Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 8. Мышление. нако как же ему, Декарту, удалось сделать в науке больше этих «некото- рых других» с более быстрым умом






нако как же ему, Декарту, удалось сделать в науке больше этих «некото-
рых других» с более быстрым умом, ясным воображением и обширной
памятью? Декарт продолжает: «Однако не побоюсь сказать, что, по мое-
му мнению, я имел счастье с детства ступить на такие пути, которые при-
вели меня к соображениям и правилам, позволившим создать метод, с
помощью которого я могу, как мне кажется, постепенно усовершенство-
вать мои знания...»

«Те, кто мало-помалу открывает истину в науке, схожи с теми, кто, ста-
новясь богаче, тратит меньше труда на большие приобретения, чем они ра-
нее тратили на гораздо меньшие, когда были бедны. Их можно сравнить с
полководцами, силы которых обычно умножаются по мере одерживаемых
ими побед...» [Там же, с. 289].

Научная компетентность рассматривается Декартом как аналог денеж-
ного капитала. Капитал обладает способностью сам увеличивать себя. Че-
ловек, заработав деньги один раз, с гораздо большей легкостью начинает
их зарабатывать, опираясь на свой капитал. Подобно этому, решив на-
учную проблему, ученый не просто увеличивает свое знание, он разви-
вает свой метод, с помощью которого совершаются новые открытия. Ре-
шенная задача оказывается средством решения новых задач. Научная
компетентность, как и капитал, оказывается некоторой машиной, кото-
рая включает не просто схемы, структурирующие материал, но и пред-
полагает выработку метода, т.е. определенных способов действия при по-
становке и решении научных задач. Метод Декарта, как его формулиро-
вал сам его создатель, состоял в том, чтобы не принимать на веру идеи
без собственного исследования, начинать с простого и полностью ясно-
го для интуиции, держать в голове связь всех положений, в каких-то слу-
чаях использовать, а в каких-то — не использовать воображение для по-
мощи разуму и т.д. [Там же, с. 77—153]. Однако, по-видимому, осознан-
ная часть этого метода отнюдь не исчерпывает его, и никто еще не стал
великим ученым, освоив метод Декарта по его книгам.

В то же время каждый значительный ученый в процессе многих лет на-
учной работы вырабатывает свой индивидуальный метод, включающий как
определенный подход, видение научных проблем в своей области, так и
многие другие вещи: как и когда читать, как и когда писать статьи и кни-
ги, как работать с учениками и коллегами, как организовать свой быт и т.д.
Это относится не только к ученым. Автору этих строк пришлось как-то ус-
лышать от экс-чемпиона мира по шахматам М.М. Ботвинника, что тому
удалось в течение ряда лет играть в шахматы сильнее всех в мире, потому
что он открыл метод — разработку дебюта с прицелом на стратегические
идеи миттельшпиля.


Решение комплексных задач






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.