Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теория обмена Питера Блау






Концепции социального обмена представляют собой довольно известное течение в истории социологической, а также психологической мысли. Традиционно их относят к области микросоциологического анализа, впрочем, это не вполне корректно. Представители концепций обмена стремились создать теорию поведения человека и анализировали институциональное поведение. Эти концепции часто рассматривают как альтернативу «большой» теории Парсонса: не только потому, что авторы начинают с микроанализа, но и потому, что они пытались создать качественно иное объяснение социального поведения. Хоманс стремился построить общую социоголическую теорию, объяснить человеческое поведение, добраться до его корней. При этом его не интересовала субъективная мотивация поведения, он был нацелен на объективистскую социологию.

Блау продолжил дело Хоманса, пытаясь проанализировать взаимодействие между макросистемами. Кроме того, Блау обогатил теорию социального обмена, включив перспективы различных социологических теорий: структурного функционализма, символического интеракционизма, конфликтологических концепций. Таким образом, теория обмена не противопоставляет себя парсоновский теории, а использует её достижения в объяснении институционального поведения.

Блау сосредоточился на процессе обмена, который, по его мнению, управляет значительной частью человеческого поведения и лежит в основе как межличностных, так и межгрупповых отношений. Учёный исследовал четырёхступенчатую ​ ​ последовательность, направленную от межличностного обмена к социальной структуре и далее к социальному изменению:

  • межличностный обмен, который ведёт к следующему, ведь индивиды не всегда обеспечивают вознаграждение друг друга в равной степени, при этом они постоянно оценивают друг друга с точки зрения владения ресурсами;
  • дифференциация статуса и власти;
  • легитимизация и организация. Социальная структура рождается из взаимодействия отдельных индивидов и сама начинает влиять на взаимодействие, предполагая два типа организации: первый порождается процессами обмена и конкуренции, по второму организации создаются специально для достижения определённых целей;
  • оппозиция и изменение: как правило, создание организаций оборачивается возникновением оппозиции и конфликта между ними.

Утверждая, что он лишь расширил теорию обмена до уровня крупных сообществ, Блау всё же изменил ее корне. Пытаясь расширить границы теории обмена, Блау превратил её в макроуровневую теорию. Как эклектичная комбинация различных социологических подходов, концепция Блау не смогла преодолеть присущий теории обмена в целом редукционизм и априорный характер исходных предположений, вместе с тем отразив свойственную современному капиталистическому обществу тенденцию усиления рационализации человеческих отношений.

Работы

  • Бюрократия в современном обществе, (1956)
  • Теория социальной интеграции, (1960)
  • Обмен и власть в социальной жизни, (1964)
  • Американская структура занятости, (1967) /.

Теория рационального выбора – альтернатива социальному обмену. Основывается на рассмотрении социального взаимодействия как процесса координации действий людей, стремящихся к достижению индивидуальных целей. Представитель Джеймс Коулмен (1926 - 1995) («Основания социальной теории») / Профессор социологии Чикагского университета (с 1973 г.), президент Американской социологической ассоциации (1990-1993). Коулман оказал значительное влияние на государственную политику по вопросам образования и равенства своими докладами «Равенство образовательных возможностей» (Coleman et al., 1966) и «Частные и общественные школы» (Coleman et al., 1982). Академические достижения Коулмана связаны с его социологическими исследованиями образования, родителей и молодежной культуры, такими, как «Подростковое общество» (1961), «Равенство и достижения в образовании» (1990а) и «Родители, их дети и школа» (Coleman and Schneider, 1993), а также с исследованиями власти — «Юнионистская демократия» (Lipset, Trow and Coleman, 1956), «Общинный конфликт» (Coleman, 1957) и «Власть и структура общества» (1973). Впоследствии Коулман занимался развитием рационального выбора теории в работах «Индивидуальные интересы и коллективное действие» (1986), «Основания социальной теории» (1990b) и «Теория рационального выбора» (Coleman and Fararo, 1992b). Следует отметить также его вклад в математическую социологию в работе «Введение в математическую социологию» (1964). /.

