Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Решение комплексных задач






В настоящее время одной из наиболее интенсивно развивающихся обла-
стей когнитивной психологии является изучение способности человека
к решению комплексных задач — задач по изучению сложных динамиче-
ских систем и по управлению ими. Развитие общества характеризуется все
возрастающей динамичностью; человечество вовлекает себя во все новые,
более широкие и сложные сети различных взаимодействий (экологиче-
ских, технологических, информационных, социальных, политических и
т.д.). Поэтому возникла необходимость понять, как человек решает та-
кие проблемы, где необходимы знания во многих научных и практичес-
ких областях, учет намерений и действий других людей — партнеров, со-
юзников и противников, способность собирать разнообразную информа-
цию из множества источников и принимать сразу много решений в ус-
ловиях ограниченного времени. Примеров разнообразных видов деятель-
ности по решению комплексных проблем в современном обществе очень
много — начиная с того, как дети осваивают компьютерные среды, и кон-
чая тем, как большие коллективы высококвалифицированных специали-
стов пытаются реализовать новейшие — космические, ядерные и т.п. —
проекты.

С психологической точки зрения, решение комплексных задач (РКЗ) ха-
рактеризуется следующим [Дернер, 1997; Функе, Френш, 1995; Frensch,
Funke, 1995]. Эти задачи являются новыми для решающего и содержат мно-
жество нечетко сформулированных условий и целей. Объектом деятельно-
сти решающего являются динамически изменяющиеся среды, содержащие
большое число компонентов с неизвестными и неочевидными, «непро-
зрачными» множественными связями. Эти связи организованы по прин-
ципу причинных сетей, а не отдельных цепей. (Как пишет один из ведущих
исследователей в этой области Дитрих Дернер [1997, с. 106], в сложной си-
стеме имеет место переплетение зависимостей по типу пружинного мат-
раса: если потянуть в одном месте, в движение приводится практически
все; если надавить в другой точке, произойдет то же самое.)

Решение комплексных задач включает когнитивные, эмоциональные,
личностные и социальные способности и знания решающего. Одной из
наиболее важных является способность анализировать и учитывать сразу
множество разнородных факторов и делать многое одновременно. Но че-
ловек относительно легко овладевает лишь системами с малым числом
факторов, однозначными связями между ними и простой, линейной ди-
намикой изменений. (Дебатируется вопрос, обусловлено ли это ограниче-
ние мышления человека генетическими характеристиками или внешней
средой — например, особенностями обучения.) Люди без особого труда
могут прогнозировать события при равномерном росте какого-либо коли-
чественного показателя. Но если этот показатель изменяется, например,
в геометрической прогрессии, то они начинают делать очень грубые ошиб-
ки, недооценивая или переоценивая это изменение. Мало кто может без
калькулятора правильно оценить, какими будут уровень заболеваемости







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.