- ные люди versus практики) зависит склонность к той или иной философии.
(материализм)
contra тео- логия и идеа- лизм (в тео- рии)
| «Я не отрицаю... мудрость, добро, красоту; я отрицаю лишь, что они в качестве этих родовых понятий явля- ются существами, в виде ли богов, или свойств бога, или в виде платоновских идей, или гегелевских самополагающих- ся понятий»... (158) [628] — они сущест- вуют лишь как свойства людей.
Другая причина веры в бога: человек переносит на природу представление о своем целесообразном твор- честве. Природа целесообразна — ergo *, ее создало ра- зумное существо (160) [629—630].
«Именно то, что человек называет целесообразностью природы и как таковую постигает, есть в действигель- ности не что иное, как единство мира, гармония причин и следствий, вообще та взаимная связь, в которой все в природе существует и действует» (161) [630].
Если бы че- ловек имел
больше чувств, от- крыл ли бы
| ... «У нас нет никакого основания воображать, что если бы человек имел больше чувств или органов, он познавал бы также больше свойств или вещей природы. Их не больше во внешнем мире, в неорганической природе, чем
• — еледовательяо, Рев,
168 [636—637] — Против Либиха за фразы о „бесконеч- ной (бога) мудрости"... [Фейербах и естествозна- ние!! NB Ср. ныне Мах и К. 41]
174—175—178 [642—6451 — Натура (природа) = рес- публиканка; бог = монарх. [Это не раз у Фейер- баха! ]
188—190 [653—656] — Бог был патриархальным монар- хом, а теперь он конституционный монарх: правит, но по законам.
| «Ведь дух развивается вместе с телом, с чувствами... он связан с чувствами... откуда череп, откуда мозг, оттуда же и дух; откуда орган, оттуда же и его функ- ция» (197 [662]: ср. выше (197) «дух в голове»).
| он больше
вещей
в мире?
Нет.
остроумно!
важно против агностицизма 40
| в органической. У человека как раз столько чувств, сколько именно необ- ходимо, чтобы воспринимать мир в его целостности, в его совокупности» (163) [632—633].
Откуда явился дух (Geist)? — спра- шивают теисты атеиста (196) [661]. Они составляют о природе слишком пре- зренное (despectierliche: 196), о духе слишком высокое представление (zu hohe, zu vornehme (!!) Vorstellung *).
Из натуры прямо не объяснишь и Regierungsrath'a ** (197) [662].
Idem Дицген 43
«И духовная деятельность — телесна» (197—198) [662].
Возникновение телесного мира из духа, из бога приводит к созданию мира из ничего — «ибо откуда дух берет
* — слишком высокое, слишком благородное (!!) представление. Ред, • • — статского советника, Ред,
материю, телесные вещества, как не из ничего?» (199) [664].
... «Природа телесна, материальна, чувственна»... (201) [665].
природа ма- териальна
Якоб Бёме = „материалистический т е- и с т": он обожествляет не только дух, но и материю. У него бог материален — в этом его мистицизм (202) [666].
... «Где вступают в свои права глаза и руки, там прекращают свое существование боги» (203) [667].
«Зло в природе» (теисты) «вменяют
в вину... материи, или неизбежной необходимости природы» (212) [675-676].
2 1 3 в середине [676] и 2 1 5 в се- редине [678] „naturliche" und „bur- gerliche Welt" *.
| зародыш историче- ского ма- териализма 44
(2 2 6) [687—688]: Фейербах говорит, что кончает здесь 1-ую часть (о природе как основе религии) и пере- ходит ко 2-ой: в Geistesreligion ** обнаруживаются свойства человеческого духа.
(232) [692—693] — „Религия есть поэзия" — так можно сказать, ибо вера = фантазия. Но не уничтожаю ли я (Фейербах) поэзии? Нет. Я уничтожаю (aufhebe) религию «лишь по- стольку» (курсив Фейербаха), «поскольку она является простой прозой, а не поэзией» (233) [693].