Символический интеракционизм – в основе интерпретация людьми поступков друг друга. Этот подход основывается на концепции социального взаимодействия как процесса согласования людьми своих поступков с поступками других людей путем установления и изменения значений этих поступков. Представители – Джордж Герберт Мид (1863 - 1931) / американский философ, социолог и социальный психолог; последователь Джемса и Дьюи, видный представитель прагматизма и натурализма. Исходным пунктом философии Мид является понятие акта, определяющего специфику восприятия объективной реальности действующим субъектом (который понимается в широком смысле - физический " субъект", " живая форма", социальное Я).
Содержание объектов определено прошлым опытом индивида во всем его своеобразии и неповторимости, и поэтому они " являются выражением особенных отношений между ними и индивидом". Объекты различны для индивидов, поскольку связаны с различными индивидуальными " перспективами". В понятии перспективы выражается специфичность взаимодействий субъекта со свойственной ему средой. Перспективы имеют объективное существование. Реальность есть многообразие возможных перспектив, плюральность разного рода систем взаимодействий. Любой субъект может участвовать или участвует во многих перспективах одновременно. Факт одновременного участия в разных перспективах Мид именует " социальность". Воспринимаемая реальность, в том числе и реальность общества, " социальна" по своей природе. В то же время " социален" и субъект, ибо он конституируется, как таковой, в силу своего участия в разных перспективах. Ход мысли, свойственный общефилос. концепции Мида, воспроизводится в его социальной психологии. Центральным является понятие межиндивидуального взаимодействия.
Совокупность процессов взаимодействия конституирует общество и социального индивида. Действие индивида (физическое или вербальное) воспринимается другими людьми, будучи опосредованно значением. Значение - редуцированное взаимодействие, существующее в опыте индивидов. Тождество значений в опыте того, кто действует, и того, кто воспринимает действие, предполагает возможность " принятия роли другого". В случае более сложного взаимодействия с участием многих индивидов учитывается и обобщается мнение группы относительно общего объекта взаимодействия, т. е. принимается роль " обобщенного другого". Стадии принятия роли другого, других, обобщенного другого - стадии превращения физиологического организма в рефлексивное социальное Я. Происхождение Я целиком социально, главная его характеристика - способность становиться объектом для себя самого, что отличает его от неодушевленных предметов и живых организмов. Богатство и своеобразие заложенных в том или ином индивидуальном Я реакций, способов действия, символических содержаний зависят от разнообразия и широты систем взаимодействия, в которых Я участвует.
Структура завершенного Я отражает единство и структуру социального процесса. В то же время социальный индивид (социальное Я) является источником движения и развития общества. Мид выделяет в системе Я две под системы: " I" и " me". " Me" представляет собой свойственную данному индивиду совокупность установок " других", т. е. интернализованную структуру групповой деятельности. " I", напротив, имеет автономный характер, является источником спонтанного, непредсказуемого поведения, отражает специфику реакций индивида на социальные стимулы. Реагируя отклоняющимся от ожиданий образом, " I" вносит в структуру взаимодействий изменения, которые, суммируясь, изменяют содержание социального процесса, не давая ему кристаллизоваться в жесткий социальный порядок.
