Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сбор сведений о доходах как элемент системы профилактики коррупции на государственной и муниципальной службе






В соответствии с нормой п. 1 ст. 8 Федерального закона «О противодействии коррупции» обязанность предоставлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера возложена:

—на граждан, претендующих на замещение должностей государственной или муниципальной службы, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами РФ;

—на граждан, претендующих на замещение должностей, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами РФ, в государственных корпорациях, Пенсионном фонде РФ, Фонде социального страхования РФ, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов;

—на граждан, претендующих на замещение отдельных должностей, включенных в перечни, установленные федеральными государственными органами, на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами;

—на лиц, замещающих вышеуказанные должности.

Таким образом, важно понимать следующие особенности антикоррупционной обязанности, закрепленной в указанном документе.

1. Обязанность по предоставлению сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера возложена не только на государственных и муниципальных служащих и кандидатов на службу, но и на отдельных категорий граждан, работающих по трудовому договору.

2. Обязанность по предоставлению сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера возложена не на всех государственных и муниципальных служащих. Она закрепляется посредством включения соответствующей должности в перечень должностей, при назначении на которые граждане и при замещении которых государственные и муниципальные служащие обязаны представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Перечни должностей закрепляются подзаконными нормативными правовыми актами РФ, отдельных органов государственной власти, органов местного самоуправления. Для того чтобы та или иная должность была включена в соответствующий перечень, она должна удовлетворять критерию «наличие коррупционных рисков», содержащемся в Указе Президента РФ от 18.05.2009 № 557. В соответствии с разд. 3 Указа к должностям, замещение которых связано с коррупционными рисками, относятся должности, исполнением обязанностей по которым предусматривает:

—осуществление постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями функций представителя власти либо организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций;

—предоставление государственных услуг гражданам и организациям;

—осуществление контрольных и надзорных мероприятий;

—подготовка и принятие решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также распределение ограниченного ресурса (квоты, частоты, участки недр и др.);

—управление государственным имуществом;

—осуществление государственных закупок либо выдачу лицензий и разрешений;

—хранение и распределение материально-технических ресурсов.

В связи с тем что включение должности в перечень влечет наложение на государственного (муниципального) служащего дополнительной обязанности (предоставлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера), все нормативные правовые акты, закрепляющие соответствующие перечни должностей, проходят обязательное согласование (регистрацию) в Министерстве юстиции РФ. Сбор сведений о доходах, имуществе, обязательствах имущественного характера с государственных и муниципальных служащих, которые не замещают должности, включенные в соответствующий перечень (не содержащие коррупционных рисков), является правонарушением, влекущим дисциплинарную ответственность должностного лица, которое инициировало сбор сведений.

3. Государственные и муниципальные служащие, а также кандидаты на службу обязаны предоставить соответствующие сведения не только на себя, но и на свою супругу (супруга) и несовершеннолетних детей. За непредставление сведений на указанных лиц служащие и кандидаты несут ответственность.

Сбор сведений о доходах, имуществе и об обязательствах имущественного характера возложен на кадровые службы (подразделения кадров) органов государственной власти и органов местного самоуправления.

4. Сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера подаются в соответствии с Положением, утвержденным Указом Президента РФ от 18.05.2009 № 559 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера».

Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются по утвержденным формам справок:

а) гражданами — при назначении на должности государственной службы, предусмотренные соответствующим перечнем должностей;

б) государственными служащими, замещающими должности государственной службы (за исключением должностей государственной службы в Администрации Президента РФ), предусмотренные соответствующим перечнем должностей, — ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным1;

в) государственными служащими, замещающими должности государственной службы в Администрации Президента РФ, предусмотренные соответствующим перечнем должностей, — ежегодно, не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.

Государственный служащий может представить уточненные сведения в течение трех месяцев после окончания вышеуказанных отчетных сроков. Для кандидатов на службу срока не предусмотрено.

При представлении уточненных сведений государственным или муниципальным служащим данный факт может быть рассмотрен на комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. Решение о рассмотрении данного вопроса на комиссию принимается подразделением кадровой службы государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностным лицом кадровой службы государственного органа, ответственным за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, в зависимости от объема представленных уточнений.

5. Гражданин при назначении на должность государственной службы представляет:

а) сведения о своих доходах, полученных от всех источников (включая доходы по прежнему месту работы или месту замещения выборной должности, пенсии, пособия, иные выплаты) за календарный год, предшествующий году подачи документов для замещения должности государственной службы, а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу подачи документов для замещения должности государственной службы (на отчетную дату);

б) сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты) за календарный год, предшествующий году подачи гражданином документов для замещения должности государственной службы, а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу подачи гражданином документов для замещения должности государственной службы (на отчетную дату).

Государственный служащий представляет ежегодно:

а) сведения о своих доходах, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая денежное содержание, пенсии, пособия, иные вы платы), а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода;

б) сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода.

Формы справок о доходах федерального государственного служащего, кандидата на службу, их супруги (супруга) и несовершеннолетних детей утверждены Указом Президента РФ от 18.05.2009 № 559. Органы местного самоуправления при разработке собственных форм справок использовали формы, утвержденные вышеназванным нормативным правовым актом.

6. Особого внимания требует формулировка «доход от всех источников». Нормативно закрепленного перечня соответствующих доходов в настоящий момент нет. Вместе с тем существуют специальные рекомендации по содержанию сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.

Как уже отмечалось, головным федеральным органом исполнительной власти в вопросах профилактики коррупции до недавнего времени являлось Министерство здравоохранения и социального развития РФ. Вышеуказанный федеральный орган исполнительной власти осуществлял в числе прочего координацию деятельности иных государственных органов в вопросах сбора сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.