Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мир собственности






В «Саге о Форсайтах» противостоят друг другу, как разные полюса Земли, два мира: собственность и красота. Символом собственности в трилогии является семья Форсайтов, а также дельцы, банкиры, предприниматели, которые появляются в процессе повествования. Вообще, через Форсайтов Голсуорси хотел показать верхушку английской буржуазии в целом, владельцев капиталов, недвижимости, заводов и т. д. Это такая ироническая пародия, вообщем-то невеселая, если призадуматься.

Сущность этого рода можно понять из главы «Симптомы Форсайтизма» романа «Собственник». Философствуя на эту тему с Филипом Босини, Джолион младший называет основные черты Форсайта. В первую очередь он заявляет, что Форсайт – не такая уж редкость в мире. Их очень много. Даже среди художников, писателей и архитекторов. На вопрос Босини, как же распознать этого самого Форсайта, Джолион быстро дает ответ: по чувству собственности и практическому взгляду на вещи. Они на все детали в мире смотрят через призму скептицизма, и делают выбор не по зову сердца, а по велению разума. Картина не может быть красивой, если ее нельзя выгодно продать. Мебель, одежда не могут радовать глаз, если они произведены неизвестной фирмой или (боже упаси!) сделаны из недорогого материала. А человек, не имеющий за душой тысячи фунтов в год, вызывает как минимум подозрение. Собственно так произошло с Босини. Бедный архитектор, в странной одежде (как взволновала Форсайтов одна его шляпа!) с экстравагантным лицом. Семья настолько была обеспокоена, что на вечере помолвки Джун, непрестанно косилась на этого субъекта.

Ко всему прочему, Форсайт «никому и ничему не отдает себя целиком». В целях самосохранения. Зачем попусту волноваться и тревожиться, и в результате прожить короткую жизнь? Нет! Так не пойдет. Форсайты вечно пекутся о своем здоровье и в случае малейших беспокойств вызывают врача. Апофеозом этой бережливости становится феномен Тимоти, самого младшего из братьев. Он настолько помешан на здоровье, что почти не выходит из дома, а сестры и слуги, заботящиеся о нем, стараются не беспокоить его ни в коем случае. Образ Тимоти крайне ироничен: его персонаж в первом книге вообще не появляется, хоть о нем и говорят с первых глав романа. Он та самая карикатура, которая витает в воздухе и незримо присутствует в среде Форсайтов. «Как здоровье Тимоти? Ах, бедный Тимоти! Мы так беспокоимся за него...» И этот самый Тимоти переживает всех представителей старшего поколения и именно его похоронами заканчивается «Сага». Но как относится к нему Голсуорси? Пожалуй, что с отвращением. По крайней мере, такие чувства Тимоти вызывает в романе «Сдается внаем». Старик, впавший в детство, делающий ежедневные променады по своей комнате, чье внимание может занять муха. Он дожил до ста, пережил Первую мировую войну, не ведая, что она вообще была. Вот истинный символ Форсайтизма! Жить только для себя. К чему это привело? На его похороны никто не явился. А зачем, если он прожил век взаперти, не оставив и следа в мире? Как будто и не существовал. Зато дожил до глубокой старости!

Однако мы отвлеклись. Еще одной характерной чертой Форсайта является беспокойство за свою репутацию. Он никогда не позволит себе оказаться на виду и быть втянутым в скандал. Поэтому ему так противна мысль о разводе. Это очень ярко показано на примере Ирэн и Сомса. Сомс настолько боялся публичного рассмотрения дела, что не давал жене развода на протяжении тринадцати лет, при всем при том, что жили они раздельно. Впрочем, тут дело не только в боязни за репутацию, но об этом чуть позже.

Молодой Джолион также замечает, что Форсайты необходимы обществу. Своим существованием и стремлением к выгоде они делают возможным процветание искусств, литературы, науки и даже религии. «Форсайты – это посредники, коммерсанты, столпы общества, краеугольный камень нашей жизни с ее условностями...». Тут в пример можно привести Сомса, а также Думетриуса, скупающего самые ценные и стоящие картины, чтобы продать их втридорога.

Обратим внимание на то, что Голсуорси в «Саге» хотел показать как со временем будет рушится некогда прочное и устойчивое древо семьи, а также принципы и мировоззрение ее членов. Так писатель задумал выразить свое отношение к собственности. Началом конца стала смерть тети Энн, женщины, которая была скрепляющим звеном в цепи. Потом умер старый Джолион, тело которого было похоронено не в фамильном склепе. Перед смертью он перешел на сторону мира красоты, оказавшись в окружении семьи сына и прекрасной Ирэн. Драма в семейной жизни Сомса оказала существенное влияние. Ну а две войны и смерть Тимоти довершили дело.

Цель жизни Форсайтов состояла в обладании женами, домами, деньгами, здоровьем, репутацией. И все же эти взгляды к концу книги претерпевают изменения. Младшее поколение клана воплощает собой веяния времени, что вызывает негодование у старших. Они уже не имеют той хватки, что была у старшего поколения. Большинство из них уходят в профессии, немыслимые для Форсайтов прошлого: кто-то становится военным, кто-то писателем, кто-то художником. Девиз новой эпохи – «Жизнь коротка. Бери от жизни все!», а значит, собственность перестает культивироваться, отходит на задний план, «сдается внаем». Это вовсе не значит, что Форсайты исчезнут как вид. Бушующие «волны» века со временем утихомирятся, и собственность вновь станет преобладать в сознании Форсайтов.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.