Соотношение " mе" и " I" в представлениях Мида о структуре личности соответствует в целом фрейдовским категориям " сверх-Я" и " Оно". Социальная концепция Мида (сам он именовал ее социальным бихевиоризмом, желая подчеркнуть научный, неспекулятивный характер своего подхода, на самом деле имеющего весьма мало общего с традиционным бихевиоризмом) оказала мощное воздействие на последующее развитие социальной психологии и социологии, легла в основу направления, известного как символический интеракционизм (Г. Блумер, Т. Кун, И. Гофман, А. Стросс, Т. Шибутани и др.). Большое влияние получили его разработки в области педагогики, педагогической психологии, социальной этики. Ряд исследователей (Г. Уинтер, М. Натансон, П. Мак-Хью) не без оснований сближают представления М. о социальной жизни с идеями экзистенциальной психологии, с одной стороны, и социальной феноменологии - с др. В рамках последней, в частности в трудах Шюца, они получили существенное развитие. /, Герберт Блумер (1900 - 1987) \ Герберт Блумер родился в 1900 году в Сент-Луисе, США. Он является известным американским социологом и социальным психологом, представителем чикагской школы интеракционизма, учеником основавшего эту школу Джорджа Герберта Мида (1863-1931). В 1925-1952 гг. Герберт Блумер преподавал в Чикагском университете, с 1952 г. – возглавлял кафедру социологии в Калифорнийском университете, был одновременно президентом Американской социологической ассоциации и Общества изучения социальных проблем. Им подготовлена целая плеяда социологов, которая занималась и ныне продолжает заниматься изучением поведения различных социальных групп, исследуя при этом влияние средств массовой информации, пропаганды, новых технологий, расовых отношений, моды и других факторов. Среди основных работ Блумера следует выделить: «Символический интеракционизм», «Символическая интеракция: парадигма и метод», «Индустриализация как агент социального изменения». В 1937 Блумер предложил термин символический интеракционизм, для обозначения концепции, классиком которой он по праву считается (кроме Мида ее основы были заложены некоторыми работами Кули и Морено). В рамках данной концепции Дж. Мид и Герберт Блумер рассматривают взаимодействие между людьми как непрерывный диалог, в ходе которого его участники наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них. Для осмысления поступков и намерений каждому из субъектов при их взаимодействии необходимо принять роль другого. Такое взаимодействие осуществльяется с помощью символов (от греч. symbolon - условный знак), жестов (телодвижений, что-то выражающих или сопровождающих речь), которым придается определенное значение. На основе интерпретации символов и жестов вырабатывается ответная реакция, выполняется то или иное действие. Взаимодействие становится возможным благодаря тому, что люди придают одинаковое значение данному символу. Когда кто-то хмурится, мы понимаем, что человек чем-то недоволен, а если он смеется, мы пытаемся разгадать причину его радости. Мы способны на это, потому что нас с детства учат придавать значение определенным жестам и символам. Мы разгадываем намерения других людей, анализируя их поступки, опираясь на свой прошлый опыт в подобных ситуациях. Таким образом, своеобразие символического интеракционизма состоит, прежде всего в том, что он, во-первых, объясняет поведение людей не их индивидуальными интересами и влечениями, а социальными факторами; и, во-вторых, стремится рассматривать многообразные взаимосвязи и взаимодействия индивида с внешним миром, в том числе и с другими людьми и обществом в целом, как опосредованные символами, прежде всего словами. Иногда символический интеракционизм именуют теорией действия или ролевой теорией.