Искусство не требует признания его произведений за действительность (233).
Кроме фантазии в религии крайне важно Gemuth *** (261) [717], практическая сторона (258) [714], поиски лучшего, защиты, помощи etc.
* — «естественный» и «гражданский мир». Ред. ** — религии духа. Ред. *** — чувство. Ред.
(263) [718—719] — в религии ищут утешения (атеизм-де trostlos *). ------- —
«Как раз таким-то представлением, соот- ветствующим себялюбию человека, и яв- ляется представление о том, что природа действует не с неизменной необходимостью, но что выше необходимости природы стоит существо, любящее человека» (264) [719]. И в следующей фразе „Naturnot- wendigkeit" ** падения камня (264) [720].
Стр. 287 в середине [738—739] дважды: тоже „Notwendigkeit der Natur" ***.
Религия = ребячество, детство человечества (269) [723], христианство из морали сделало бога, создало морального бога (274) [727—728].
Фейербах против зло- употребле- ния словом религия
| Религия есть зачаточное образова- ние — можно сказать: «образование есть истинная религия»... «Однако это — злоупотребление словами, ибо со сло- вом религия постоянно связываются суеверные и негуманные представления» (275) [728].
Гимн просвещению — (277) [730].
«Поверхностный взгляд и утвержде- ние, что религия для жизни, именно для общественной, политической жизни, со- вершенно безразлична». „Я гроша не дам за такую политическую свободу, кото- рая оставляет человека рабом религии" (281) [733].
Религия прирождена человеку («это положение... переведенное на простой немецкий язык, означает») = суеверие прирождено человеку (283) [735].
* — безотраден. Ред. ** — «естественная необходимость». Рев, ** * — «необходимость природы», Ред,
«У христианина есть свободная при- чина природы, господин природы, воле которого, слову которого природа пови- нуется, бог, который не связан так на- зываемой причинной связью, не связан необходимостью, не привязан к цепи, соединяющей следствие с причиной и причину с причиной, тогда как языче- ский бог связан с природной необходи- мостью и даже своих любимцев не может избавить от рокового жребия смерти». (Итак, Фейербах систематически гово- рит: Notwendigkeit der Natur).
«Но у христианина есть свободная причина, потому что он в своих жела- ниях не связывает себя с общим поряд- ком, с необходимостью природы» (301) [750]. ((И еще трижды на этой странице: Notwendigkeit der Natur.))
А стр. 302 [751]: «... все зак о ны или необходимости природы, которым под- чинено человеческое существование»... 307 [755]: „Lauf der Natur" *.
«Делать природу зависимой от бога значит мировой порядок и необходи- мость природы делать зависимыми от воли» (312) [759—760]. А стр. 313 (сверху) [760] — „Naturnotwendigkeit"!!
320 [766]: „необходимость природы" (der Natur)...
В религиозных представлениях «мы имеем... примеры, как вообще человек превращает субъективное в объектив- ное, т. е. делает чем-то существующим вне мышления, пре д ставления, во- ображения — то, что существует только в его мышлении, представлении, вообра- жении»... (328) [773].
* — «ход природы». Ред,
необходи- мость природы
что такое объективное?
(по Фейербаху)
«Так христиане вырывают дух, душу человека из тела и делают этот вырван- ный, лишенный тела дух своим богом» (332) [777].
Религия дает человеку идеал (332). Человеку нужен идеал, но человеческий, соответствующий природе, а не сверхъестественный:
«Пусть нашим идеалом будет не кастрированное, лишенное телесности, отвлеченное существо, а — цель- ный, действительный, всесторонний, совершенный, обра- зованный человек» (334) [778].
Идеал Михайловского лишь вуль- гаризированное повторение этого идеала передовой буржуазной демократии или революционной буржуазной демокра- тии.
|
|