\, Ирвин Гофман (1922 - 1982).\ Родился в Канаде, в 1945 окончил университет Торонто, в 1949 Чикагский университет, где его учителями были У. Ллойд Уорнер и Э. Хьюз. В 1949-51 провел полевое исследование сообщества на одном из Шетландских островов, материалы которого легли в основу докторской диссертации `Коммуникативное поведение в островном сообществе` (1953); ее основные идеи разработаны в его дальнейших исследованиях: взаимодействие лицом-к-лицу, способы поддержания, разрушения и восстановления публичного порядка во взаимодействии и т.д.
В 1954-57 сотрудничал в Национальном институте психического здоровья; в 1955-56 исследовал в госпитале св. Елизаветы в Вашингтоне социальную организацию закрытого психиатрия, учреждения, общие особенности тотальных организаций и механизмы влияния организации на человеч. личность. По материалам исследования была написана книга `Приюты` (1961). В 1958-68 работал на факультете социологии Калифорнийского университета в Беркли. В эти годы он издал ряд работ, посвященных анализу взаимодействия лицом-к-лицу и публичного порядка: `Представление себя в повседневной жизни` (1959), `Столкновения` (1961), `Поведение в обществ, местах` (1963), `Стигма` (1968). В 1968-82 - профессор социологии и социальной антропологии Пенсильванского университета. В 70-е гг. написал работы о ритуальных аспектах повседневного взаимодействия `Ритуал взаимодействия` (1972) и `Отношения на публике` (1971), а также методол. труд `Рамочный анализ` (1974). В 1981 избран президентом Амер. социол. ассоциации.
Основной темой исследований Гоффмана было повседневное взаимодействие лицом-к-лицу, т.е. обыденное взаимодействие между людьми, находящимися в непосредственном физическом присутствии друг друга. Одной из важнейших его заслуг было то, что он показал фундаментальную упорядоченность привычных и незаметных форм повседневного человеческого поведения (передвижения людей по улицам, разговорных взаимодействий, приветствий и прощаний, проявления вежливости и тактичности, разрешения маленьких споров и неурядиц и т.п.). Он считал, что публичный порядок, поддерживаемый в таких простейших формах человеческого поведения и взаимодействия, является базисным уровнем поддержания социального порядка и социальной солидарности и необходимым условием для всех более высоких уровней социального порядка (политического, экономического и т.д.). Гоффман рассмотрел различные механизмы поддержания публичного порядка: ритуал, игру, драму и т.д. Например, в работе `Представление себя в повседневной жизни` Гоффман развил `театральную метафору`, рассмотрев действующих индивидов как актеров, играющих на сцене определенные роли в присутствии аудитории. Эта работа принесла ему славу основоположника концепции `социальной драматургии`.
Продолжая традиции исследования ритуала (Дюркгейм и Радклифф-Браун), Гоффман подверг исследованию небольшие межличностные ритуалы, локализованные в повседневных социальных взаимодействиях: приветствия и прощания, ритуальную организацию разговора, принесение извинений, праздничные встречи, предоставление небольших услуг незнакомцам и т.п. Разделив межличностные ритуалы на позитивные (`поддерживающие`) и негативные (`исправительные`), он проанализировал ритуальные аспекты повседневных взаимодействий (`поддержание лица`, уважительные манеры поведения, тактичность, вежливость). Используя оригинальные методол. модели, Гоффман продемонстрировал, что такие маленькие ритуалы имеют свою структуру, совершаются по опр. правилам, а также дают индивидам средства восстановления публичного порядка в случаях, когда он преднамеренно или непроизвольно нарушается. В работе `Приюты` Г. подробно проанализировал особенности социальной организации закрытых учреждений (`тотальных организаций`): тюрем, психиатрических больниц, лепрозориев, армейских частей, монастырей, приютов для детей и престарелых и т.п. Особым предметом интереса Гоффмана были механизмы трансформации человеской личности под воздействием таких организаций; он считал эти механизмы универсальным компонентом участия индивида в социальной структуре общества. Работа `Приюты` имела большой резонанс и наряду с другой работой `Стигма`, в которой была развита теория `стигматизации`, оказала содействие освобождению псевдобольных из психиатрич. учреждений. Работы Гоффмана исключительно богаты по содержанию, отличаются междисциплинарным характером; они оказали серьезное влияние на антропологию, социологию, лингвистику, этологию, полит, науку, психологию, теорию коммуникаций, фольклористику и т.д.; пользовались огромной популярностью, выходили массовыми тиражами. В 80-е гг. началось серьезное теор. осмысление его наследия. Многие исследователи относят Г. к числу наиболее выдающихся социологов второй половины 20 в. Соч.: The Presentation of Self in Everyday Life. Garden City; N.Y., 1959; Asylums. Garden City; N.Y., 1961; Encounters. Indianapolis, 1961; Behaviour in Public Places. N.Y., 1963; Stigma. [Harmondsworth; Engl., 1968]; Relations in Public. N.Y., 1971; Interaction Ritual. L., 1972; Frame Analysis. N.Y., 1974; The Interaction Order // Amer. Sociological Review, Washington, 1983, vol. 48, N 1. \

Феноменологическая социология – альтернатива символическому интеракционизму. Подход основывается на рассмотрении социального взаимодействия как процесса координации поступков людей, наделяющих действия друг друга смыслом, типичным для их жизненного опыта. Общность и устойчивость смыслов, придаваемых ситуациям взаимодействия, упорядочивает их и превращает в представлении участников взаимодействия в объективную реальность – социальные феномены. Представители Альфред Щюц (1899 - 1959) \ в течение своей жизни не был широко известным социологом. Только после смерти его работы привлекли интерес и внимание большого количества социологов. Научная, социологическая карьера Шюца была абсолютно необычной. Родившись в Вене, он получил академическое образование в Венском университете. Вскоре после его окончания начал работать в банке, и почти вся последующая жизненная карьера оказалась тесно связанной с его работой в качестве банкира. Эта деятельность, удовлетворяя его в экономическом и финансовом отношениях, не приносила глубокого внутреннего, смысложизненного удовлетворения, которое давали ему занятия феноменологической социологией. В 1932 г. он опубликовал на немецком языке свою наиболее важную работу " Феноменология социального мира", которая многие годы оставалась неизвестной широкому кругу социологов. Лишь спустя 35 лет, в 1967 г., уже после смерти социолога, она была переведена на английский язык и вызвала значительный спрос и интерес.
В 1939 г. Шюц эмигрировал сначала во Францию (Париж), а затем в США, где делил свое время между работой консультантом ряда банков и преподаванием феноменологическойсоциологии. Последним он стал заниматься лишь с 1943 г. в Нью-Йорке, где начал читать курс в Новой школе социальных исследований. Его " двойная" карьера продолжалась вплоть до 1956 г., когда он окончательно отошел от банковских забот и весь сосредоточился только на занятиях феноменологической социологией. Как видно, то, о чем он писал в своих работах - разделении научного знания и знания повседневной жизни, - нашло своеобразное отражение в его личной жизненной судьбе. В то время Новая школа социальных исследований считалась авангардистской, и внимание в ней к идеям Шюца не стало заметным явлением в ее деятельности. Зато отдельные студенты, в первую очередь П. Бергер и Т. Лукман, проявили к концепции своего педагога большой интерес, став его учениками и добившись значительных научных результатов в области феноменологической социологии. Повседневная социальная реальность и жизненный мир как предмет феноменологической социологии. Рассмотрим основные положения феноменологической социологии А. Шюца. Его взгляды базировались на идеях У. Джемса, М. Вебера, Дж. Мида, а также, как было отмечено выше, Э. Гуссерля и М. Шелера. Социолог критиковал позитивизм за неверное понимание природы социальных явлений, которую его представители приравнивали к природе естественных, т.е. природных, явлений. Главное отличие, по Шюцу, состояло в том, что природные явления не имеют внутреннего смысла, тогда как социальные явления его имеют. А смысл этот придает социальным явлениям интерпретирующая деятельность человека. Отсюда - центральные понятия его феноменологической социологии: жизненный мир, повседневный мир (повседневность), социальный мир. Все названные понятия тождественны. В целом это мир, наполненный смыслом, который придают ему люди в повседневной жизни. Задача социологии - изучать не реальность мира, а те смыслы и значения, которые люди придают его объектам. По существу, мы видим здесь определенную разновидность понимающей социологии. Близость Шюца идеям Вебера состоит и в том, что он использует понятие конструктов (у Вебера это идеальные типы). В концепции австрийской) социолога рассматриваются " конструкты первого порядка" (повседневные типы) и " конструкты второго порядка" (объективные научные понятия). Вторые связаны с первыми генетически и отражают их. Но обычно социолог имеет дело с конструктами второго порядка, т.е. с научными понятиями, и через них получает знание о повседневном мире. Таким образом, Шюц пытался установить связь между абстрактными научными понятиями и жизненным миром, миром повседневной деятельности и знания. Здесь главное заключалось в том, чтобы понять процесс становления объективности социальных феноменов на основе субъективного опыта индивидов. Люди, считал Социолог, живут в целом ряде миров (мир опыта, мир науки, мир религиозной веры, мир душевной болезни, мир художественной фантазии и т.д.). Каждый из них есть совокупность данных опыта, которая характеризуется определенным " когнитивным стилем". Когнитивный стиль - это сложное образование, показывающее специфическую форму вовлеченности личности в активную деятельность. Австрийский социолог считает, что " исследование основных принципов, в соответствии с которыми человек в повседневной жизни организует свой опыт и, в частности, опыт социального мира, является первостепенной задачей методологии общественных наук" [Шюц. 1996. С. 536]. \, Томас Лукман (р. 1927) \ немецкий социолог, ученик и последователь А. Шюца, ведущий представитель феноменологически ориентированной социологии, профессор социологии университета в Констанце (ФРГ). Основные сочинения: " Проблема религии в современном обществе" (1963); " Социальное конструирование реальности" (совместно с Бергером, 1966); " Невидимая религия" (1967); " Структуры жизненного мира" (совместный проект с Шюцем, опубликовано после смерти последнего в 1973) и др.

В книге " Социальное конструирование реальности" развил идеи Шюца (" Структуры жизненного мира") о потенциале феноменологического анализа реальности повседневной жизни. " Социальное конструирование реальности" предлагает феноменологическую версию социологии знания, предмет интереса которой составляют не " идеи" или теории, но то, что считается " знанием" в обществе, в повседневной, дотеоретической жизни. Иначе - она должна понять процессы, в результате которых человеческое знание развивается, передается и сохраняется в социальных ситуациях, в результате чего знание становится основополагающей реальностью для рядового человека, т.е. социология знания имеет дело с анализом социального конструирования реальности. Теоретическое знание, традиционный предмет анализа, представляет собой, по Л., лишь часть существующего знания и должно пониматься в контексте общего " запаса знания", существующего в обществе. Феноменологический анализ повседневной жизни - ее субъективного восприятия - позволяет воздержаться от причинных и генетических гипотез, а также от утверждений относительно онтологического статуса анализируемых феноменов. При описании повседневной реальности особый интерес представляют до- и квазинаучные интерпретации повседневной жизни, которые считаются само собой разумеющимися, но в рамках феноменологических скобок. Мир осознается как состоящий из множества реальностей, высшая из которых - реальность повседневной жизни, представляющая собой интерсубъективный мир, разделяемый с другими людьми. По сравнению с реальностью повседневной жизни другие реальности оказываются конечными областями значений, отмеченными характерными способами восприятия. Реальность повседневной жизни воспринимается и понимается в континууме типизаций, анонимность которых возрастает по мере их удаления от ситуации " здесь и сейчас". Таким образом, социальная структура - это вся сумма типизаций и основанных на них повторяющихся образцов взаимодействия, т.е. реальность повседневной жизни, ее ясность и устойчивость становится возможной благодаря процессам объективации, важнейший из которых - процесс сигнификации. Общество, по Л., производится в процессе объективирования субъектов, которые затем повторно присваивают или интернализуют его (через сигнификацию), что образует непрерывный диалектический процесс. В дальнейшем Л. продолжил исследования влияния языка на сознание и конструирование социальных структур. Социология знания предполагает разработку проблем социологии языка и социологии религии, которые перестают считаться периферийными специальностями, но, напротив, представляют непосредственный интерес для социологии как таковой. Основная работа Л. в данной области - " Проблема религии в современном обществе", а главное понятие - " трансцендирование", понимаемое как конструирование символического универсума, основная функция которого заключается в легитимации и интеграции всего социального порядка. Трансцендирование - необходимая сторона человеческой жизни, наиболее ярко проявляющаяся в религиозности, истоки которой коренятся в конституции человека. Исторически меняются формы ее проявления. При упадке церковной религиозности внецерковная (или " неспецифическая"), представляющая собой всеобщую социальную форму, религия дает возможность личной самореализации, формируя " невидимую религию". \, Питер Бергер (р. 1929) \ лютеранский теолог и социолог из США, представительсоциально-конструктивистского направления в социологии. Известен прежде всего благодаря своему труду Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания (Нью Йорк, 1966), который он написал совместно с Томасом Лукманом. Биография. Бергер родился в Триесте, Италия, вырос в Вене и эмигрировал в США немного спустя после Второй мировой войны. В 1949 он закончил Вагнер Колледж со степенью бакалавра искусства. Продолжил своё образование в New School of Social Research в Нью Йорке (магистерская степень в 1950 году и докторская — в 1952 году). В 1955 и 1956 сотрудничал с Evangelische Akademie в Германии. Между 1956 и 1958 Бергер ассистент в Университете Северной Каролины; между 1958 и 1963 старший преподаватель Hartford Theological Seminary. На следующих этапах своей карьеры преподавал в New School for Social Research, Университете Рутгерс, и Бостон Колледже.

С 1981 Бергер преподаватель социологии и теологии в Бостонском университете, а с 1985 года также руководитель Института исследования экономической культуры, который он превратил несколько лет назад в Институт культуры, религии и мировых проблем.

\, Гарольд Гарфинкель (р. 1917) \ (англ. Harold Garfinkel, 29 октября 1917, Ньюарк, Нью-Джерси — 21 апреля 2011, Пасифик-Пэлисейдс, Лос-Анджелес[1]) — американский социолог, исследователь повседневности, создатель этнометодологии. Биография. Закончил Университет Северной Каролины в Чапел-Хилл (1942). Затем был призван в армию, служил в авиации, но в боевых действиях не участвовал. После войны учился в Гарварде у Парсонса, познакомился с Ароном Гурвичем и Альфредом Шюцем, оказавшими на него большое влияние. В 1952 защитил диссертацию Восприятие другого: исследование социального порядка. С 1954 - профессор Калифорнийского университета, вышел в отставку в 1987. Главный труд - Исследования по этнометодологии (1967, рус. пер. 2007). Этнометодология. Гарольд Гарфинкель стажировался в гарвардском университете под руководством Парсонса, но все же больший интерес проявил к эмпирическим исследованиям. Он был задействован в исследовании по изучению лидерства в замкнутых пространствах: на самолетах и подводных лодках. В 1967г вышла работа «исследования по этнометодологии», в котором исследовались новейшие взгляды на развитие социальных систем. В противоположность Парсонсу, который считал, что участники социальной жизни действуют согласованно благодаря общим пониманиям, что обеспечивается социальными структурами и принятием единых социальных норм, Гарфинкель выделил идею, что люди взаимодействуют на основе здравого смысла. При чем эти взаимодействия не всегда осознаются и поддаются рефлексии самими действующими индивидами. По мнению Гарфинкеля общее понимание индивидами социальной жизни приходит не только извне, через принятие общих культурных норм, оно может конструироваться изнутри. Локальное производство социального порядка людьми, обладающими собственной практической рациональностью – ключевой постулат этнометодологии. Социальная структура воздействует на сознание индивида через фоновое ожидание, они воспринимаются индивидом не пассивно. Индивиды придают им личностный практически рациональный смысл, перерабатывают, а иногда и существенно деформируют. Рядовой индивид не осознает того, что в своей повседневной деятельности становится субъектом соц.взаимодействия и творения социальной действительности. По мнению социолога, социальная жизнь представляется упорядоченной только потому, что члены общества активно заняты приданием смысла всему тому, что происходит в процессе общения. Гарфинкель провел ряд интересных экспериментов нацеленных на сознательное разрушение нормального хода социального взаимодействия. Среди социологов эти эксперименты получили название «Гарфинкелинги». Во время или по заключении «гарфинкелингов» подробно фиксировалась удивленная, возмущенная реакция людей на нестандартное поведение экспериментаторов. Этнометодологические эксперименты «разрывали», «нарушали» повседневную рутину общения, раскрывая ту напряженную работу, которая производится каждым членом общества для сохранения, восстановления нормального хода жизни. Эти эксперименты по вмешательству в привычную жизнь показали, как люди всякий раз активно сопротивлялись, когда их вынуждали подвергнуть сомнению значительное количество самоочевидных рутинных способов действия \.

Социальный акционизм – парадигма, направленная на изучении конфликтов и неравенства на уровне микросоциальных процессов. Представитель Ален Турен (р.1925) \ Ален Турен (фр. Alain Touraine, 3 августа 1925, Эрманвиль, деп. Сена Приморская) — французский социолог. Биография. Сын врача. Закончил Эколь Нормаль Сюперьёр, где изучал историю и философию. В 1952 продолжил учебу в США, где познакомился со структурно-функциональной социологией Т.Парсонса. Исследовательская проблематика. Основные интересы Турена связаны с социальными движениями 1960—1970-х гг. (антивоенными, рабочими, молодежными, женскими, регионалистскими, стран «третьего мира» и др.) как новыми коллективными «субъектами» социального действия. Признание.

Почетный член Американской академии искусств и наук, Академии наук Польши, почетный доктор ряда университетов во Франции и за рубежом, офицер Ордена Почётного Легиона, Национального ордена «За заслуги». Европейская премия Амальфи (1998) \. Социальное действие порождает ценности и нормы, которые служат для индивидов ориентирами в их деятельности и придают этой деятельности устойчивость и упорядоченность, т.е. образуют социальные структуры.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.